Мудрые мысли

Иоганн Готлиб Фихте (нем. Johann Gottlieb Fichte)

Иоганн Готлиб Фихте (нем. Johann Gottlieb Fichte)

(19 мая 1762, Бишофсверда — 27 января 1814, Берлин)

Немецкий философ. Один из основателей группы направлений в философии известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

Цитата: 35 - 47 из 47

  Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать.
Тот далеко не ушел, для кого не расширяется поле его деятельности с каждым им сделанным шагом.


  Разумное существо не имеет ничего вне опыта; опыт содержит в себе весь материал его мышления. Истинному и действительному времени принадлежит лишь то, что становится принципом, необходимым основанием и причиною новых, не существовавших до того явлений во времени. Лишь в этом случае возникает живая жизнь, порождающая из себя другую жизнь.


  Совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе.


  Стоять и жаловаться на человеческое падение, не двинув рукой для его уменьшения, значит поступать по женски. Карать и злобно издеваться, не сказав людям, как им стать лучше, — не по дружески. Действовать! Действовать! — вот для чего мы существуем.


  Тот далеко не ушел, для кого не расширяется поле его деятельности с каждым им сделанным шагом.


  Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими.


  Ученый по преимуществу предназначен для общества: он, поскольку он ученый, больше, чем представитель какого-либо другого сословия, существует только благодаря обществу и для общества... Свое знание, приобретенное для общества, должен он... применить действительно для пользы общества; он должен привить людям чувство их истинных потребностей и познакомить их со средствами их удовлетворения.


  Ученый по своему назначению есть учитель человеческого рода.


  Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония.


  Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него самое тление будет строить и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни. Для него вырастает то, что раньше было холодным и мертвым, в питающее зерно, в освежающее зерно, в освежающий плод, в оживляющую виноградную лозу. Вокруг него облагораживаются животные, они отрешаются от своей дикости и получают из его рук более здоровую пищу, за которую платят ему добровольным послушанием. Более того, вокруг человека облагораживаются души; чем больше кто-либо — человек, тем глубже и шире действует он на людей, и то, что носит истинную печать человечности, будет всегда оценено человечеством; каждому чистому проявлению гуманности открывается каждый человеческий дух и каждое человеческое сердце.


  Человек может то, что он должен.


  Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно.


  Я верю теперь от всего сердца в свободу человека, и для меня вполне ясно, что лишь при ее допущении вообще возможны долг и добродетель.


  Я хотел бы лучше считать горох, чем изучать историю.