Мудрые мысли

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller)

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller)

(10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре, Германия — 9 мая 1805, Веймар, Германия)

Великий немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Цитата: 52 - 64 из 64

  Там, где мы у единичного человека или целого на рода встречаемся с откровенною и самостоятельною видимостью, там мы вправе предположить и ум, и вкус, и всякие связанные с ними навыки, там идеал управляет действительной жизнью, честь торжествует над собственностью, мысль над наслаждением и мечта бессмертия - над бытием. Там единственно страшным является общественное мнение, и оливковый венок там будет в большем почете, чем пурпуровое платье. К ложной и хилой видимости прибегает лишь бессилие и извращенность, и отдельные люди и целые народы доказывают свое моральное ничтожество и эстетическое бессилие, когда они *подделывают действительность видимостью и (эстетическую) видимость действительностью, - то и другое часто сочетается в одно. (*Цитаты*. т.6 стр.347)


  Тесен мир, мозг же человека необъятен.


  Только настойчивость приводит к цели.


  - Ты хочешь, чтобы я проклял моего сына? (граф фон Моор)
- Нет, нет! Вам незачем проклинать сына! Кого вы зовете своим сыном? Того, кому вы дали жизнь и кто делает все, чтобы сократить вашу? (Франц, сын графа фон Моор, о брате Карле) (трагедия «Разбойн


  Утраченную минуту не может вернуть даже сама вечность.


  Человек возникает из грязи, шлепает некоторое время по грязи, порождает грязь, в грязь превращается, пока наконец грязью не налипнет на подошвы своих правнуков! Вот и вся песня, весь грязный круг человеческого предназначения. (Франц, сын графа фон Моор, брат Карла) (трагедия «Разбойники», 1781)


  Человек вырастает по мере того, как растут его цели.


  Человек лишь тогда достигнет высшей полноты бытия в соединении с высшей самостоятельностью и свободой, когда оба качества соединятся, и вместо того чтобы потеряться в мире, он впитает в себя мир со всей его бесконечностью явлений и подчинит единству своего разума


  Человеконенавистничество - медленное самоубийство.


  Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.


  Честного человека можно сделать из любого пня. Но мошенника - это дело посложнее! Тут необходим подлинный национальный гений и известный, как бы это сказать, мошеннический климат. [...] В Италии тоже имеются Доблестные мужи. Но если Германия будет продолжать в том же духе и окончательно порвет с Библией, на что можно уже твердо надеяться, то со временем и из нее выйдет что-нибудь путное. Вообще, должен тебе сказать, особого значения климат не имеет; гений принимается на любой почве, а все остальное, братец... Сам знаешь: из дикого яблока и в райском саду не получится ананаса. (Шпигельберг, разбойник) (трагедия «Разбойники», 1781)


  Честность шатается, как гнилой зуб, остается только подцепить его козьей ножкой... Или, и того лучше, ты бросаешь полный кошелек прямо на мостовую, а сам где-нибудь прячешься и смотришь, кто его поднимет. Немного погодя ты уже бежишь вслед за ним, охаешь и, догнав, спрашиваешь: *Не поднимали ли вы, сударь, кошелька с деньгами?* Скажет: *Да*, - черт с ним, ступай своей дорогой; начнет отпираться: *Нет, извините, сударь... не припомню... очень сожалею...* - тогда победа, братец, победа! Гаси фонарь, хитроумный Диоген! Ты нашел твоего человека. (Шпигельберг, разбойник) (трагедия «Разбойники», 1781)


  Что большинство? Большинство - безумие. Ум ведь лишь у меньшинства.


  Это мне-то сдавить свое тело шнуровкой, а волю зашнуровать законами? Закон заставляет ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом! Закон не создал ни одного великого человека, лишь свобода порождает гигантов и высокие порывы. (Карл, сын графа фон Моор, брат Франца) (трагедия «Разбойники», 1781)