Мудрые мысли

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus)

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus)

(26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона (ныне Вена))

Римский император (161—180) из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Цитата: 18 - 34 из 249

  Вот сказал бы тебе кто нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра — не стал бы ты ломать голову, как умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра — не думай, что велика разница.


  Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.


  Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к нему, подобно потоку, относящееся к душе - сновиденью и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии.


  Время человеческой жизни-миг; её сущность-вечное течение; ощущение-смутно; строение всего тела-бренно; душа-неустойчива; судьба-загадочна; слава-недостоверна.


  Все на день: и кто помнит, и кого.


  Все настоящее - мгновение вечности.


  Все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. (…) И долговечнейший, и тот, кому вот вот умирать, теряет ровно столько же.


  Все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. (…) Повсюду одно и то же, только действующие лица другие.


  Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.


  Всё, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сейчас твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь всё прошлое, будущее поручишь промыслу, и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо.
Праведно — это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа принесла тебе это, а тебя — этому.
А справедливо–это благородно и без обиняков высказывая правду и поступая по закону и по достоинству.
И пусть не помешает тебе ни порок чужой, ни признание, ни речи, ни, конечно же, ощущения этой нарощенной тобою плоти—страдает, так её забота.
И когда бы ни предстоял тебе выход — если ты оставишь всё остальное и, почитая единственно своё ведущее и то, что в тебе божественного, не того станешь бояться, что надо когда-то прекратить жизнь, а что так и не начнёшь никогда жить по природе, тогда будешь ты человек, достойный своего родителя — мира, а не чужестранец в своём отечестве, изумляющийся как неожиданности тому, что происходит изо дня в день, и от всякой всячины зависящий…


  Вся материя – вечно движущийся поток, всё совершённое и совершающееся – цепь вечных превращений. Ничто не прочно. Впереди и сзади бесконечность, в которой всё исчезнет. Как глуп, следовательно, всякий, кто чем-нибудь чванится или убивается и горюет о чём-нибудь, точно горе не длится лишь короткое время.


  Всякое настоящее во времени — точка для вечности.


  Всякому созданию полезно не только все то, что посылается ему Провидением, но и в то самое время, когда оно посылается.


  Вся-то земля точка.


  Гнаться за невозможным - безумие.


  Говорить правду - то же, что красиво писать, и является только благодаря практике.


  Говорить правду - то же, что красиво писать, и является только благодаря практике; это не столько дело воли, сколько привычке, и я не думаю, чтобы можно было считать бесполезным всякий случай, помогающий проявлению или образованию этой привычки.