Мудрые мысли

Адам Смит (англ. Adam Smith)

Адам Смит (англ. Adam Smith)

(крещён и возможно родился 5 июня (16 июня) 1723, Керколди, Шотландия, Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Великобритания)

Шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Цитата: 52 - 68 из 71

Страна или государство, в котором мы родились, в котором мы выросли, под покровительством которого мы живем, представляет собой наимногочисленнейшее общество, на благоденствие или на несчастье которого оказывает влияние наше доброе или злое поведение. Поэтому общество это по необходимости интересует нас больше: помимо нас самих, все, что нам дорого, наши родители, наши дети, наши друзья, наши благодетели, то есть лица, которых мы более всего любим и уважаем, составляют часть этого великого общества, благосостояние и безопасность которого составляет их благосостояние и их безопасность.


Счастье посещает нас в разных видах и почти неуловимо, но я чаще видел его среди маленьких детей, у домашних очагов и в деревенских домиках, чем в других местах.


Та самая причина, которая приводит к повышению заработной платы, именно увеличение капитала, побуждает к повышению производительных способностей труда и даёт меньшему количеству труда возможность производить большее количество продуктов.


Только крайне малодушный и крайне пустой человек может находить удовольствие в похвалах, которых, как ему хорошо известно, он не заслужил.


Труд есть источник всякого богатства.


Труд представляет собою действительное мерило меновой стоимости всех товаров.


Трудно заставить человека понять что-либо, если его заработок обеспечивается непониманием этого.


Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем мы заслужили ее.


...угрызения совести, самое ужасное из чувств, посещающих сердце человека. Оно порождается стыдом, оно вызывается собственным сознанием о преступлении, сожалением о его последствиях, состраданием к погибшей жертве, страхом наказания, несомненно следующего за справедливою местью со стороны всякого разумного существа.


Умеренность в проявлении нрава — всегда добродетель.


Умственные способности и развитие большой части людей, необходимо складываются в соответствии с их обычными занятиями, Человек, вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций… не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность… становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо. Однообразие его неподвижной жизни естественно подрывает мужество его характера… Оно ослабляет даже деятельность его тела и делает его неспособным напрягать свои силы сколько-нибудь продолжительное время для иного какого-либо занятия, кроме того, к которому он приучен. Его ловкость и умение в его специальной профессии представляются, таким образом, приобретёнными за счёт его умственных, социальных и военных качеств. Но в каждом развитом цивилизованном обществе в такое именно состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки (the labouring poor), т. е. основная масса народа.


Установление совершенного правосудия, совершенной свободы и совершенного равенства — вот тот совсем простой секрет, который наиболее действенным образом обеспечивает наивысшее преуспевание всех классов.
(Из «Исследования о природе и причинах богатства народов», 1776 год
(The establishment of perfect justice, of perfect liberty, and of perfect equality is the very simple secret which most effectually secures the highest degree of prosperity to all the classes.
(О справедливости и правосудии)


Характер каждого человека оказывает влияние на счастье прочих людей, смотря по тому, имеет он свойство приносить им вред или пользу.


Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые, можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить.


Чего еще нужно для счастья человеку, у которого есть здоровье и чистая совесть и нет долгов?


Человек – это животное, заключающее сделки; ни одно другое животное этого не делает: ни одна собака не меняется костью с другой.


Человек обычно рассматривается государственными деятелями и прожекторами (т.е. политиками) как некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих дел... Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны. Чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию.