Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)

(15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж)

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)


  Франсуа де Ларошфуко в нашем цитатнике


Замок Вертей в Вертей-сюр-Шарант. Здесь Ларошфуко жил, находясь в провинции

Замок Вертей в Вертей-сюр-Шарант. Здесь Ларошфуко жил, находясь в провинции


Фамильный замок Ларошфуко (Шаранта)

Фамильный замок Ларошфуко (Шаранта)


Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)


Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)


Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Francois VI, duc de La Rochefoucauld)

Биография

Родился 15 сентября 1613 в Париже, представитель знатного рода. До смерти отца носил титул принца Марсийака. С 1630 появился при дворе, участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа в 1637. Но, находясь в своем поместье, продолжал поддерживать сторонников Анны Австрийской, которую Ришелье обвинял в связях с враждебным Франции испанским двором. В 1637 возвратился в Париж, где помог известной политической авантюристке и подруге королевы Анны, герцогине де Шеврез, бежать в Испанию. Был заключен в Бастилию, но не надолго. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами он вновь проявляет независимость и вновь отлучается от двора. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини. Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, принцессе королевской крови.

Старый герцог Ларошфуко купил для сына пост губернатора в провинции Пуату, но в 1648 сын оставил свой пост и явился в Париж. Здесь он прославился тем, что произнес в парламенте речь, напечатанную под заголовком Апология принца де Марсийака, которая стала политическим кредо знати в гражданской войне. Суть декларации заключалась в необходимости сохранения привилегий аристократов – как гарантов благополучия страны. Мазарини, проводивший политику укрепления абсолютизма, объявлялся врагом Франции. С 1648 по 1653 Ларошфуко был одним из главных деятелей Фронды. После смерти отца (8 февраля 1650) он стал именоваться герцогом де Ларошфуко. Он возглавлял борьбу против Мазарини на юго-западе страны, его ставкой был город Бордо. Защищая этот район от королевских войск, Ларошфуко принимал помощь от Испании – это его не стесняло, ибо по законам феодальной морали, если король нарушал права феодала, последний мог признать другого суверена. Ларошфуко проявил себя как наиболее последовательный противник Мазарини. Он и принц Конде были руководителями Фронды принцев. 2 июля 1652 под Парижем в Сент-Антуанском предместье армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, его поместья были разграблены, он отошел от политической деятельности.

На протяжении почти десяти лет он работал над мемуарами, которые вошли в ряд лучших воспоминаний о Фронде. В отличие от многих своих современников, он не восхвалял себя, а старался дать предельно объективную картину событий. Он был вынужден признать, что большинство его соратников по борьбе в защиту прав знати предпочли роль придворного вельможи определенным феодальным правам. Сравнительно спокойно перенеся свое разорение, он с горечью писал о корыстолюбии принцев. В воспоминаниях он воздал должное государственному уму Ришелье и признал его деятельность полезной для страны.

Последние два десятилетия своей жизни Ларошфуко отдал литературной деятельности и активно посещал литературные салоны. Он упорно работал над своим главным произведением Максимами – афористическими размышлениями о морали. Мастер салонной беседы, он отшлифовывал свои афоризмы много раз, все прижизненные издания его книги (их было пять) несут следы этой напряженной работы. Максимы сразу принесли автору известность. Даже король покровительствовал ему. Афоризмы – отнюдь не записанные экспромты, они плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди. Под влиянием материалиста П.Гассенди автор пришел к выводу, что поведение человека объясняется себялюбием, инстинктом самосохранения, а мораль определяется жизненной ситуацией. Но Ларошфуко нельзя назвать бессердечным циником. Разум позволяет человеку, считал он, ограничивать свою собственную природу, сдерживать претензии своего эгоизма. Ибо себялюбие бывает опаснее врожденной свирепости. Редко кто из современников Ларошфуко раскрыл лицемерие и жестокость галантного века. Придворная психология эпохи абсолютизма является наиболее адекватным отражением Максимов Ларошфуко, но их значение шире, они актуальны и в наше время.

Умер 16 марта 1680 в Париже.

Биография

Франсуа VI де Ларошфуко (Francois VI, duc de La Rochefoucauld) родился 15 сентября 1613 года в Париже. Родом из старинного знатного рода Пуату. До смерти отца (отец умер в 1650 году) носил титул - принц де Марсийак. Его происхождение определило дальнейшую судьбу: он оказался в центре дворцовых интриг. Ларошфуко блестящий придворный и французский писатель. Отличался остроумием, смелостью суждений и, принимая участие в политической жизни своей страны, оказался в партии, враждебной кардиналу Ришелье, его приказу из Парижа в 1637.Затем был ненадолго заключен в Бастилию. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами, он вновь отлучается от двора, куда он возвращается уже после смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643), однако снова проявляет свою независимость и становится отчаянным противником Мазарини. Чувство ненависти к Мазарини было также связано и с его любовью к герцогине де Лонгвиль. Ее называли вдохновительницей гражданской войны (Фронды). И Ларошфуко был вынужден примкнуть к Фронде, существовавшей в 1648-1653 годах (общественное движение против абсолютизм). Это течение возглавлял принц Конде, и состояло оно из людей разного общественного положения.

Ларошфуко удалился от дворца. Он опубликовал «Мемуары» в1662 году. В 1665 году - «Размышления, или Моральные изречения» известные как «Максимы».

«Максимы» были одним из популярных произведений несколько лет подряд. Неудивительно, ведь афористическая четкость мышления, а также то, что Ларошфуко не маскировал стремление отметить «общечеловеческие» недостатки. В 1665 году Ларошфуко опубликовал «Размышления, или Моральные изречения». А с 1665 по 1678 годы было опубликовано 5 переработанных и дополненных изданий.

Ларошфуко получил немалый опыт, став участником Фронды. Все эти политические игры убедили его лишь в одном: эгоизм – основной побуждающий фактор для человека.

Пессимизм и мизантропия автора явились следствием его разочарования в классовой прослойке. Он был свидетелем, какими мнимыми оказывались добродетели в новых социально-политических условиях.

Умер поэт в Париже в 1680 году.

Биография

Французский писатель, мемуарист, автор знаменитых философских афоризмов Франсуа VI де Ларошфуко родился 15 сентября 1613 г. в Париже.

Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции, был противником Ришелье и Мазарини, играл видную роль в движении «фронды», стоял в центре больших интриг.

Участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа.

После смерти Ришелье в 1642 г. он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини.

Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, которая в течении долгих лет играла важную роль в жизни Ларошфуко, но разочарованный в своей привязанности Ларошфуко стал мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти.

В 1652 г. под Парижем армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, и он отошел от политической деятельности.

В 1662 г. опубликовал «Мемуары», куда вошли лучшие воспоминания о временах Фронды, где подробно описываются политические и военные события.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко.

Результатом обширного жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» – сборник афоризмов – это плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г.

Изысканный стиль, меткость, лаконичность сделали «Максимы» Ларошфуко, наиболее известными и популярными среди сборников афоризмов. Их автор вошел в историю как тонкий наблюдатель, остроумный и проницательный философ, обладающий безупречным стилем, но явно разочарованный в жизни.

В начале 1680 г. состояние здоровья Ларошфуко ухудшилось, стало ясно, что он умирает. Мадам де Лафайет проводила у него каждый день. В ночь с 16 на 17 марта в 1680 г. в возрасте 66 лет он скончался в Париже на руках старшего сына.

Биография

Ларошфуко? старинный французский дворянский род из провинции Пуату. Основатель — Фуко де Ла Рош — по семейным преданиям, внук Юга II де Лузиньяна. Принцы де Марсийак с 1500, графы с 1517, герцоги и пэры Франции с 1622.

Ларошфуко Франсуа - французский писатель. Герцог и блестящий придворный. Ларошфуко принимал самое деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи, был противником Ришелье и Мазарини, играл видную роль в движении «фронды», стоял в центре больших интриг.

В 1662 опубликовал «Мемуары», а в 1665 «Максимы и моральные размышления», сначала анонимно. С 1665 по 1678 вышло 5 переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех «Максим» объясняется афористической четкостью мышления автора. Точка зрения аристократа не маскируется стремлением отметить «общечеловеческие» недостатки и особенности характеров, служившие неизменным предметом обсуждений в салонах, посетители которых проявляли свое остроумие в обсуждении выдвинутых картезианской философией вопросов морали, религии и природы эмоций.

Личный опыт сложной политической игры в «маккиавелизм» эпохи фронды определил основные взгляды Ларошфуко, для которого главным стимулом деятельности человека является эгоизм: человек любит, потому что приятно, если и его самого любят, человек милосерд, потому что ему неприятно видеть страдания, и т. д., словом, «все добродетели теряются в расчете, как реки в море», и «пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств».Современники высоко ценили уменье Ларошфуко отмечать тончайшие оттенки явлений, находить выразительные и вместе с тем крайне сжатые идейные формулы, его меткость в характеристике предмета и т. п. Основной прием Ларошфуко правильно указан французской критикой - он сводит рассматриваемую добродетель к смежному с ней недостатку: великодушие или храбрость - к тщеславию, честность - к желанию внушить доверие в корыстных целях. Как историко-культурная фигура Ларошфуко - типичный показатель общих упадочнических моментов в идеологии французской аристократии XVII века. Герцог Ларошфуко понял, что абсолютизм одержал победу над той частью феодальной знати, которая ему сопротивлялась. Мало того, он убедился в том, что она продаст свои притязания на политическую власть за те выгоды, которые предоставит ей абсолютизм. Ларошфуко в течение своей бурной жизни пришлось быть свидетелем того, насколько мнимыми оказались эти добродетели в новых социально-политических условиях. Отсюда - крайний пессимизм, мизантропия Ларошфуко, обобщившая его разочарование в своей классовой прослойке. Разложение последней, ослабление в ней социальных связей определили крайний индивидуализм Ларошфуко, сосредоточенность его на личных переживаниях, которые подвергаются обостренному самоанализу. Убеждение Ларошфуко в испорченности человеческой природы лишь формально связано с янсенизмом, популярным в то время религиозным течением, по существу же является продуктом кризиса мировоззрения фрондировавших против абсолютизма феодально-аристократических группировок.

Биография

арошфуко Франсуа де, французский писатель-моралист и блестящий придворный, родился в 1613 г., в Париже в семье герцога, происхождение предопределило его дальнейшую судьбу, бросив в самую гущу дворцовых интриг. Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи, он оказался в политической партии, враждебной кардиналу Ришелье (только после смерти последнего Ларошфуко стал играть видную роль при дворе) и был вынужден примкнуть к Фронде - широкому общественному течению против абсолютизма, существовавшему в 1648-1653 гг. и состоявшему из людей разного общественного положения во главе с принцем Конде.

В течение долгих лет в его личной жизни играла большую роль герцогиня Лонгевилль, из любви к которой он отказывался не раз от побуждений честолюбия. Разочарованный в своей привязанности, Ларошфуко сделался мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де-Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти. Удалившись от двора, Ларошфуко поддерживал тесную связь с салонами мадам Сабле и мадам де-Лафайет. Последние годы Ларошфуко омрачены были разными невзгодами, смертью сына, болезнями.

В 1662 г. он опубликовал "Мемуары", а в 1665 г. "Размышления, или Моральные изречения" (1665), более известные как "Максимы". С 1665 по 1678 г. вышло 5 переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех "Максим" на протяжении нескольких лет объясняется афористической четкостью мышления автора. Точка зрения аристократа не маскируется стремлением отметить "общечеловеческие" недостатки, служившие неизменным предметом обсуждений в светских салонах. Личный опыт политической игры эпохи Фронды определил основные взгляды автора - основным побуждающим фактором человека является эгоизм: человек любит, т. к. приятно, если любят его самого и т.д. Основной афоризм Ларошфуко: "все наши добродетели - скрытые пороки".

Ларошфуко довелось быть свидетелем того, насколько мнимыми подчас оказывались эти добродетели в новых социально-политических условиях. Отсюда его крайний пессимизм и мизантропия, характеризующие его разочарование в своей классовой прослойке и неизменная убеждённость в испорченности человеческой природы.

Умер Ларошфуко в Париже в 1680 г.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, которая легла в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко.

Биография

Франсуа де Ларошфуко (15.09.1613 — 17.02.1680) — знаменитый французский философ, принадлежавший к древнему французскому роду Ларошфуко. Ларошфуко - древняя аристократическая фамилия. Этот род ведет свое начало с XI века, от Фуко I сеньора де Лароша, чьи потомки до сих пор живут в фамильном замке Ларошфуко недалеко от Ангулема. Франсуа воспитывался при дворе и с юности замешан был в разные придворные интриги. Переняв от отца ненависть к кардиналу

Ришелье частенько враждовал с герцогом и только после смерти последнего стал играть видную роль при дворе. За свою жизнь Ларошфуко был автором множества интирг. У влеклись в 1962 году «сентенциями» (меткими и остроумными высказываниями) - Ларошфуко начинает работу над своим сборником «Максим». «Максимы» (Maximes) — сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Выпуску первого издания «Максим» способствовали друзья Ларошфуко, переслав одну из рукописей автора в 1664 году в Голландию, тем самым приведя Франсуа в ярость. На современников "Максимы" произвели неизгладимое впечателние: одни находили их циничными, другие превосходными. В 1679 году Французская академия предложила Ларошфуко стать ее членом, но он отказался, вероятно, счтая что дворянину недостойно быть писателем. Несмотря на блестящую карьеру большенство считало Ларошфуко чудаком и неудачником.

Биография

Французский писатель – моралист. Участвовал в дворцовых интригах против кардинала Ришелье. В своих «Мемуарах», освещающих события 1624-1652 гг., выступал противником абсолютизма.

Главное сочинение Ларошфуко — «Размышления, или Моральные изречения и максимы» —философский итог его наблюдений над нравами французского общества. Главными движущими силами поведения человека считал себялюбие и эгоистический расчет («интерес»).

Эта идея, высказанная Т. Гоббсом и весьма распространенная у многих мыслителей той эпохи, приобретает у писателя особую новизну благодаря его тонкому психологическому анализу нравов французской аристократии и, прежде всего, тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с помощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этическими идеалами.

Ларошфуко —мастер афористического стиля.

Биография (ru.wikipedia.org)

Воспитывался при дворе, с юности замешан был в разные интриги, враждовал с герцогом де Ришельё и только после смерти последнего стал играть видную роль при дворе. Принимал активное участие в движении Фронды и был тяжело ранен. Занимал блестящее положение в обществе, имел множество светских интриг и пережил ряд личных разочарований, оставивших неизгладимый след на его творчестве. В течение долгих лет в его личной жизни играла большую роль герцогиня де Лонгвиль, из любви к которой он не раз отказывался от своих честолюбивых побуждений. Разочарованный в своей привязанности, Ларошфуко стал мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти. Последние годы Ларошфуко омрачены были разными невзгодами: смертью сына, болезнями.

Литературное наследие

Максимы

Результатом обширного жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» (Maximes) — сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г. Пять изданий, всё более увеличиваемых автором, появились ещё при жизни Ларошфуко. Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной афоризм Ларошфуко: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки.». В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Ларошфуко имеет преимущественно в виду людей своего круга, общий тон его афоризмов — крайне ядовитый. Особенно удаются ему жестокие определения, меткие и острые как стрела, например изречение: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания… других людей». Очень высоко чисто литературное значение «Максим».

Мемуары

Не менее важным трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» (Memoires sur la regence d’Anne d’Autriche), первое издание — 1662 г. Ценнейший источник о временах Фронды. Ларошфуко подробно описывает политические и военные события, о себе он говорит в третьем лице.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» Ларошфуко выведен под своим прежним титулом — принц де Марсийак, как человек, пытающийся убить Арамиса, также пользующегося благосклонностью герцогини де Лонгвиль. Согласно Дюма, даже отцом ребёнка герцогини был не Ларошфуко (как настойчиво утверждали слухи в реальности), а именно Арамис.

Семья и дети

Родители: Франсуа V (1588—1650), герцог де Ларошфуко и Габриелла дю Плесси-Лианкур (ум. 1672).

Жена: (с 20 января 1628, Миребо) Андре де Вивонн (ум. 1670), дочь Андре де Вивонн, сеньора де ла Беродье и Марии Антуанетты де Ломени. Имели 8 детей:

* Франсуа VII (1634—1714), герцог де Ларошфуко
* Шарль (1635—1691), рыцарь Мальтийского ордена
* Мария Екатерина (1637—1711), известна как Мадмуазель де Ларошфуко
* Генриетта (1638—1721), известна как Мадмуазель де Марсийак
* Франсуаза (1641—1708), известна как Мадмуазель д’Анвиль
* Анри Ахилл (1642—1698), аббат де Ла Шез-Дье
* Жан Батист (1646—1672), известен как Шевалье де Марсийак
* Александр (1665—1721), известен как Аббат де Вертейль

Внебрачная связь: Анна Женевьева де Бурбон-Конде (1619—1679), герцогиня де Лонгвиль, имели сына:

* Шарль Парис де Лонгвиль[1] (1649—1672), герцог де Лонгвиль, был одним из кандидатов на польский престол

Дата публикации на сайте: 20 января 2013.