Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

(7 апреля 1797, Берси, Париж — 12 апреля 1871, Париж)

Памятник Пьеру Леру в коммуне Буссак

Памятник Пьеру Леру в коммуне Буссак


  Пьер Леру в нашем цитатнике


бюст, выполненный скульптором Антуаном Этексом (1808-1888) в 1843. А Ad.Charnod fondeur 1872. Souscription. 1877

бюст, выполненный скульптором Антуаном Этексом (1808-1888) в 1843. А Ad.Charnod fondeur 1872. Souscription. 1877


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux). карикатура

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux). карикатура


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux). карикатура

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux). карикатура


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux). Автор Генрих Гейне Париж, 15 июня 1843 г

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux). Автор Генрих Гейне Париж, 15 июня 1843 г


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)


Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

Пьер Леру (фр. Pierre Leroux)

Биография (Н. Водовозов.)

Леру (Pierre Leroux) — французский писатель (1797-1871). Воспитанный в деревне, Леру до 18-ти лет ничему не учился, но затем окончил курс в лицее. Недостаток средств заставил его стать за прилавок, потом сделаться на время каменщиком, наконец наборщиком и корректором в типографии, где он изобрел машину для набора и усовершенствованный способ отливки шрифта. С 1824 г. Леру участвует в газете "Globe". Он подписывает протест против ордонансов Карла Х и, окруженный своими наборщиками, оказывает вооруженное сопротивление полиции, явившейся арестовать его. При Людовике-Филиппе "Globe" делается органом сенсимонизма (см.), а К. — его ревностным апостолом, пока не расходится с Анфантеном по вопросу о реабилитации плоти. 1848 г. Леру как представитель дпт. Сены занимает место в национальном собрании на крайней левой. Сторонник широкой государственной помощи безработным, он ревностно отстаивает "национальные мастерские".

Декабрьский переворот 1851 г. выбрасывает Леру за пределы Франции; он поселяется на о-ве Джерсей, испытывает страшную нужду, но не покидает научных занятий, заинтересовывается агрономией и делает удачные опыты применения гуано и др. удобрений. Падение Империи позволяет ему вернуться в Париж, где он и умирает, в разгаре коммуны. В своих философских убеждениях Леру прошел через атеизм, рационализм и деизм; отрицание всякого культа сменилось у него культом Разума, уступившим место культу верховного существа. Заключительным этапом всего этого процесса была собственная оригинальная система пантеизма и спиритуализма, развитая в сочинениях: "De l'Humanit e ", "Du Christianisme" и "De l'Egalit e ". "Бог заключен в мире — говорит Леру, — или, вернее, мир в Нем, ибо мы не можем жить иначе, чем в Боге". Единство Бога имеет своим продолжением единство рода человеческого.

Христианство, выдвинувшее эту идею, сделало из нее, однако, неправильный вывод, обратившись к пропаганде милосердия (противоречащего нашей эгоистической природе), а не солидарности (выгодной людям). Другой ошибкой христианства было то, что оно поставило рай вне жизни и Бога поместило не на земле, а на небе. Философия (Леру имел в виду французскую философию его времени, главным образом Кузена) не сумела сохранить того истинного, что было в еврейской религии. Она рассматривает человека как единицу, тогда как он только часть целого. Мысли, чувства, убеждения человека не рождаются в его собственной голове, но получаются им извне, от окружающих. Человек, по Леру, есть "животное, перерожденное разумом и тесно связанное со всем человечеством". Семьи, общины, нации суть составные части целого, не могущие от него отделиться, не насилуя разума и не порождая зла. Люди — частицы вечного существа, все проникающей единой мировой души.

"Современные люди — те же люди, которые жили в прошлом и будит жить в будущем". Таким образом Леру приходит к учению о переселении душ, на котором он строит свою веру в прекращение войн и наступление братских отношений между народами. Прогресс есть постепенное приближение к равенству и свободе. В нем надо различать три стадии (Леру во всем склонен видеть троичность), освобождение от семейного рабства (от власти патриархальной семьи, касты), от рабства государству (кастового характера) и от тирании собственности (кастовой исключительной, привилегированной). Лишенные "кастового" характера семья, государство и собственность будут служить одному благу, между тем как теперь они часто являются главными источниками зла. Тирании семьи надо противопоставить полную эмансипацию женщины, тирании государства — самоуправление гармонически сложившихся общин, тирании собственности — приобщение к ней всего общества, уничтожение бедности.

В критике существующей экономической формы Леру не проявил оригинальности, воспользовавшись замечаниями Фурье и Сен-Симона. Влияние тех же писателей сказалось и на его построении идеального общества, на началах выборной администрации, обязательного общего труда и вознаграждения сообразно способностям, труду и потребностям. Интересна полемика Леру против учения Мальтуса: он отрицал не только наличность, но и возможность перенаселения, утверждая, что в мире существует постоянный круговорот материи, не иссякающий и вечный. Уже одним своим удобрением человек в достаточной мере обеспечивает себе пропитание. Леру имел мало последователей. Некоторые романы Ж. Занд написаны под непосредственным влиянием идей Леру ("Consuelo" иллюстрирует учение о переселении душ, "Le Compagnon du tour de France", "Le P eche de Mr. Antoine" и др. носят на себе отпечаток несколько сантиментального, мистического социализма Леру).

Младшие братья Леру, Ахилл и Жюль, занимались под его влиянием социалистической пропагандой (последнему принадлежит ряд брошюр), и оба за это подверглись изгнанию из отечества.

Кроме названных выше соч., Леру написал еще:

* "De l' egalite" (1838);
* "Discours sur la situation actuelle de la societe et de l'e sprit humain" (1841, 2 изд. 1847);
* "De l'humanit e, de son principe et de son avenir" (1840, 2 изд. 1845);
* "R efutation de l'eclectisme" (1841);
* "D'une religion nationale ou du culte" (1846);
* "Projet d'une constitution democratique et sociale fondee sur la loi meme de la vie" (1848);
* "De la Ploutocratie" (1848); "Malthus et les economistes" (1849);
* "Doctrine de l'humanite" (1848);
* "Du christianisme et de son origine de mocr." (1848) и др.

О нем ср.:
* Breynat, "Les socialistes modernes" (1850);
* Marschal, "P. S. Proudhon et P. Leroux" (1850);
* Bobert (Du Var), "El ements de philosophie sociale, rediges d'apres les ecrits de Leroux" (1841-1842);
* Eugene de Mirecourt, "Pierre Leroux" ("Les contem porains", 1869);
* Ferraz, "Etude sur la philosophie en France au XIX s." (1877);
* Flint, "Historical philosophy in France" (1893); Adam, "Philosophie en France au XIX s." (1894);
* Щеглов, "История социальных систем" (т. II, 1889).

Биография (А. И. Володин.)

Леру (далее Л) (Leroux) Пьер (17.4.1797, Берси, близ Парижа, — 11.4.1871, Париж), французский философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма. Происходил из мелкобуржуазной семьи. Был типографским рабочим. В 1824 основал журнал "Глоб" ("Le Globe", с 1830 — орган сенсимонистов), во время Революции 1848—49 член Учредительного, затем Законодательного собрания. Считая себя продолжателем А. Сен-Симона, Л. видел его заслугу и свою основную задачу в разработке науки о "порядке и организации" общества. Конечная цель развития человечества — равенство. Современное общество резко делится на "третье сословие" и "пролетариат" (к нему Л. относил также нищих и крестьян-тружеников), стремящийся к ассоциации. Основное условие социального преобразования — преобразование моральное. В будущем обществе тирания семьи, государства, собственности сменяется полной эмансипацией женщины, самоуправлением общин, уничтожением бедности.

В начале 30-х гг. ввел само слово "социализм". Идеи Л. оказали влияние на Ф. Р. Ламенне и В. Гюго, пользовались известностью в России 40-х гг. 19 в.

Соч.:

* Refutation de l"eclectisme, ., 1841;
* De l"humanite, 2 ed., t. 1—2, ., 1845;
* Discours sur situation actuelle de la societe et de l"esprit humain, v. 1—2, Boussac, 1847;
* Du Christianisme et de son origine democratique, Boussac, 1848; De la Ploutocratie, Boussac, 1848;
* De l"egalite, Boussac, 1848; Job, ., 1866; Malthus et leseconomistes, v. 1—2, ., 1897.

Лит.:

* Волгин В. П., П. Леру — один из эпигонов сен-симонизма, в сборнике: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957;
* Mougin Н., Р. Leroux, ., 1938; Evans D., Le socialisme romantique. . Leroux et ses contemporains, ., 1948.

Биография (А.А. Грицанов)

(1797-1871) – французский мыслитель, социальный философ и экономист, автор термина ”социализм” . Основные сочинения: “Равенство” (1838); “О человечестве, его принципах и его будущем” (тт. 1-2, 1840) и др. Л. разработал оригинальную концепцию “христианского социализма”, сочетавшую в себе изображение общественного идеала сен-симонистского толка вкупе с попыткой конструирования путей его достижения. Солидарность и социальное равенство, лежавшие в основании социализма Л., мыслились им как результат трансформирующего мессианстского воздействия на людей эклектической “религии человечества”. По мысли Л., в основе последней ведущую роль должны были исполнять те компоненты философии пифагореизма и “атеистической религии” буддизма, которые были ориентированы на гармонизацию отношений человека и мира, человека и человека. По Л., католицизм и социализм являются принципиально несовместимыми. После бонапартистского переворота во Франции (1852) – в изгнании.

Биография (Генрих Гейне, Париж, 15 июня 1843 г.)

Пьеру Леру теперь, должно-быть, лет пятьдесят; но крайней мере, столько можно ему дать по лицу; может-быть, он и моложе. В физическом отношении натура не особенно щедро одарила его. Это сутуловатая, коренастая, угловатая фигура, не получившая никакой грации посредством традиций высшего света. Леру-дитя народа; в молодости он был типографщиком, и до сих пор еще внешний вид его носит на себе следы пролетариата. Вероятно, с намерением он отрекся от обыкновенного светского лоска, и если есть в нем способность какого-нибудь кокетства, то, быть может, оно состоит в упорной приверженности к грубой первобытности. Есть люди, никогда не носящие перчаток потому, что у них маленькие, белые руки, служащие признаком аристократического происхождения; Пьер Леру тоже не носит перчаток, но, конечно, совсем по другой причине. Он аскет, человек самоотречения, ненавидящий роскошь и всякое чувственное наслаждение, и натура облегчила ему возможность быть добродетельным. Но мы ставим ему в не меньшую заслугу благородство его образа мыслей, рвение, с которым он принес в жертву мысли все материальные интересы, к вообще его высокое бескорыстие; еще менее имеем мы намерение унизить грубый брильянт потому, что он не ошлифован и даже обделан в мрачный свинец. Пьер Леру — человек, и с мужественностью характера в нем, что редко, соединяются дух, возносящийся до высших философских соображений, и сердце способное погружаться в глубочайшие бездны народной скорби. Он не только мыслящий, но и чувствующий философ, к вся его жизнь и стремления посвящены улучшению морального и материального положения низших классов. Он, закаленный боец, способный, не мигнув глазом, переносить жесточайшие удары судьбы, и не раз, подобно Сен-Симону и Фурье, голодавший, в страшнейшей нищете и при этом не особенно роптавший — он не в состоянии спокойно переносить бедствия своих собратьев-людей. жесткие глаза его увлажаются при виде чужого горя, и взрывы его сострадания при этом бурны, бешены, часто несправедливы.

Биография (M M. Федорова)

ЛЕРУ Пьер (17 апреля 1797, Берси, близ Парижа — 11 апреля 1871, Париж)— французский философ, один из первых последователей Сен-Симона. В 1824 основал газету «Глоб», ставшую органом сенсимонистов, но в 1831, после того как главенствующее положение в ней занял ученик СенСимона Анфантен, отошел от нее и попытался создать свою собственную социалистическую систему своеобразного христианского социализма, идеи которого он развил в серии статей и брошюр, опубликованных в рамках «Новой энциклопедии» (1841, 8 тт.), а также в книгах «О Равенстве» (De legalite, 1839), «Опровержение эклектизма» (Refutation de leclectisme, 1838), «О Человечестве, его принципе и его будущем» (De lhumanite, de son principe et de son avenir, 1840). Леру говорит о человечестве как огромной живой ассоциации людей, которых от поколения к поколению объединяет вера и способность к совершенствованию.

Между поколениями существует родство духа и тела, и каждое последующее поколение должно обогащать духовную почву, уже возделанную его прародителями. В рамках такого человечества не существует изолированного Я: каждый человек, обозревая свое прошлое, настоящее и предугадывая будущее, может сказать о себе Мы, каждый является тем, что он есть, только благодаря работе всего человечества, совершенствуясь, человек подготавливает наступление лучшего будущего — «мира равенства».

Идеи Леру оказали значительное влияние на становление и развитие католического социализма.

Лит.:

* Gobof J.-J. Aux origines du socialisme francais:
* P. Leroux et ses premiers ecrits. Lyon, 1977.

Биография (ru.wikipedia.org)

Его образование было прервано смертью отца, он был вынужден искать работу для поддержки матери и семьи. Сначала работал каменщиком, затем в типографии, где продолжал заниматься самообразованием. Стал журналистом, заинтересовался идеями Сен-Симона, впоследствии в 1824 году основал журнал «Le Globe» — официальное издание сенсимонистов с 1831 года.

Порывает с сен-симонизмом и пытается создать собственную социалистическую систему после прихода к руководству Анфантена. Публикует несколько работ: О равенстве (фр. De l'egalite, 1838), Опровержение эклектизма (фр. Refutation de l'eclecticisme, 1839), О гуманности (фр. De l'humanite, 1840) и другие.

Затем развивает систему, в которой компонует пифагорейское и буддистское учения с идеями Сен-Симона. В 1841 году совместно с Жорж Санд основывает социалистическую газету «Revue independante».

В 1846 году получает концессию книгоиздателя, организует и руководит типографией, издает новые журналы и ряд брошюр социалистической тематики. После революции 1848 года избирается в законодательное собрание, основной докладчик от радикальной партии. В 1848 году публикует несколько сочинений, среди которых, Критика Мальтуса (фр. Malthus et les economistes, 1849). Участвует в издании демократического журнала «La Republique».

В результате установления Второй империи был изгнан из Франции и живёт с семьёй сперва на острове Джерси, где занимается экспериментами в области агрономии и пишет философскую поэму La Greve de Samarez, затем в Лозанне. Благодара амнистии возвращается на родину в 1869 году, умирает во время событий Парижской коммуны.

Список произведений

* Nouveau procede typographique qui reunit les avantages de l’imprimerie mobile et du sterotypage, Paris, Didot, 1822
* Encyclopedie nouvelle ou Dictionnaire philosophique, scientifique litteraire et industriel, offrant le tableau des connaissances humaines au dix-neuvieme siecle par une societe de savants et de litterateurs (1834—1841), ouvrage collectif sous la direction de Pierre Leroux et Jean Reynaud. Leroux redige de nombreuses notices.
* Refutation de l'eclectisme, ou se trouve exposee la vraie definition de la philosophie, et ou l’on explique le sens, la suite et l’enchainement des divers philosophes depuis Descartes, Paris, Gosselin, 1839
* De l’Humanite, de son principe, et de son avenir, ou se trouve exposee la vraie definition de la religion et ou l’on explique le sens, la suite et l’enchainement du Mosaisme et du Christianisme, Paris, Perrotin (1840; 2° edition 1845)
* De la Ploutocratie, ou Du Gouvernement des riches, in La Revue independante (1842); 2° edition en un volume, Boussac (imprimerie Pierre Leroux) et Paris (librairie Sandre), 1848.
* D’une religion nationale, ou Du culte, Boussac, imprimerie de P. Leroux, 1846
* Du Christianisme, et de son origine democratique, Boussac (imprimerie Leroux) et Paris (libraire G. Sandre), 1848
* Projet d’une Constitution democratique et sociale, Paris, librairie G. Sandre, 1848
* Malthus et les economistes. Ou: Y aura-t-il toujours des pauvres?, Boussac, imprimerie P. Leroux, 1848
* ?uvres de Pierre Leroux (1825—1850), Paris, librairie G. Sandre, 1850—1851, 2 vol.
* La greve de Samarez: poeme philosophique, Paris, E. Dentu, 1863, 2 vol.
* Job. Drame en cinq actes, Grasse-Paris, 1866 (extrait de l’ouvrage precedent)

Литература

* Леру, Пьер — статья из Большой советской энциклопедии
* Jacques Viard, Pierre Leroux et les socialistes europeens, Actes Sud, 1982.
* Armelle Le Bras-Chopard, De l'egalite dans la difference : le socialisme de Pierre Leroux, Presses de la Fondation nationale des sciences politiques, 1986.
* Bruno Viard, Pierre Leroux, penseur de l’humanite, Sulliver, 2009.

Дата публикации на сайте: 12 сентября 2012.