Мудрые мысли

Поль Анри Тири Гольбах (барон д’Ольбах, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach; немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Гольбах, нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach)

Поль Анри Тири Гольбах (барон д’Ольбах, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach; немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Гольбах, нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach)

(8 декабря 1723, Эдесхайм — 21 июня 1789, Париж)

Французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.

Цитата: 1 - 17 из 93

Бог, оказавшийся настолько вероломным и коварным, чтобы создать первого человека и затем подвергнуть его искушению и греху, не может считаться существом совершенным и должен быть назван чудовищем безрассудства, несправедливости, коварства и жестокости.


В вопросах религии людей можно назвать взрослыми детьми.


Возмездие в жизни загробной — не что иное, как призрак, выдуманный для помрачения человеческого разума, изобретенный для того, чтобы обмануть и сбить с толку людей, чтобы навсегда лишить их спокойствия и превратить в послушных рабов духовенства.


Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум.


Всякая религия по сущности своей нетерпима как в силу своих принципов, так и в силу своих интересов.


Всякий, кто серьезно задумается над религией и ее сверхъестественной моралью, кто трезво взвесит все ее преимущества и недостатки, сможет убедиться, что религия и ее мораль вредны человечеству и, во всяком случае, противоречат природе человека.


Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – тот бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.


Гений - это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта.


Говорить, что нравственные идеалы врождены или представляются результатом инстинкта, — это все равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита.


Говорить, что религия недоступна разуму, значит допускать, что она не создана для разумных существ; значит согласиться с тем, что сами доктора богословия ничего не смыслят в тайнах, которые они каждодневно проповедуют.


Говорят, что бог терпелив. Но терпеть явное зло — не значит ли обнаруживать бессилие или даже соучастие в этом зле?


Даже самые счастливые войны отнюдь не приводят к миру.


Делать счастливыми других - вот самый верный способ стать счастливым в этом мире; быть добродетельным - значит заботиться о счастье себе подобных.


Добродетель несовместима с невежеством, суеверием, рабством; рабов можно удержать лишь страхом наказания.


Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения другой религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины.