Мудрые мысли

Лев Николаевич Гумилёв (Lev Nikolaevich Gumiljov)

Лев Николаевич Гумилёв (Lev Nikolaevich Gumiljov)

(1 (14) октября 1912, Царское Село — 15 июня 1992, Санкт-Петербург)

Советский и российский историк-этнолог, востоковед, доктор исторических и географических наук (вторая докторская степень не утверждена ВАК), переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Цитата: 1 - 17 из 27

А ведь даже Дьявол (Иблис) в мусульманской поэзии говорит: *Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть - в ладони моего врага*.
(*От Руси к России*)


Борис Годунов был настоящим реформатором и по-своему справедливым, хотя и крутым человеком: он хотел, чтобы всем было одинаково плохо.
(*От Руси к России*)


Был праздник веселый и шумный, Они повстречались раз…
Она была в неге безумной, С манящим мерцанием глаз.
А он был безмолвный и бледный, Усталый от призрачных снов.
И он не услышал победный, Могучий и радостный зов.
Друг друга они не узнали, И мимо спокойно прошли,
Но звезды в лазури рыдали, И где-то напевы звучали, О бледном обмане земли.


Все, что мы видим, - этнично. Потому что этнос – это способ вести себя, приемлимый для ваших соседей. Каждый человек должен себя как-то вести, то есть он принадлежит к какому-то этносу.
(*Струна истории*)


Для тех, кто умер, будь то микроб или баобаб, человек или зародыш, время исчезает, но все организмы биосферы связаны друг с другом. И уход одного — это потеря для многих, потому, что это победа извечного врага жизни — Хроноса. Примириться с потерей — это значит сдать позиции, и против Смерти встаёт Память — преграда энтропии уже не бытия, а сознания. Именно память делит время на прошлое, настоящее и будущее, из которых реально только прошлое.


Духовное одиночество — это подобие ада; прорыв к читателю, то есть к его пониманию, — путь через чистилище. Удовлетворение сделанным — награда за труд большая, чем зарплата и гонорары.


Евразийский идеал прост и конструктивен: отношения между народами нужно строить не на войнах и распрях, а на мире и согласии. Вот почему Россия должна ориентироваться на достижениях синтетической культуры, формировавшейся среди многообразных народов Евразии: они - не враги и конкуренты, а союзники и опора будущего совместного прогресса.
(Валерий Демин, *Жизнь замечательных людей: Лев Гумилев*. Москва. 2008 г.)


Знаю одно и скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство.
(Предсмертный интервью, уже после распада СССР, журналу «Социум», № 5, 1992 г.)


Как видим, жизнь князя (Александр Невский) легкой не назовешь. Каждый раз он приходил *по зову новгородскому*, оказывал Новгородской земле огромные услуги: сражался на Неве, на Чудском озере, усмирял воевавшее против Новгорода племя водь - и за это... отстранялся от руководства сторонниками Запада при помощи *демократической* процедуры - вечевого голосования.
(*От Руси к России*)


— Лев Николаевич, вы — интеллигент?
— Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия.


Любое творение рук человека - это, в известной мере, кристаллизованная пассионарность его создателей.
(*От Руси к России*)


Людей окружают различные природные системы, среди которых управляемые — редкость. Но многие неуправляемые явления предсказуемы, например, циклоны, землетрясения, цунами. Они приносят бедствия, которые нельзя полностью предотвратить, но уберечься от них можно. Вот почему нам и нужны метеорология, сейсмография, геология и гидрология. Этнология подобна этим наукам. Она не может изменить закономерностей этногенеза, но может предостеречь людей, не ведающих, что творят.


Мы должны осознать себя евразийцами, чтобы осознать себя русскими.
(Валерий Демин, *Жизнь замечательных людей: Лев Гумилев*. Москва. 2008 г.)


Мы провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры - как симфонической личности...
(Валерий Демин, *Жизнь замечательных людей: Лев Гумилев*. Москва. 2008 г.)


Некий волхв появился и в Новгородской земле. Он объявил себя прорицателем, подбил людей на мятеж против церкви и обещал невиданное чудо. Белоозерских язычников обуздал сын Святослава князь Глеб. Укрыв под плащом топор, он обратился к кудеснику с вопросом, знает ли тот будущее. *Знаю все*, - был ответ. Князь спросил: *Знаешь ли, что будет с тобою сегодня?* - *Чудеса великие сотворю*, - пророчествовал волхв. Глеб вынул топор и зарубил волхва, доказав тем самым, что пророком тот был никудышным. *Люди разошлись*, - сообщает летописец. Так энергичными действиями власти было подавлено возрождение язычества на севере Руси.
(*От Руси к России*)