Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)

(18 сентября (7 сентября по старому стилю) 1709, Личфилд к северу от Бирмингема, ныне регион Западный Мидленд, Англия — 13 декабря 1784, Лондон)

Портрет, написанный в 1775 Джошуа Рейнольдсом, показывает концентрацию и слабость зрения Джонсона.

Портрет, написанный в 1775 Джошуа Рейнольдсом, показывает концентрацию и слабость зрения Джонсона.


  Сэмюэль Джонсон в нашем цитатнике


Заседание кружка доктора Джонсона

Заседание кружка доктора Джонсона


Карикатура, изображающая, как Аполлон и музы гоняют Джонсона вокруг Парнаса

Карикатура, изображающая, как Аполлон и музы гоняют Джонсона вокруг Парнаса


Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)

Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)


Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)

Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)


Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)

Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)


Портрет Сэмюэля Джонсона, страница из словаря Джонсона. Великобритания, 2009, 1st. П. офсет. 14 (1/2). многоцветная

Портрет Сэмюэля Джонсона, страница из словаря Джонсона. Великобритания, 2009, 1st. П. офсет. 14 (1/2). многоцветная


Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)

Сэмюэль Джонсон (англ. Samuel Johnson)

Биография

(1709-1784), английский лексикограф, литературный критик и эссеист. Родился 18 сентября 1709 в Личфилде (графство Стаффордшир). Поступил в местную классическую школу, потом в школу в Сторбридже. Работал в отцовском книжном магазине, пока не поступил 31 октября 1728 в Пембрук-колледж Оксфордского университета - по-видимому, получив наследство. Через 13 месяцев деньги кончились, и, проведя два унылых года в книжном магазине, он определился учителем в классическую школу Маркет-Босуорта.

После поездки в Бирмингем к однокашнику Хектору Джонсон написал свою первую (утраченную) серию эссе для местной газеты и первую книгу - перевод Путешествия в Абиссинию (Voyage to Abissinia) монаха Лобо (1735), а также познакомился со своей будущей женой, Элизабет Портер, замужней дамой сорока пяти лет. Ее муж вскоре умер, и 19 июля 1735 Джонсон и миссис Портер вступили в брак. На наследство, оставшееся от покойного, Джонсон снял дом в Эдайле, близ Личфилда, и открыл в нем школу, но, несмотря на поддержку местных жителей (юный Дэвид Гаррик был среди его учеников), школу пришлось закрыть.

В 1737, вооружившись рекомендательными письмами, Джонсон и Гаррик отправились за удачей в Лондон. Гаррику вскоре повезло, а Джонсону, имевшему при себе лишь незаконченную трагедию Айрин (Irene), удача не улыбнулась. Наконец в 1738 он нашел работу в "Джентлменз мэгэзин", самом серьезном тогда журнале. В мае того же года издатель журнала Э.Кейв опубликовал Лондон - первую значительную работу Джонсона, переработку третьей сатиры Ювенала.

Джонсон редактировал и сам давал сообщения о парламентских дебатах, чаще всего по отрывочным материалам и под вымышленными именами, поскольку парламент запрещал освещать ход дебатов.

В "Джентлменз мэгэзин" Джонсон работал до 1744 включительно. В 1745 он предложил новое издание Шекспира, но проект не удался. В 1746 Джонсон приступил к созданию Словаря английского языка (A Dictionary of the English Language), и в 1747 вышел План словаря; автор посвятил его, согласно договоренности, лорду Честерфилду. В том же году Гаррик стал директором театра "Друри-Лейн", и это событие ознаменовалось блестящей постановкой Друри-Лейнского пролога (Drury Lane Prologue) Джонсона.

Затем опять потянулась литературная поденщина, но в 1749 Гаррик поставил Айрин, единственную пьесу Джонсона (кассовый успех и провал в критике), и тогда же писатель познал самый большой успех на поэтическом поприще - вышла Тщета человеческих желаний (The Vanity of Human Wishes), последняя переработка сатир Ювенала. В 1750 Джонсон начал издавать свой самый знаменитый журнал "Рэмблер" ("Rambler"), выходивший дважды в неделю вплоть до смерти жены писателя (17 марта 1752). В 1755, после проволочек со стороны лорда Честерфилда, наконец появился Словарь.

На титульном листе автор был назван магистром искусств - эта ученая степень была только что присвоена ему Оксфордским университетом. В 1758 начал выходить журнал "Айдлер" ("Idler"), серьезностью намерений уступавший "Рэмблеру", и Джонсон посчитал, что настало время для давно задуманного издания Шекспира. В 1758 в возрасте 89 лет умерла мать Джонсона; чтобы найти деньги на похороны, он поспешил отдать в печать свой единственный роман Расселас, принц Абиссинский (Rasselas, the Prince of Abyssinia). Уныло и одиноко были прожиты последующие четыре года, хотя с 1762 писатель и получал королевский пенсион в 300 фунтов стерлингов.

В июне 1763 в книжном магазине Дейвиса с Джонсоном познакомился юный Джеймс Босуэлл. На следующий год с созвездием других знаменитостей Джонсон основал "Клуб" (часто именуемый "Литературным клубом"). В 1765 писатель получил степень доктора права от Дублинского Тринити-колледжа и в том же году выпустил восьмитомное издание Шекспира. Между 1770 и 1775 появились четыре памфлета в защиту тори, за чем последовала докторская степень от Оксфордского университета. Несколько позже группа книготорговцев, которым Джонсон успешно помогал советами, попросила его написать предисловия для антологии английских поэтов, начиная с Дж.Мильтона и кончая серединой 18 в.

Джонсон не устоял против такого предложения, и одной из главных его работ стали Предисловия (Prefaces, 1779-1781); в пересмотренном виде - Жизнеописания английских поэтов (Lives of the English Poets). Это 56 статей; в зависимости от интереса Джонсона к поэту они варьируются от изложения биографических сведений и критического разбора основных работ до всестороннего исследования творчества (Мильтона, Драйдена, Попа, Свифта и Аддисона). Умер Джонсон в Лондоне 13 декабря 1784, похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Популярность Джонсона держалась еще полвека после его смерти: в 1787 вышло издание Сочинений в 11 томах (не вошли Словарь, шекспировские материалы и случайные публикации), в 1825 появились еще 8 томов. Им восхищались В.Скотт и Дж.Г.Байрон, но вкусы меняются, и виг Т.Б.Маколей в пространном, блистательном и яростном обличении крокеровского издания Жизни Джонсона, написанной Босуэллом (1831), в лице Джонсона заклеймил тори. Целый век работы Джонсона ценились ниже, чем его беседы в передаче Босуэлла, хотя "Рэмблер", "Айдлер", Расселас и Жизнеописания английских поэтов многократно переиздавались.

Из стихотворных произведений Джонсона сохраняют интерес только поэмы Лондон и Тщета человеческих желаний, театральные прологи и еще несколько небольших вещей. Эссе Джонсона, прежде всего в "Рэмблере" и "Айдлере", внешне следуя образцам Д. Аддисона и Р. Стила, отмечены печатью незаурядной личности, глубиной суждений (о жанре романа, о Мильтоне), искусством литературного портрета. Словарь Джонсона - два огромных фолианта - почти столетие оставался вне конкуренции. Величайший вклад Джонсона в лексикографию - необъятное количество цитат, проясняющих словоупотребление. В Жизнеописаниях английских поэтов заслуживают прочтения все статьи, но сегодня наибольшее впечатление оставляет жизнеописание А.Каули, содержащее замечания Джонсона о поэтах-метафизиках.

Биография (По материалам: http://www.peoples.ru/)

Сэмюэл Джонсон (англ. Samuel Johnson; 18 сентября 1709 г. – 13 декабря 1784 г.) – английский критик, лексикограф и поэт эпохи Просвещения, чьё имя, по оценке «Британники», стало в англоязычном мире синонимом второй половины XVIII века.

По своему влиянию на умы современников-англичан Джонсона можно сравнить с Вольтером и его славой в континентальной Европе. Современному человеку Сэмюэл Джонсон известен, прежде всего, своими афоризмами и крылатыми выражениями.

Биографическая справка

Сын мелкого торговца книгами, безо всякой материальной или моральной поддержки, страдая синдромом Туретта, Джонсон неутомимо пробивал себе дорогу и упорным трудом завоевал выдающееся положение в литературном мире. Родился 18 сентября 1709 г. в Личфилде (графство Стаффордшир). Закончив школу, Сэмюэл работал в отцовском книжном магазине, практически год учился в Пембрук-колледже Оксфордского университета. Первую свою (утраченную) серию эссе для местной газеты и первую книгу – перевод «Путешествия в Абиссинию» (Voyage to Abissinia) монаха Лобо (1735 г.) Джонсон написал после поездки в Бирмингем. В 1735 г. вступил в брак с состоятельной пожилой вдовой, на средства которой открыл школу (среди учеников – великий актёр Дэвид Гаррик), но, несмотря на поддержку местных жителей, школу пришлось закрыть.

В 1737 г., вооружившись рекомендательными письмами, Джонсон и Гаррик отправились за удачей в Лондон. Гаррику вскоре повезло, а Джонсону, имевшему при себе лишь незаконченную трагедию Айрин (Irene), удача не улыбнулась. Наконец в 1738 г. он нашел работу в «Джентлменз мэгэзин», самом серьезном тогда журнале. В мае того же года издатель журнала Э. Кейв опубликовал поэму «Лондон» – первую значительную работу Джонсона (в подражание Ювеналу).

За ней последовал ещё более успешный опыт ювеналовой сатиры, «Тщета человеческих желаний» (1749 г.), которая закрепила за Джонсоном репутацию ведущего английского поэта тех лет. До этого, в 1738-44 гг., Джонсон под вымышленными именами освещал ход парламентских дебатов в журнале «Джентлменз мэгэзин», печатался и во многих других изданиях, зарабатывая на жизнь литературной подёнщиной.

Журналы и словарь

В 1744 г. Джонсон выпустил удачную биографию Ричарда Сэвэджа, после чего получил заказ на составление толкового словаря английского языка. Этот труд занял семь лет, прославил автора по всей стране, укрепил его материальное положение и принес ему титул «магистра искусств» Оксфордского университета. Несмотря на то, что Джонсон не имел предшественников в подобного рода работе и на момент публикации (1755 г.) словарь его был первым в английской литературе, он до настоящего времени не потерял своей ценности.

В 1750 г. Джонсон начал издавать свой самый знаменитый журнал «Рэмблер» (Rambler), выходивший дважды в неделю вплоть до смерти жены писателя (17 марта 1752 г.). В 1758 г. начал выходить журнал «Айдлер» (Idler), серьезностью намерений уступавший «Рэмблеру», и Джонсон посчитал, что настало время для давно задуманного издания Шекспира. В 1758 г. в возрасте 89 лет умерла мать Джонсона; чтобы найти деньги на похороны, он поспешил отдать в печать свой единственный роман «Расселас, принц Абиссинский» (Rasselas, the Prince of Abyssinia).

В июне 1763 г. в книжном магазине Дейвиса с Джонсоном познакомился юный Джеймс Босуэлл. На следующий год с созвездием других знаменитостей Джонсон основал «Клуб» (часто именуемый «Литературным клубом»). В 1765 г. писатель получил степень доктора права от Дублинского Тринити-колледжа и в том же году выпустил восьмитомное издание Шекспира. Между 1770 и 1775 гг. появились четыре памфлета в защиту тори, затем последовала докторская степень от Оксфордского университета. Несколько позже группа книготорговцев, которым Джонсон успешно помогал советами, попросила его написать предисловия для антологии английских поэтов, начиная с Дж. Мильтона и кончая серединой XVIII в. Джонсон не устоял против такого предложения, и одной из главных его работ стали «Предисловия» (Prefaces, 1779-1781 гг.); в пересмотренном виде – «Жизнеописания английских поэтов» (Lives of the English Poets). Это 56 статей; в зависимости от интереса Джонсона к поэту они варьируются от изложения биографических сведений и критического разбора основных работ до всестороннего исследования творчества (Мильтона, Драйдена, Попа, Свифта и Аддисона).

Умер Джонсон в Лондоне 13 декабря 1784 г., похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Популярность Джонсона

Авторитет «Доктора Джонсона» (так его стали называть после получения докторской степени в Оксфорде) на протяжении полувека его был непререкаем. Им восхищались В. Скотт и Дж. Г. Байрон, но вкусы меняются. И только когда Маколей обрушился с критикой на консервативные политические взгляды Джонсона, его слава пошла на убыль. В настоящее время Джонсона помнят главным образом благодаря сочиненному Джеймсом Босуэллом жизнеописанию Джонсона – самой читаемой биографии на английском языке. На протяжении многих лет Босуэлл скрупулёзно фиксировал слышанные за день беседы Джонсона в клубе и при личных встречах со знаменитых критиком, в подробностях описал их совместное путешествие на Гебриды в 1775 г. Объемистый труд Босуэлла на редкость точно запечатлел незаурядный джонсоновский талант парадоксального остроумия, который современники не колеблясь сравнивали с сократовским. Новые грани в образе Джонсона приоткрыла осуществленная в XX веке публикация его собственных дневниковых записей.

Джонсон прославился своим афоризмом о патриотизме, как последнем прибежище негодяя. Афоризм известен из сочинения Босуэлла, который поясняет: «Следует полагать, что он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов»

Величайший вклад Джонсона в лексикографию – необъятное количество цитат, проясняющих словоупотребление.

Биография

Джонсон Сэмюэл родился в 1709 г. в Личфилде в семье небогатого книготорговца. С детства полюбил книги. В 1728 г. поступил в Оксфорд, но из-за бедности не окончил его. В 1731 г. устроился помощником учителя в свою родную школ)', а вечерами и по праздникам занимался переводами. В 1737 г. уехал в Лондон, перебивался случайными журналистскими заработками.

В 1747 г. опубликовал задуманный им план «Словаря английского языка» и окончил эту работу через восемь лет. Словарь приняли с восторгом и изумлением, оттого что столь грандиозную работу выполнил один-единственный человек.

Джонсон сразу стал знаменитостью, с ним искали знакомства многие власть имущие. Вскоре после выхода в свет словаря он приступил к изданию произведений Шекспира, чем занимался почти десять лет. В 1776 г. начал обширный биографический труд «Жизнеописания английских поэтов» — самое популярное из его произведений. С тех пор Джонсон стал признанным лидером английской литературы, а из-за особенностей характера за ним закрепилось прозвище «литературный диктатор».

В 1762 г. познакомился с молодым шотландским писателем Босуэллом, который, стал скрупулезно записывать все события жизни Джонсона и все, что тот произносил и писал. Через 20 лет Босуэлл издал несравнимый по своим достоинствам биографический труд о своем кумире, обессмертивший Джонсона. Умер в 1784 г. в Лондоне, в зените славы.

Биография (Энциклопедический словарь. 2009.)

(1709—1784), английский писатель и лексикограф. «Словарь английского языка» (1755), философская повесть «Расселас, принц Абиссинский» (1759), морально-дидактические эссе, литературно-критические «Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов» (1779—81). * * *

ДЖОНСОН Сэмюэл

ДЖОНСОН Сэмюэл (18 сентября 1709, Личфилд —13 декабря 1784, Лондон), английский писатель и лексикограф, литературный критик.

Учился в местной классической школе, потом в школе в Сторбридже. Работал в отцовском книжном магазине, в 1728 поступил в Пембрук-колледж Оксфордского университета. В 1738 издал свой первый труд: «Тщета человеческих желаний» (The Vanity of Human Wishes) – переработка третьей сатиры Ювенала (см. ЮВЕНАЛ). В 1745 он предложил новое издание У.Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям), но проект не удался. В 1746 Джонсон приступил к созданию Словаря английского языка (A Dictionary of the English Language), и в 1747 вышел План словаря.

В 1750 Джонсон начал издавать свой самый знаменитый журнал «Рэмблер» («Rambler»). В 1755 вышел «Словарь английского языка». В том же году получил степень доктора Оксфордского университета. Несколько позже группа книготорговцев, которым Джонсон успешно помогал советами, попросила его написать предисловия для антологии английских поэтов, начиная с Дж. Мильтона и кончая серединой 18 в. И Джонсон написал «Жизнеописания английских поэтов» (Lives of the English Poets). Это 56 статей; в зависимости от интереса Джонсона к поэту они варьируются от изложения биографических сведений и критического разбора основных работ до всестороннего исследования творчества (Дж. Мильтона (см. МИЛТОН Джон), Д. Драйдена (см. ДРАЙДЕН Джон), А.Поупа (см. ПОП Александр), Дж. Свифта (см. СВИФТ Джонатан) и Дж. Аддисона (см. АДДИСОН Джозеф)). В 1763 основал «Клуб» (часто именуемый «Литературным клубом»). В 1765 писатель получил степень доктора права от Дублинского Тринити-колледжа и в том же году выпустил восьмитомное издание Шекспира.

Умер Джонсон в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве (см. ВЕСТМИНСТЕР).

Биография (Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.)

Джонсон (Johnson) Сэмюэл (18.9.1709, Личфилд, ? 13.12.1784, Лондон), английский критик, лексикограф, эссеист и поэт. В философской повести «Расселас, принц Абиссинский» (1759, рус. пер. 1795) Д. обратился к теме разрыва между стремлением к счастью и возможностью его осуществления. Составленный Д. «Словарь английского языка» (1755) был ценным вкладом в лингвистику того времени. Предисловие к изданию Шекспира (1765) и труд «Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов» (1779?1781) стали значительным явлением в английской критике. Колоритный образ Д. создан его другом Дж. Босуэллом в книге «Жизнь Сэмюэля Джонсона» (1792).

Соч.: The works, v. 1?12, L., 1801; Works, v. 1?16, N. Y., 1903; A dictionary of the English language, new ed., L., 1883; Lives of the English poets, v. 1?2, L. ? Toronto ? N. Y., [1925].

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. ? Л., 1945; Boswell J., The life of Samuel Johnson, v. 1?3, L., 1938; Bate W. J., Achievement of Samuel Johnson, N. Y., 1955; Courtney W. P., A bibliography of Samuel Johnson, Oxf., 1925.

Биография

После поездки в Бирмингем к однокашнику Хектору Джонсон написал свою первую (утраченную) серию эссе для местной газеты и первую книгу - перевод Путешествия в Абиссинию (Voyage to Abissinia) монаха Лобо (1735), а кроме того познакомился со своей будущей женой, Элизабет Портер, замужней дамой сорока пяти лет. Ее супруг вскоре умер, и 19 июля 1735 Джонсон и мадам Портер вступили в брак. На наследство, оставшееся от покойного, Джонсон снял жилище в Эдайле, близ Личфилда, и открыл в нем школу, но, несмотря на поддержку местных обитателей (молодой Дэвид Гаррик был посреди его учеников), школу пришлось прикрыть.

В 1737, вооружившись рекомендательными письмами, Джонсон и Гаррик отправились за удачей в Лондон. Гаррику вскоре повезло, а Джонсону, имевшему при себе только незаконченную трагедию Айрин (Irene), фортуна не улыбнулась. Наконец в 1738 он нашел работу в 'Джентлменз мэгэзин', самом серьезном тогда журнале. В мае того же года издатель журнала Э.Кейв опубликовал Лондон - первую значительную работу Джонсона, переработку третьей сатиры Ювенала. Джонсон редактировал и сам давал сообщения о парламентских дебатах, чаще всего по отрывочным материалам и под вымышленными именами, так как парламент запрещал освещать ход дебатов.

В 'Джентлменз мэгэзин' Джонсон работал до 1744 включительно. В 1745 он предложил новое издание Шекспира, но план не удался. В 1746 Джонсон начал к созданию Словаря английского языка (A Dictionary of the English Language), и в 1747 вышел План словаря; автор посвятил его, в соответствии договоренности, лорду Честерфилду. В том же году Гаррик стал директором театра 'Друри-Лейн', и это событие ознаменовалось блестящей постановкой Друри-Лейнского пролога (Drury Lane Prologue) Джонсона. Затем вновь потянулась литературная поденщина, но в 1749 Гаррик поставил Айрин, единственную пьесу Джонсона (кассовый счастливый момент и провал в критике), и тогда же литератор познал что ни на есть крупный фарт на поэтическом поприще - вышла Тщета человеческих желаний (The Vanity of Human Wishes), последняя переработка сатир Ювенала.

В 1750 Джонсон начал издавать свой самый-самый популярный журнал 'Рэмблер' ('Rambler'), выходивший дважды в неделю вплоть до смерти жены писателя (17 марта 1752). В 1755, потом проволочек со стороны лорда Честерфилда, в конце концов появился Словарь. На титульном листе автор был назван магистром искусств - эта ученая уровень была только что присвоена ему Оксфордским университетом. В 1758 начал вылезать журнал 'Айдлер' ('Idler'), серьезностью намерений уступавший 'Рэмблеру', и Джонсон посчитал, что настало время для давнехонько задуманного издания Шекспира.

В 1758 в возрасте 89 лет умерла мама Джонсона; чтобы отыскать финансы на похороны, он поспешил воротить в печать свой один роман Расселас, принц Абиссинский (Rasselas, the Prince of Abyssinia). Уныло и одиноко были прожиты последующие четыре года, хотя с 1762 литератор и получал королевский пенсион в 300 фунтов стерлингов.

В июне 1763 в книжном магазине Дейвиса с Джонсоном познакомился молодой Джеймс Босуэлл. На следующий год с созвездием других знаменитостей Джонсон создал 'Клуб' (зачастую именуемый 'Литературным клубом'). В 1765 литератор получил уровень доктора права от Дублинского Тринити-колледжа и в том же году выпустил восьмитомное издание Шекспира. Между 1770 и 1775 появились четыре памфлета в защиту тори, за чем последовала докторская уровень от Оксфордского университета. Несколько позже группа книготорговцев, которым Джонсон благополучно помогал советами, попросила его намарать предисловия для антологии английских поэтов, начиная с Дж.Мильтона и кончая серединой 18 в. Джонсон не устоял супротив такого предложения, и одной из главных его работ стали Предисловия (Prefaces, 1779-1781); в пересмотренном виде - Жизнеописания английских поэтов (Lives of the English Poets). Это 56 статей; в зависимости от интереса Джонсона к поэту они варьируются от изложения биографических сведений и критического разбора основных работ до всестороннего исследования творчества (Мильтона, Драйдена, Попа, Свифта и Аддисона).

Умер Джонсон в Лондоне 13 декабря 1784, похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Популярность Джонсона держалась ещё полвека следом его смерти: в 1787 вышло издание Сочинений в 11 томах (не вошли Словарь, шекспировские материалы и случайные публикации), в 1825 появились ещё 8 томов. Им восхищались В.Скотт и Дж.Г.Байрон, но вкусы меняются, и виг Т.Б.Маколей в пространном, блистательном и яростном обличении крокеровского издания Жизни Джонсона, написанной Босуэллом (1831), в лице Джонсона заклеймил тори. Целый столетний период работы Джонсона ценились ниже, чем его беседы в передаче Босуэлла, хотя 'Рэмблер', 'Айдлер', Расселас и Жизнеописания английских поэтов многократно переиздавались.

Из стихотворных произведений Джонсона сохраняют заинтересованность только поэмы Лондон и Тщета человеческих желаний, театральные прологи и ещё немного небольших вещей. Эссе Джонсона, в прошлом всего в 'Рэмблере' и 'Айдлере', внешне следуя образцам Д.Аддисона и Р.Стила, отмечены печатью незаурядной личности, глубиной суждений (о жанре романа, о Мильтоне), искусством литературного портрета.

Словарь Джонсона - два огромных фолианта - без малого столетье оставался за пределами конкуренции. Величайший вклад Джонсона в лексикографию - необъятное численность цитат, проясняющих словоупотребление. В Жизнеописаниях английских поэтов заслуживают прочтения все статьи, но нынче наибольшее ощущение оставляет жизнеописание А.Каули, содержащее замечания Джонсона о поэтах-метафизиках

Биография (ru.wikipedia.org)

Молодые годы

Сын мелкого торговца книгами, безо всякой материальной или моральной поддержки, страдая синдромом Туретта, Джонсон неутомимо пробивал себе дорогу и упорным трудом завоевал выдающееся положение в литературном мире. В 1735 г. вступил в брак с состоятельной пожилой вдовой, на средства которой открыл школу (среди учеников — великий актёр Дэвид Гаррик). Впрочем, назидательные пьесы Джонсона, поставленные Гарриком в годы его руководства театром «Друри-Лейн», большого успеха не снискали.

Написанная (в подражание Ювеналу) после переезда Джонсона в столицу поэма «Лондон» заслужила похвалу Поупа. За ней последовал ещё более успешный опыт ювеналовой сатиры, «Тщета человеческих желаний» (1749), которая закрепила за Джонсоном репутацию ведущего английского поэта тех лет. До этого, в 1738-44 гг., Джонсон под вымышленными именами освещал ход парламентских дебатов в журнале «Джентлменз мэгэзин», печатался и во многих других изданиях, зарабатывая на жизнь литературной подёнщиной.

Журналы и словарь

В 1744 г. Джонсон выпустил удачную биографию Ричарда Сэвиджа, после чего получил заказ на составление толкового словаря английского языка. Этот труд занял девять лет, прославил автора по всей стране, укрепил его материальное положение и принес ему титул «магистра искусств» Оксфордского университета. Несмотря на то, что Джонсон не имел предшественников в подобного рода работе и на момент публикации (1755) словарь его был первым в английской литературе, он до настоящего времени не потерял своей ценности (имеет приблизительно то же значение, что Словарь Академии Российской для русского языка).

В 1750-52 гг. Джонсон издавал журнал «Рэмблер» (Rambler), в котором напечатал 203 «опыта» на этические и литературные темы. Задачу своего журнала Джонсон видел в том, чтобы назидать, а не развлекать. Издание, к которому публика отнеслась с прохладцей, пришлось прекратить со смертью жены, но переизданные в одном томе выпуски журнала стали бестселлером, что в 1758 г. вдохновило Джонсона на издание менее серьёзного журнала «Айдлер» (Idler).

Годы славы

По своему влиянию на умы современников-англичан Джонсона можно сравнить с Вольтером и его славой в континентальной Европе. В 1759 г., когда Вольтер опубликовал свою самую знаменитую философскую повесть «Кандид», Джонсон выпустил свой собственный опыт в аналогичном роде, — повесть «История Расселасса, принца абиссинского», в которой отразился его крайне мрачный в те годы взгляд на жизнь как на стезю беспросветного страдания. Пессимизм Джонсона был отчасти обусловлен цепочкой смертей его ближайших родственников, в том числе матери, и носил временный характер.

В 1765 году Джонсон издал собрание сочинений Шекспира (8 тт.), снабдил его интересным предисловием, в котором, характеризуя великого драматурга, установил новый, идущий вразрез с господствующими точками зрения, взгляд на закон драматического творчества. Предвосхищая мысли Гердера, он объявляет Шекспира поэтом «природы», прощает ему различные «поэтические вольности», неподчинение классическим правилам, оправдывая даже шекспировский приём смешения комического с трагическим, который подвергался безусловному осуждению в кругах классиков.

Следующей большой работой Джонсона было десятитомное «Жизнеописание важнейших английских поэтов» (The Lives of the Poets, 1779—1781), в котором он выступает не только как биограф, но и как критик, ещё не порвавший с теориями классицизма (его оценки Мильтона, Грея и пр.). Эти жизнеописания (во многих случаях, фундаментальный разбор творчества того или иного автора) представляют собой самое остроумное произведение литературной критики XVIII века.[3] Большой знаток литературы, Джонсон первый усомнился в подлинности поэм Оссиана. Он попытался привести в систему историю национальной словесности и ввёл термины, которые впоследствии стали общепринятыми (напр., «поэты-метафизики»).

Репутация

«Доктор Джонсон» (так его стали называть после получения докторской степени в Оксфорде) умер в 1784 г. и был похоронен в Вестминстерском аббатстве. На протяжении полувека его авторитет был непререкаем. И только когда Маколей обрушился с критикой на консервативные политические взгляды Джонсона, его слава пошла на убыль. В настоящее время Джонсона помнят главным образом благодаря сочиненному Джеймсом Босуэллом жизнеописанию Джонсона — самой читаемой биографии на английском языке. Джонсон познакомился с Босуэллом в июне 1763 г., и на следующий год они вместе с Рейнольдсом и Бёрком учредили знаменитый Литературный клуб. На протяжении многих лет перед тем, как отойти ко сну, Босуэлл скрупулёзно фиксировал слышанные за день беседы Джонсона в клубе и при личных встречах со знаменитых критиком, в подробностях описал их совместное путешествие на Гебриды в 1775 г. Объемистый труд Босуэлла на редкость точно запечатлел незаурядный джонсоновский талант парадоксального остроумия, который современники не колеблясь сравнивали с сократовским. Новые грани в образе Джонсона приоткрыла осуществленная в XX веке публикация его собственных дневниковых записей.

Джонсон и шотландцы

Ненависть шотландцев, не угасшую и в XXI веке, Джонсон вызвал своими пребрежительными отзывами о них. Еще в 1773 году шотландский поэт Роберт Фергюссон в стихотворении «Доктору Джонсону: пища для нового издания его Словаря» (To Dr Samuel Johnson: Food for a new Edition of his Dictionary) открыто издевался над Джонсоном, не признававшим «шотландской» версии английского языка. В итоге стихи о Джонсоне гэльских поэтов-современников, прежде всего многочисленные стихи вождя клана Макинтайр Джеймса Макинтайра из Гленно (1727—1799) (как и стихотворения принадлежавшего к иному политическому лагерю Джеймса Шоу, он же «Бард Лох-Несса») неудобны для цитирования. Однако на грубости спровоцировал шотландцев сам Джонсон, а то, что его выпады против шотландцев порождены синдромом Туретта тогда известно не было, ведь первое описание этой болезни появилось через столетие после его смерти.

Джонсон и патриотизм

Джонсон прославился своим афоризмом о патриотизме, как последнем прибежище негодяя. Афоризм известен из сочинения Босуэлла, который поясняет:

Следует полагать, что он не подразумевал реальной и щедрой любви к нашей стране, но имел в виду тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов" [1]

В первом издании своего словаря 1755 г. Джонсон определил слово «патриот» так: «тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». В четвертом издании (1774) он сделал добавление, отражающее особенности политического словоупотребления тех лет: «также иногда используется для фракционных нападок на правительство»[2]]. Здесь имеется в виду использования понятия в патриотической риторике вигов, ведших атаку на торийское правительство и двор под лозунгом защиты прав и свобод нации. Отражению этих атак посвящен предвыборный памфлет Джонсона «Патриот. Обращение к избирателям Великобритании» (1774 г.). В памфлете Джонсон, выдвигая идеал депутата-патриота, всецело преданного интересам отечества, вместе с тем обвиняет оппозицию в несоответствии этому идеалу, «фальшивом патриотизме» и демагогии[3].

Примечания

1. Patriotism having become one of our topicks, Johnson suddenly uttered, in a strong determined tone, an apophthegm, at which many will start: «Patriotism is the last refuge of a scoundrel.» But let it be considered, that he did not mean a real and generous love of our country, but that pretended patriotism which so many, in all ages and countries, have made a cloak of self-interest.James Boswell, Edmond Malone. Life of Samuel Johnson, LL. D. J. Sharpe, 1830. p.269
2. One whose ruling passion is the love of his country. It is sometimes used for a factious disturber of the government." [1]
3. THE PATRIOT by Samuel Johnson ADDRESSED TO THE ELECTORS OF GREAT BRITAIN. 1774

Библиография

* Works of Dr. Johnson edited at Oxford, 11 vv., 1825; at New-York, 16 vv., 1903; Dr. Birkbeck Hill, ed. «Rasselas», 1887; Wit and Wisdom of Dr. Johnson, 1888; Select 4 vv., 1905. The Letters of Johnson, 1892; Lives of the Poets, Essays, 1889;
* Тэн И., Развитие политической и гражданской свободы в Англии, т. II, СПБ., 1871; Всеобщая история литературы, под ред. Корша и Кирпичникова, т. III, СПБ., 1888; Карлейль Т., Герои и героическое в истории, СПБ., 1891. Life of Samuel Johnson by James Boswell, Bibliography of Johnson’s works, W. Courtney, 1915. (Обстоятельное извлечение из книги Босвеля сделано А. В. Дружининым и помещено в IV томе его «Собраний сочинений»).


Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Дата публикации на сайте: 18 сентября 2012.