Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

(1601, Бельмонте, Арагон — 6 декабря 1658, Тарасона, Арагон)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)


  Бальтасар Грасиан в нашем цитатнике


Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)


Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)


Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)


Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)


Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Биография

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales; 1601, Бельмонте — 6 декабря 1658, Тарасона) — испанский писатель, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия). Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Библиография

1637 Герой
1640 Политик
1642 Остроумие, или Искусство Изощренного Ума
1646 Благоразумный
1647 Карманный оракул, или Наука благоразумия // (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек»)
1651 Критикон: Часть I
1653 Критикон: Часть II
1657 Критикон: Часть III
1655 Размышления о причастии // (единственное произведение, подписанное настоящим именем)

Русский перевод

1741 Придворной человек // Пер. С. С. Волчкова. Санкт-Петербург; второе издание — 1760.
1984 Карманный оракул. Критикон // Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1981 (серия «Литературные памятники»).
1977 Остроумие, или искусство изощренного ума// Пер. Е. Лысенко, стихи с испанского и португальского в переводе П. Грушко. «Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение». Москва, «Искусство», 1977 (серия «История эстетики в памятниках и документах»).

«Герой» (1637)
«Политик» (1640)
«Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
«Благоразумный» (1646)
Карманный аракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)

«Критикон»: Часть I — 1651; Часть II — 1653; Часть III — 1657.
«Размышления о причастии» (1655) — единственное произведение, подписанное настоящим именем.
Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой

Биография

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия). Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Биография

Грасиан Бальтасар (1601-1658) — испанский философ 17 века. Был рожден в семье лекаря, имел трех братьев и сестру. С самого раннего детства выделялся способностями к наблюдению и рассуждению. В Таррагоне в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена, начинает изучать философию. А в 1623 году в Сарагосе он изучает уже теологию. Характер у Грасиана был довольно тяжелый, это отмечали и его друзья, и его враги. Что впрочем, не мешало ему впоследствии воспитывать незаконнорожденного ребенка своего приятеля.Грасиан был очень неординарным человеком, его наблюдательность за публичным поведением людей была настолько яркой и точной, что можно сказать, что он положил начало зарождению новой науки о человеке -интригологии. Его сочинения: «Герой» (моральный трактат), «Политик» , «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума», трактат »Благоразумный» , «Карманный оракул, или Наука благоразумия» ( сборник афоризмов, сентенций, изречений), «Критикон» ( философский роман о пути человека в человеческом обществе) в трех частях . После выхода 3-й части «Критикона» новый ректор сарагосской коллегии пошел на поводу у давнего личного врага Грасиана, генерала ордена Никеля и Грасиану выносят публичный выговор. Ему запрещают преподавать, высылают из Сарагосы в захолустный город Граус с приказом жить в строгом покаянии. Последний год жизни Грасиана был наполнен сплошными унижениями и отчаянием. По приказу генерала за ним постоянно следили, проверяли, нет ли у него в келье рукописей, даже запретили иметь бумагу и чернила. Потом эти условия немного смягчаются и его переводят исповедником в Таррагону. Но все же к преподаванию и проповедничеству Грасиана не допускают. Все эти обстоятельства резко подкосили его здоровье, прожил он после этого недолго. Также ему принадлежит «Размышления о причастии» - единственное произведение, подписанное его настоящим именем.

УЧЕНИЕ Грасиана: (актуально в наше время).Да будет первым твоим житейским правилом - пусть в тебе нуждаются:

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Зависимые полезнее любезных: утолив жажду, от источника всегда отвернутся. Конец нужде — конец дружбе, а с ней и службе.

Избегай побед над вышестоящим:

Победить — значит вызвать неприязнь, победить же своего хозяина — неразумно, а то и опасно. Ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму — оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить в самом высоком.

Меняй приемы:

Отвлекай внимание, тем паче враждебное. Не держаться начального способа действия — однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой; труднее — ту, что кружит. Коварство начеку. Чтобы его провести, нужна немалая изощренность.

Не начинай с чрезмерных надежд:

Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд.

Особенно ценно искусство скрывать свои недостатки, обращая их в свои достоинства:

Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.

К каждому подбирай отмычку:

В этом искусство управлять людьми. У каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные данные. Все люди — идолопоклонники: кумир одних — почести, других — корысть, а большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить ключ к страстям ближнего.

Умей уклоняться:

Разумный никому не надоедает, но надо еще позаботиться, чтобы тебе самому не надоедали. Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Излишество всегда дурно, особенно в общении с людьми.

Вовремя прекрати удачную игру:

Непрерывное везение всегда подозрительно; более надежно — перемежающееся. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.

Будь в мыслях с меньшинством, а в речах с большинством:

По речам на площади не узнаешь мудреца — не своим голосом он там говорит, а голосом людской толпы.

Будь благоразумно отважным: мертвого льва даже зайцы лягают.

Умей ждать: мудро сказано «время да я — на любого врага».

Сдерживай себя: не выставляй напоказ все, что имеешь, — назавтра уже никого не удивишь. Всегда держи про запас, чем бы вновь блеснуть.

Знай: преимущество за первым:

Иные предпочитают быть первыми во втором ряду, нежели вторыми — в первом.

Умей отказывать: не надо отказывать наотрез, это значит рвать узы преданности. Пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа.

Будь решительным: нужно верить в свою звезду.

Научись ускользать: прием людей благоразумных. Изящной шуткой они открывают себе выход из самой сложной ситуации. С улыбкой умеют выйти из ожесточенного спора.

Прилаживайся к каждому: изучать характеры и настраиваться в лад особенно важно для подчиненных. Подобие порождает благосклонность.

Обновляйся: привычка умаляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость.

Не упорствуй: если талант расточать, он быстро иссякнет.

Дозволяй себе мелкие небрежности: иной огрех — лучшая рекомендация достоинствам.

Будь в обхождении терпим: умей скрывать свои чувства, на многое смотри сквозь пальцы. Особенно на действия своих врагов.

Не жди, пока станешь солнцем заходящим: не жди, когда к тебе повернутся спиною, и ты уже не будешь иметь почета. Уходи вовремя.

Не ввязывайся в соперничество: жар распрей воскрешает древние инстинкты.

Никогда не говори о себе: о себе говорить — слушающим докучать.

Начинай на чужой лад, чтобы закончить на свой: это тактика успеха. Притвориться и бросить приманку, чтобы привести к своей цели.

Биография

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian, 8 января 1601, Бельмонте около Калатаюда — 6 декабря 1658, Таррагона) — известный испанский писатель, мыслитель, арагонский иезуит.

Он жил в ту эпоху, когда "гонгоризм" (см. Гонгора) всецело овладел испанской прозой. Первый трактат его "El Heroe" (1630) имел значительный успех. Тут нет собственно характеристики героя, а дается как бы рецепт для его изготовления в форме кратких и сжатых сентенций, переполненных риторичнейших метафор и вычурных оборотов. В 1648 г., чтобы выяснить и оправдать свою литературную манеру, Г. издал трактат "Agudeza" и "Arte de ingenio" - остроумный учебник риторики, приспособленный к целям "гонгоризма". Самым замечательным произведением Г. считается "El Criticon" (1650-1653). Это - аллегория человеческой жизни; три части соответствуют трем ее периодам: "Primavera de la Ninez" ("Весна детства"), "Otono de la edad viril" ("Осень зрелого возраста"), "Invierno de la vejez" ("Зима старости). "Criticon" важен для характеристики испанской жизни XVII в. Тут слог менее вычурен, много остроумия и красноречия, но выведенным автором туманным и фантастическим личностям недостает жизненности. Большинство произведений Г. переведено на французский и итальянский языки, а некоторые - на английский и латинский. М. В.

Основные события Бальтасара Грасиана

8 января 1601 — В церковно-приходской книге селения Бельмонте сделана запись о крещении Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, сына местного лекаря.
1616 — 1619 — получив начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо, продолжает его в сарагосской коллегии этого ордена.
30 мая 1619 — поступает в качестве послушника в иезуитский «испытательный дом» в г. Таррагоне.
26 апреля 1620 — литературный дебют — панегирика-дидактический некролог брата по ордену.
21 мая 1621 — конец срока послушничества; его посылают в г. Калатаюд для изучения философии.
Весна 1623 — Лето 1627 — продолжает образование в сарагосской коллегии; он изучает философию, исполняя с 1626 г. обязанности секретаря вице-ректора коллегии.
Осень 1627 — Весна 1630 — после экзамена, на котором он признан достойным преподавать философию и теологию, возвращается в Калатаюд и ведет в местной коллегии занятия по латинской словесности.
30 марта 1630 — Март 1631 — еще год испытательного срока в валенсийской обители иезуитов.
Лето 1631 — Весна 1633 — читает курс моральной теологии в коллегии г. Лериды.
Весна 1633 — начинает преподавание философии в коллегии г. Гандии. (Валенсия).
25 июля 1635 — принес «четыре обета» и принят в орден.
Лето 1636 — переезд в г. Уэску (Арагон); проповедник и исповедник в местной иезуитской коллегии; знакомится с меценатом В. Ластаносой.
Лето 1637 — в Калатаюде напечатан моральный трактат «Герой» под псевдонимом Лоренсо Грасиан.
Начало 1640 — назначен духовником вице-короля Арагона герцога Ночеры и переезжает в Сарагосу.
Конец 1640 — в Сарагосе выходит его второй трактат «Политик» под тем же псевдонимом.
Июль 1641 — приезжает в Мадрид (вероятно, сопровождая Ночеру, которого 4 июля арестовывают и заточают в тюрьму).
Февраль 1642 — публикация в Мадриде трактата-антологии «Искусство изощренного ума».
Март 1642 — возвращается в Сарагосу.
Осень 1642 — назначение на должность вице-ректора «испытательного дома» в Таррагоне.
Осень 1644 — снова переведен в валенсийскую обитель.
Август 1646 — в Уэске выходит этический трактат «Благоразумный».
Сентябрь 1646 — приступает к исполнению священнических обязанностей в армии маркиза де Леганес, направляющегося на помощь осажденной французами Лериде.
21 ноября 1646 — успешный штурм заканчивается снятием осады. Падре Грасиан, напутствовавший воинов перед боем, получает прозвание «Отец Победы».
Декабрь 1646 — возвращается в Уэску; преподаёт Священное Писание и в то же время усиленно работает над своими литературными произведениями.
Март 1647 — выходит «Карманный оракул» (Уэска).
Весна 1648 — второе, значительно расширенное издание трактата-антологии под названием «Остроумие, или Искусство изощренного ума» (Уэска).
Лето 1651 — выходит первая часть «Критикона» (Сарагоса) под псевдонимом Гарсиа де Марлонес.
Сентябрь 1651 — получает кафедру Священного Писания в сарагосской коллегии.
Весна 1653 — выход второй части «Критикона» (Уэска) под прежним псевдонимом Лоренсо Грасиан.
Весна 1655 — «Размышления о причастии» — единственное произведение чисто религиозного характера и опубликованное под его настоящим именем.
Лето 1657 — Третья часть «Критикона» (Мадрид).
Начало 1658 — получает публичный выговор, его высылают из Сарагосы в захолустный Граус и приговаривают к покаянию.
Апрель 1658 — частичное прощение; его переводят в коллегию Таррагоны и отказывают в просьбе о переходе в другой орден.
6 декабря 1658 — Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.

Афоризмы

Жизнь — трагедия
Мир обманывает,
Жизнь лжёт,
Фортуна надувает,
Здоровье подводит,
Юность проходит,
Злыдни теснят,
Добра не видать,
Годы летят
Радости не приходят,
Время мчится,
Жизнь кончается,
Смерть хватает,
Могила пожирает,
Земля накрывает,
Тлен разрушает,
Забвенье уничтожает;
Вчера человек,
Сегодня прах,
Завтра ничто.
~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Злоба и Снисходительность

… два чудища, столь же сходные, сколь различные, — дабы крайности были виднее. У первого был глаз дурной, как у косоглазого, на всех смотрел искоса: если
кто молчит, обзывал дураком;
кто говорит — болтуном;
кто смиренен — малодушным;
кто знает себе цену — спесивцем;
кто терпелив — трусом,
кто суров — извергом;
кто серьезен — гордецом;
кто любезен — льстецом;
кто щедр — мотом;
кто бережлив — жмотом;
кто воздержан — ханжой;
кто остроумен — наглецом;
кто скромен — болваном;
кто вежлив — шаркуном.

— О, этот дурной, злобный взгляд. Другой, напротив, хвалился, что у него хороший глаз, на все он смотрел снисходительно:
бесстыдство называл галантностью;
беспутство — вкусом к жизни;
лживость — изобретательностью;
дерзость — отвагой;
мстительность — щепетильностью;
лесть — любезностью;
злоязычие — остроумием;
коварство — проницательностью;
притворство — благоразумием.

— Сколько глупости в двух этих извращениях: люди обычно впадают в крайности, никак не найдут разумную середину, а еще зовутся существами «разумными».
~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Прозрение и Обольщение

«Разнообразны и разительны нелепости, что повседневно открываются нам в опасном странствии по жизни человеческой. И самая разительная нелепость та, что
Обольщение стоит при входе в мир, а
Прозрение — при выходе.

Роковая сия несообразность способна загубить всю жизнь человеческую».
~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Духовная жвачка

«…пусть извергает знания из закоулков памяти и передает их разуму;
пусть усердно пережёвывает то, что глотал без разбора, без размышления;
пусть повторяет не торопясь то, что усвоил быстро.
Да, пусть
думает,
размышляет,
вникает,
углубляет да взвешивает,
прикидывает да умом раскидывает и раз и два,
соображает, что говорить, и того прилежней — как поступить.
Так что его, человека жвачка — это многократное размышление,
жить он должен разумом и рассуждением».
~ «Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Биография (ru.wikipedia.org)

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Сочинения

* «Герой» (1637)
* «Политик» (1640)
* «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
* «Благоразумный» (1646)
* «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)
* «Критикон»: Часть I — 1651; Часть II — 1653; Часть III — 1657.
* «Размышления о причастии» (1655) — единственное произведение, подписанное настоящим именем.
* Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
* Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой

Русский перевод

* Придворной человек. Пер. С. С. Волчкова. Санкт-Петербург, 1741; второе издание — 1760.
* Карманный оракул. Критикон. Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1981 (серия «Литературные памятники»).
* Остроумие, или искусство изощренного ума. Пер. Е. Лысенко, стихи с испанского и португальского в переводе П. Грушко. «Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение». Москва, «Искусство», 1977 (серия «История эстетики в памятниках и документах»).

Литература

* Сергиевская Г. Е. Консептизм как основа схождения двух философских языков: Грасиан и Кеведо //Когнитивные стили коммуникации. Теория и прикладные модели. Симферополь, 2004.C.154-156.

Дата публикации на сайте: 8 октября 2012.