Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

(5 марта 1870, Чикаго, Иллинойс, США — 25 октября 1902, Сан-Франциско, Калифорния, США)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)


  Бенжамин Норрис в нашем цитатнике


Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)


Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)


Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)


Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)


Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)


Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)


Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.)

Биография

Творчество Норриса представляет собой заключительную главу истории американской литературы XIX в.

Фрэнк Норрис (Frank Norris, 1870-1902), сын богатого ювелира, родился в Чикаго. В 1884 г. его родители переехали в Калифорнию. Отец его стал крупным дельцом в Сан-Франциско. В1887 г. семья Норрисов уехала в Европу, и будущий писатель около года жил в Париже, занимаясь живописью и литературой.

Возвратившись в Америку, Норрис поступил в 1890 г. в Калифорнийский университет. Совмещая учебу со страстными литературными увлечениями, он приступил к созданию романа «Мак Тиг». В 1894 г. Норрис перешел в Гарвардский университет для завершения своего образования. Он закончил «Мак Тига» («Мае Teague», 1899) и написал второй роман «Вандовер и Зверь» (1898, опубликован в 1914 г.).

К этому времени его материальное положение резко ухудшилось. Отец Норриса добился в 1894 г. развода с женой, Фрэнк порвал с отцом и лишился его поддержки. Он влачил почти нищенское существование. Забота о куске хлеба заставила его стать репортером. В качестве иностранного корреспондента он совершил поездку в Африку.

Эта поездка вызвала у писателя резкий протест против политики британских колонизаторов. Возвратившись в Сан-Франциско весной 1896 г., Норрис начал сотрудничать в газете «Волна». В 1898 г. Норрис переехал в Нью-Йорк, где стал литературным консультантом издательства «Даблдэй» и газетного треста «Мак-Клюр». Последний послал его на Кубу для освещения хода Испано-американской войны, которую молодой журналист резко осудил в ряде статей (что, разумеется, не входило в расчеты газетного треста).

Заболев тропической лихорадкой, Норрис возвратился с Кубы в Нью-Йорк. Он продолжал работать литературным консультантом в издательстве «Даблдэй», и здесь к нему в руки попала рукопись романа Драйзера «Сестра Керри». Норрис дал восторженный отзыв о рукописи, горячо рекомендовал роман к изданию. 25 октября 1902 г. Норрис умер после неудачной операции.

Литературно-критическая деятельность.

Многогранная литературно-критическая деятельность Фрэнка Норриса делает его лидером прогрессивного лагеря американской литературы 90-х годов. Восставая против неоромантизма, Норрис в то же время отвергает тот пресловутый оптимизм Хоуэлса, который насаждался буржуазной критикой тех лет. Он увлекается французским натурализмом и становится приверженцем эстетики Золя.

Норрис знал, что американская действительность жестока и ужасна, что она ежедневно порождает кровавые драмы и преступления, которые Хоуэлс считал невозможными в Америке. Естественно поэтому убеждение Норриса в том, что именно натурализм, не боящийся показать грязь и безумие капиталистического мира, более всего подходит как средство правдивого отражения американской жизни.

Такое понимание натурализма нацеливало на смелое и глубокое проникновение в жизнь, учило писателей видеть за внешним благополучием буржуазной Америки скрытую драму человеческих жизней. Однако вместе с этим в творчестве молодого Норриса проявляются и «издержки» натурализма - биологизм в трактовке характеров, склонность к фотографированию жизни в ущерб типизации.

Но уже в конце 90-х годов в критических статьях Норриса (как и в его творчестве) побеждает реалистическое начало. Об этом свидетельствует целая серия статей, написанных Норрисом на рубеже XIX и XX вв. и собранных после его смерти в книгу «Ответственность романиста» («The Responsibilities of the Novelist», 1903).

Одной из самых насущных задач реалистической эстетики 90-х годов была принципиальная критика неоромантизма. Разоблачению неоромантизма целиком посвящена статья «Награда романиста» (1902). В ней Норрис яростно обрушивается на неоромантиков, которые «проституируют доброе имя американского искусства ради быстро лезущих вверх гонораров». Наживая на своем ремесле деньги, они сознательно преподносят читателям ложь, литературную дешевку.

В статье, давшей название всему сборнику, Норрис ставит вопрос об ответственности писателей перед обществом. Для писателя, обладающего властью над умами, заявляет Норрис, необычайно важно «правильно использовать эту власть». Поскольку писатель обращается к широкой аудитории, поскольку его книги читают многие тысячи людей, которые верят этим книгам, «он выполняет тяжелый долг и несет на своих плечах огромную ответственность». Настоящий писатель должен честно служить обществу, говорить правду.

Четко и недвусмысленно решена Норрисом проблема морального облика писателя. «Чем выше личные качества писателя, тем лучше его творчество»,- заявляет критик. Для доказательства Норрис ссылается на Льва Толстого: «Таков, например, Толстой: именно благодаря огромной доброте и состраданию этого человека его романы приобретают вес и глубину».

Имя Толстого названо здесь не случайно, оно упоминается в книге «Ответственность романиста» несколько раз. Творчество Толстого является для Норриса нормой, высшим образцом реалистического искусства.

Чтение Толстого помогло Норрису решить большой вопрос эстетики - вопрос о народе как главном адресате искусства. В статье «Ответственность романиста» эта мысль выражена рельефно и точно: «Стало модным глумиться над Народом и над тем, что Народ не понимает искусства.

Но истина состоит в том, что не существует искусства, которое могло бы нить или жило на протяжении хотя бы одного поколения, не будучи понятым Народом. В конечном итоге именно Народ выносит окончательный приговор».

В статье «Соль и искренность» Норрис утверждает, что задача писателя не сводится к копированию жизни - он должен объяснить ее, дать оценку изображаемому: «Именно это стремление к объяснению жизни оправдывает существование писателя». Но, чтобы уметь объяснять жизнь, писатель должен идти в ногу с веком, в авангарде научной и политической жизни своего времени. Стать судьей своего времени, заявляет Норрис, писателю помогают «политика, научные исследования, новейшая теория социализма, последние достижения биологии».

Это была по тому времени исключительно глубокая постановка вопроса о роли искусства в обществе, о роли писателя в жизни страны. В целом книга «Ответственность романиста» представляет собой развитие идей великого Уитмена, продолжение его «Демократических далей».

Романы и рассказы.

Из ранних романов Норриса интерес представляют те, в которых писатель проводит «натуралистический эксперимент». Таковы его романы «Мак Тиг» и «Вандовер и Зверь», которые были отвергнуты издателями. С большим трудом Норрису удалось опубликовать лишь «Мак Тига», второй роман вышел посмертно, в 1914 г.

В романе «Мак Тиг» Норрис, подобно Хоуэлсу, показывает жизнь заурядных людей, но, в отличие от своего современника, дает почувствовать жестокость, трагизм американской действительности. Он хорошо видит злые силы, которые губят человека.

Такой разрушительной силой является власть денег, алчность, стремление к обогащению. Главный герой романа, ограниченный, туповатый дантист Мак Тиг женится на мещанке Трине, с которой его познакомил его друг Шолер. Вскоре после свадьбы Трина выигрывает по лотерейному билету пять тысяч долларов, и эти деньги приносят с собой несчастье.

Завистливый обыватель Шолер начинает жалеть, что сам не женился на Трине. Бывшие приятели становятся смертельными врагами. Шолер доносит полиции, что Мак Тиг не имеет диплома, и дантист теряет работу.

Деньги разрушают не только дружбу, но и любовь. Из скромной и добродушной мещаночки Трина превращается в рабыню своих денег, алчное существо. В конце концов, деньги становятся причиной ее гибели: Мак Тиг нечаянно убивает Трину, требуя денег, доведенный до состояния невменяемости сознанием того, что, в то время как он бедствует и голодает, у жены свыше пяти тысяч долларов. Если бы не было этих денег, Маг Тиг принял бы безропотно свой жребий.

В погоню за бежавшим убийцей устремляются полицейские, которым помогает Шолер. Последнему удается в калифорнийской пустыне настигнуть Мак Тига и приковать его к себе кандалами. Убив Шолера, Мак Тиг ожидает собственной смерти, обезумев от жажды и прикованный к своему врагу.

Для писательской манеры Норриса характерна нарочитая бесстрастность, отсутствие авторских отступлений. Норрис силен в портретных характеристиках, отличающихся точностью штриха и социальной завершенностью.

В то же время дают о себе знать натуралистические тенденции молодого писателя. Натурализм романа сказывается во многих аспектах, прежде всего в бедности внутреннего мира героев. Они огрублены, их духовный мир примитивен. Мак Тиг напоминает животное. От натурализма идет и пессимизм романа, философский детерминизм.

Прав был Хоуэлс, выразивший сожаление, что «к фотографической точности Золя» Норрис не прибавил «духовный свет и воздух Толстого».

В романе «Вандовер и Зверь» исследуются многообразные проявления влияния буржуазной среды на человека. Сын богатого дельца из Сан-Франциско, Вандовер уже в детстве проявляет склонность к искусству. «В благоприятной среде,- пишет Норрис,- Вандовер мог бы легко стать писателем, актером или музыкантом». Но среда, в которой вырос герой романа, оказалась пагубной для его артистической карьеры. Полностью обеспеченный и предоставленный самому себе, Вандовер превращается в ленивого дилетанта.

Жизнь «бесцельная и роскошная», жизнь без обязанностей и ответственности, прожигаемая в кутежах, производит в его душе страшные опустошения. И когда он пытается возобновить занятия живописью, он убеждается, что полностью утратил способность к творчеству. «Оно ушло, его искусство ушло,- думает Вандовер,- единственная вещь, которая могла спасти его, и эту свою святыню... он разрушил собственными руками». Буржуазная среда губит в нем не только художника, но и человека. Вандовер совращает Иду Вэйд, а потом трусливо отворачивается от нее, и несчастная девушка кончает с собой.

Параллельно в романе развертывается история друга Вандовера по колледжу Гиэри. Это - юрист и потенциальный миллионер. Ловкий делец убеждает Вандовера продать ему земельный участок (часть наследства) по дешевке и тут же перепродает его втридорога. На эти деньги Гиэри закупает земельные участки в районе фабрик обувного короля, строит на них коттеджи и сдает их рабочим фабрики.

В то время как происходит это стремительное возвышение Гиэри, столь же стремительно совершается падение Вандовера. Оргии и бесчинства опустошают Вандовера. Постепенно от него отворачиваются все друзья и знакомые. У него развивается патологическая болезнь - ликантропия. Периодически у него происходит временное помешательство. В эти моменты он считает себя зверем, бегает голым на четвереньках и воет по-волчьи.

Однажды в кабинет преуспевающего дельца Гиэри вошел бродяга и попросил помощи. Это был Вандовер. Гиэри окончательно закрепляет торжество над бывшим товарищем по колледжу: он делает Вандовера уборщиком коттеджей. Вооружившись шваброй и ведром, Вандовер моет полы и чистит уборные. Он уничтожил в себе все человеческое, достиг «последней стадии идиотизма», как было предсказано автором в начале романа.

Роман Норриса - убедительное свидетельство духовной немощи буржуазии, ее враждебности искусству. Впоследствии Джек Лондон (в романе «Мартин Идеи») и Драйзер (в романе «Гений») обратятся к аналогичной теме и покажут гибель таланта, вышедшего уже из народной среды.

Однако роман Норриса имеет и слабости, связанные с «натуралистическим .экспериментированием». Он перегружен деталями, писатель еще не вполне овладел способностью тщательно отбирать главное и отбрасывать второстепенное. Натуралистические тенденции проявляются и в описании болезни Вандовера, в пристальном внимании к частному патологическому случаю.

Последние четыре года жизни Норриса (1898-1902) были для него годами духовного роста, напряженных философских и эстетических исканий. Интенсивная работа мысли чувствуется не только в литературно-критических статьях этого периода, но и в незавершенной трилогии «Эпос о пшенице». Норрис успел написать лишь две первые части трилогии, действие которых происходит в Америке. Это - романы «Спрут» («The Octopus», 1901) и «Омут» («The Pit», 1903). Третья, «европейская», часть трилогии не была написана.

Норрис удачно избрал тему трилогии - он стремился показать преступления монополий как внутри страны, так и на международной арене, страдания народных масс и их борьбу против монополий, то есть запечатлеть картины американской жизни в период завершения перерастания капитализма в стадию империализма.

Наиболее значительна первая часть, роман «Спрут». Это - грозное и аргументированное обвинение монополий в бессовестных махинациях и открытом грабеже трудового народа.

Монополистическая Америка представлена такими типическими образами, как главари железнодорожного треста Шельгрим и Джерард, банкир и земельный спекулянт Берман, адвокат-политикан Лиман Деррик.

Вступив между собой в сговор, они повышают железнодорожный тариф на перевозку хлеба, разоряют фермеров Калифорнии, отнимают у них участки. Политую потом землю фермеры поливают кровью: с оружием они защищают свои гомстеды, но правительственные войска подавляют восстание.

Крупным планом рисует писатель образ Бермана, великолепно индивидуализированный и в то же время олицетворяющий монополистическую Америку. Этот способный администратор, ловкий сутяжник, бессовестный ростовщик, наглый мошенник, всемогущий босс - фигура далеко незаурядная.

Правда, писатель склонен подменять социальные силы, определяющие судьбу Америки, космическими силами. Но рассуждения Норриса о том, что железнодорожный трест - это такое же проявление стихийных сил природы, как и пшеница, говорят в то же время о верном чутье писателя, о понимании им неизбежности возникновения монополий и того, что в этом есть какая-то историческая закономерность. Трагедия американского народа именно в этом, а не в «злых» дельцах типа Вермана и Шельгрима.

Не случайно, поэтому Берман остается живым во время перестрелки с фермерами и после двойного покушения на него. Эти эпизоды свидетельствуют о большой реалистической глубине романа. Норрис убеждает читателя в том, что, окажись Берман убитым, ничего бы не изменилось в судьбе фермеров Калифорнии.

Что же губит Бермана? Пшеница (он задохнулся в трюме парохода во время погрузки пшеницы). Ее можно рассматривать как олицетворение каких-то больших социальных сил, которые сметут власть Берманов.

Изображая демократический лагерь, Норрис наряду с зажиточными фермерами выводит представителей американского трудового народа. Таковы арендаторы Гувены. Судьба Гувенов - судьба миллионов американских фермеров, разоряемых монополиями, превращаемых в арендаторов, становящихся бродягами и нищими. Гувен погибает во время восстания фермеров, его жена умирает от голода на улице Сан-Франциско, а дочь становится проституткой.

Трагична судьба благородного машиниста Дайка. Обманутый и разоренный железной дорогой, Дайк ведет борьбу один на один с могущественным трестом. Отсюда - неизбежность его поражения. Дайк выступает как олицетворение трудолюбия, мужества и героизма американского народа. В организованной борьбе он проявил бы себя как талантливый вожак, бесстрашный борец за народное счастье. Но Дайк трагически одинок.

Сложнее образ Карахера. Это - анархист, предлагающий индивидуальный террор в борьбе против монополий. В то же время Карахер представляет самую революционную часть американского общества конца XIX в. Карахер, например, считает, что только народ может справиться с магнатами Америки. «О, если бы только народ осознал свою силу! - восклицает он.- Если бы я мог пробудить его!» Блестяще разоблачает Карахер буржуазную пропаганду реформизма и умеренности. Но настоящих путей борьбы он не! знает.

Наконец, в лагере тружеников выступает и поэт Пресли. Пресли - один из тех художников, кто в живом общении с народом, наблюдая его страдания и борьбу, проникается глубоким сочувствием к его трагической судьбе и чувством ответственности перед людьми.

Приехав в Калифорнию собирать материал для сентиментально-романтической поэмы о Западе и став свидетелем народных страданий и борьбы, Пресли забрасывает свою поэму, как ненужный хлам, и, сблизившись с людьми труда, с Гувенами, Дайком и Карахером, создает социальную поэму «Труженики». Норрис пишет о ней: «В этой поэме он поднимал вопрос о переустройстве общества».

Норрис подчеркивает неподкупность Пресли, его преданность народу. Хотя он бывает в домах миллионеров, он никогда не забывает о бедности и страданиях тружеников земли. Во время роскошного обеда у Джерардов в его пылком воображении все эти изысканные леди, «нежные создания», лакомящиеся изысканными блюдами, кажутся гарпиями, рвущими тела его друзей, павших в бою у оросительного канала.

«Спрут» - крупный социальный роман. Вторая же часть трилогии - явная неудача Норриса. В «Омуте», романе о чикагской хлебной бирже, писатель не сумел подойти к изображению делового мира Чикаго с последовательно критических позиций. Образы дельцов и биржевых воротил противоречивы, подчас идеализированы. Фальшив образ Креслера, крупного бизнесмена. Это - облагороженный джентльмен, занимающийся «честным» бизнесом и удерживающий главного героя романа, Джедвина, от «азартной игры» на бирже, но гибнущий сам.

Неубедителен и нетипичен образ Джедвина, хлебного «короля» Чикаго, «Наполеона с улицы Лассаль». Он пытается закупить весь хлеб страны, чтобы диктовать свои цены, но терпит банкротство. Джедвин - внутренне противоречивый образ. Спекулируя на бирже, он совершает благородные поступки. Он выступает как заступник «невинно пострадавшего» Харгуса, которого разорил «коварный и подлый» компаньон. Этот типичный для делового мира поступок Джедвин называет «самым грязным, самым подлым предательством». И это говорит человек, который сам борется на бирже, не зная пощады и жалости, разоряя своих конкурентов, обрекая миллионы людей на голод!

Противоречивость Джедвина проявляется и в другом аспекте. Когда он ведет свою «великую игру» на бирже, Джедвин явно героизируется, но в личной жизни он показан как существо пошлое, ограниченное. Бессознательно автор создает верный портрет капиталиста в быту, почти сатиру на него. В этом плане Джедвин как бы предвосхищает появление Бэббита.

Как бы то ни было, в американском литературоведении есть тенденция считать «Омут» отступлением от реализма, началом ренегатства. Высказывается мнение, что если бы Норрис не умер так рано, он повторил бы судьбу Гарленда.

Однако взятоо в целом творческое наследие Норриса не дает основания для такого вывода. Верно, что «Омут» резко отличается от «Спрута». Верно и другое. Видя, какие бешеные гонорары платят издательства неоромантикам, Норрис, нуждавшийся в деньгах, сам создавал боевики - приключенческие романы в духе неоромантизма. Дух сенсационности, романтики приключений, свойственный этим произведениям, просочился и в серьезный роман «Омут», испортив его. Однако Норрис был слишком самобытным талантом, чтобы капитулировать без боя.

Вскоре после «Омута» Норрис пишет рассказ «Сделка с пшеницей» (1902), представляющий собой великолепное решение той темы, которая была неудачно поставлена в «Омуте». Здесь суть биржи четко раскрыта писателем: проклятие капитализма в том, что продукт не может попасть к потребителю, не превратившись в товар. И этот процесс несет неслыханное обогащение дельцам и нищету производителям.

Фермер Льюистон, разоренный в результате спекуляций биржевиков, уходит в город и пополняет армию безработных. Рисуя перипетии битвы между «быками», играющими на повышение, и «медведями», играющими на понижение, Норрис показывает, что народ всегда страдает, кто бы из капиталистов ни победил. Автор дает классическую оценку роли «финансовых гениев» в жизни США.

«С одной стороны, нищает фермер - производитель пшеницы, с другой - рабочий, потребитель пшеницы. А между ними стоят биржевики - люди, в жизни не видевшие пшеницы, которой они торгуют; они продают и покупают хлеб всего мира, ставят на карту пищу целых народов, плутуют, мошенничают, совершают темные закулисные сделки, а потом легко сговариваются между собой, довольные, могучие, несокрушимые».

Рассказ «Сделка с пшеницей» стоит всего романа «Омут». Это - блестящий реванш, который взял Норрис после своего поражения. Этот рассказ, а также статья «Ответственность романиста», написанная незадолго до смерти,- лучшее доказательство того, что Норрис до конца своей жизни оставался верен реализму.

Биография (И. Е. Бабушкина.)

Норрис (Norris) Фрэнк (5.3.1870, Чикаго, —25.10.1902, Сан- американский писатель. Родился в семье богатого бизнесмена. Учился в художественной студии (Париж), в и Гарвардском университетах. Сотрудничал в газетах. В первых романах, отмеченных влиянием Э. Золя, Норрис показал, как уродуются характеры молодых людей в условиях американской действительности ("Вандовер и зверь", 1895, опубликовано в 1914), осудил растлевающую страсть к наживе ("Мактиг",1893—97, изд. 1899). Вершина творчества Норрис — роман "Спрут" (1901, рус. пер. 1902) — первая часть незаконченной трилогии "Эпос пшеницы"; вторая ее часть — "Омут" (1903, рус. пер. 1903); задуманный роман "Волк" не был написан. Взяв эпизод из истории вооруженной борьбы американских фермеров против ж.-д. монополии в ("спрута"), Норрис отразил существенные черты жестокой диктатуры монополий и одновременно подъем антиимпериалистической борьбы американского народа.

Символический образ Пшеницы вобрал в себя философские, социологические, нравствственные убеждения писателя, воплотил его представления о поступательном ходе истории. Роман "Омут", в котором разоблачаются крупные спекулянты пшеницей в Чикаго, несколько слабее "Спрута"; с большей реалистической глубиной та же тема раскрыта в рассказе "Сделка с пшеницей" (1902, рус. пер. 1958). Автор сборника литературно-критических работ (изд. 1903).

Соч.

* Complete works, v. 1—10, Port Washington (. .), 1967.

Лит.

* Р.М., Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже XIX—XX вв., в сборнике: Проблемы истории литературы США, М., 1964;
* Hill J. ., The Merrill checklist of Frank Norris, Columbus (.), 1970 Lohf . A. and Sheehy E. ., Frank Norris. A bibliography, . ., 1968.

Биография

Бенжамин Фрэнклин Норрис (англ. Benjamin Franklin Norris, Jr.) (5 марта 1870 — 25 октября 1902) — американский писатель и журналист периода «прогрессивной эры», одним из первых принёсший французский натурализм в американскую литературу. Литературную известность приобрел благодаря романам Мактиг (McTeague) (1899), Спрут: Калифорнийская история (The Octopus: A California Story) (1901) и Омут(The Pit) (1903). Хотя Норрис не был сторонником социализма как политической системы, его произведения имели социалистическую направленность и вдохновляли многих прогрессивных писателей, таких, как Эптон Синклер. Заметное влияние на творчество писателя оказали теория эволюции Дарвина и Спенсера и, в частности, оптимистическая линия философии Дарвина, которую он изучал у Джозефа Леконте во время своего обучения в Калифорнийском университете в Беркли. Умер от перитонита, последовавшего за приступом аппендицита в возрасте 32 лет.

Биография

Хотя Норрис не был сторонником социализма как политической системы, его произведения имели социалистическую направленность и вдохновляли многих прогрессивных писателей, таких, как Эптон Синклер. Заметное влияние на творчество писателя оказали теория эволюции Дарвина и Спенсера и, в частности, оптимистическая линия философии Дарвина, которую он изучал у Джозефа Леконте во время своего обучения в Калифорнийском университете в Беркли. Умер от перитонита, последовавшего за приступом аппендицита в возрасте 32 лет.

Фрэнк Норрис родился в Чикаго (Иллинойс) в 1870 в семье частного предпринимателя Бенжамина Норриса и Гертруд Норрис, пробовавшей актерскую карьеру. В 1884 семья Норриса переехала в Сан-Франциско, где Бенжамин Норрис занялся недвижимостью. В 1887, после смерти брата и короткой и неудачной поездки в Лондон, семнадцатилетний Норрис поступил в престижную Академию Жюлиана в Париже, где в течение двух лет учился живописи. Семья находилась вместе с ним около года, после чего родители Норриса вернулись в Америку. Молодой Фрэнк остался один до тех пор, пока отец не обнаружил, что вместо занятий живописью Фрэнк занят написанием сказок о средневековых рыцарях, и не настоял на возвращении сына домой.

В 1890 Фрэнк Норрис перевелся в Калифорнийский университет в Беркли, где по настоянию отца учился до 1894 года. В эти годы Норрис увлекается теорией эволюции Дарвина, что проявилось позднее в его произведениях. В начале 1892 он опубликовал романтическую поэму Ивернел, Старофранцузская повесть (Yvernell, A Tale of Feudal France). За годы учебы в Беркли, Норрис напечатал несколько рассказов в студенческом издании в Беркли и в журнале «Волна» («The Wave») в Сан-Франциско, начал первые главы романа Мактиг (McTeague).

После развода родителей, не чувствуя себя более обязанным продолжать дело отца, и не получив ученой степени, Фрэнк оставляет Калифорнийский университет, и в 1895 году поступает в Гарвард, чтобы учиться писательскому мастерству. Наибольшее влияние в Гарвардском университете на него оказал Люис Эдвард Гейтс, преподававший на отделении английской литературы. Именно в эти годы и под влиянием своего преподавателя Норрис читает произведения французских писателей, в частности, Золя и Флобера. В Гарварде он пишет роман в духе Золя Вандовер и зверь (Vandover and the Brute) о духовном оскудении человека и продолжает работу над Мактигом, завершенным позже в Калифорнии.

В 1894–1896 Норрис был корреспондентом газеты «Кроникл» (Сан-Франциско) в Южной Африке, а в 1896–97 работал ассистентом редактора и вел еженедельную колонку Маленькие уличные драмы в журнале «Волна Сан-Франциско» («The San Francisco Wave»). В 1909 эти очерки и рассказы были изданы отдельной книгой под названием Третий круг (The Third Circle). Повесть Моран с «Леди Летти» (Moran of the Lady Letty), печатавшаяся в 1898 с продолжениями в «Волне», была тогда же выпущена издательством «Даблдей энд Маклюр», а Норриса пригласили на работу в его нью-йоркское отделение. В 1898 Норрис работал на Кубе как репортер «Маклюр мэгэзин» («McClure's Magazine»), освещая испано-американскую войну. В 1899 опубликовал романы Мактиг и Бликс (Blix). Работая издательским консультантом, рекомендовал к изданию роман Сестра Керри Т.Драйзера.

В 1899 Норрис объявил замысел эпической трилогии о современном этапе истории американской цивилизации, где центральным «персонажем» станет пшеница, воплощающая силы природы. В 1900 Фрэнк Норрис женился на Жанет Блэк. В 1901 у них родился ребенок. Норрис публикует серию романов о спекуляциях на чикагской торговой бирже — Спрут (The Octopus, 1901), Омут: История Чикаго (The Pit: A Story of Chicago, 1903). Смерть от аппендицита в Сан-Франциско 25 октября 1902 помешала созданию завершающего романа Волк (The Wolf) и следующей трилогии – о Гражданской войне в Америке.

Экранизации

* Рассказ "A Deal in Wheat" (1903) и роман "Омут" послужили сюжетной основой для фильма Гриффита "Спекуляция пшеницей" (1909). Роман Мактиг (McTeague) был неоднократно экранизирован, наиболее известная экранизация — "Алчность" (1924) Эриха фон Штрогейма, которая сегодня считается классикой немого кино.

Биография

НОРРИС, ФРЭНК (Norris, Frank) (1870–1902), американский писатель, журналист. Родился 5 марта 1870 в Чикаго в состоятельной семье. В 1887–1889 изучал искусство в Париже. В 1890-1894 учился в Калифорнийском университете, писал рассказы для студенческих и местных изданий. В начале 1892 опубликовал романтическую поэму Ивернел, Старофранцузская повесть (Yvernell, A Tale of Feudal France). Затем под влиянием Р.Киплинга, Р.Л.Стивенсона, Р.Х.Дэвиса, У.Д.Хоуэллса и Э.Золя увлекся натурализмом. Студентом-старшекурсником начал роман Мактиг (McTeague). В 1895 поступил в Гарвардский университет, учился писательскому мастерству, написал роман в духе Золя Вандовер и зверь (Vandover and the Brute) о духовном оскудении человека, продолжил работу над Мактигом, завершенным позже в Калифорнии.

В 1894–1896 был корреспондентом газеты «Кроникл» (Сан-Франциско) в Африке. Вернувшись в Сан-Франциско, вел еженедельную колонку Маленькие уличные драмы в журнале «Волна» («The Wave»), в 1909 эти очерки и рассказы были изданы отдельной книгой под названием Третий круг (The Third Circle). Повесть Моран с «Леди Летти» (Moran of the Lady Letty), печатавшаяся в 1898 с продолжениями в «Волне», была тогда же выпущена издательством «Даблдей энд Маклюр», а Норриса пригласили на работу в его нью-йоркское отделение. В 1898 Норрис работал на Кубе как репортер «Маклюр мэгэзин», освещая испано-американскую войну. В 1899 опубликовал романы Мактиг и навеянный историей его женитьбы Бликс (Blix). Работая издательским консультантом, рекомендовал к изданию роман Сестра Керри Т.Драйзера.

В 1899 Норрис объявил замысел эпической трилогии о современном этапе истории американской цивилизации, где центральным «персонажем» станет пшеница, воплощающая силы природы. Позже им были опубликованы романы Спрут (The Octopus, 1901), Омут: История Чикаго (The Pit: A Story of Chicago, 1903) – о спекуляциях на чикагской торговой бирже. Смерть от аппендицита 25 октября 1902 помешала созданию завершающего романа Волк (The Wolf) и следующей трилогии – о Гражданской войне в Америке.

Литература

* Норрис Ф. Омут. Л., 1925
* Норрис Ф. Бликс. Повесть юной любви. Л., 1927
* Норрис Ф. Сильная духом. Л., 1928
* Норрис Ф. Сделка с пшеницей. – В кн.: Американская новелла, т. 1, М., 1958
* Норрис Ф. Статьи. – В кн.: Писатели США о литературе. М., 1974
* Садатурский А.С. Фрэнк Норрис и американский роман. Кишинев, 1976
* Норрис Ф. Спрут. М., 1980

Биография (Садатурский А.С. Фрэнк Норрис и американский роман. Кишинев, 1976)

Американский писатель, журналист. Родился 5 марта 1870 в Чикаго в состоятельной семье. В 1887–1889 изучал искусство в Париже. В 1890-1894 учился в Калифорнийском университете, писал рассказы для студенческих и местных изданий. В начале 1892 опубликовал романтическую поэму Ивернел, Старофранцузская повесть (Yvernell, A Tale of Feudal France). Затем под влиянием Р.Киплинга, Р.Л.Стивенсона, Р.Х.Дэвиса, У.Д.Хоуэллса и Э.Золя увлекся натурализмом. Студентом-старшекурсником начал роман Мактиг (McTeague). В 1895 поступил в Гарвардский университет, учился писательскому мастерству, написал роман в духе Золя Вандовер и зверь (Vandover and the Brute) о духовном оскудении человека, продолжил работу над Мактигом, завершенным позже в Калифорнии.

В 1894–1896 был корреспондентом газеты «Кроникл» (Сан-Франциско) в Африке. Вернувшись в Сан-Франциско, вел еженедельную колонку Маленькие уличные драмы в журнале «Волна» («The Wave»), в 1909 эти очерки и рассказы были изданы отдельной книгой под названием Третий круг (The Third Circle). Повесть Моран с «Леди Летти» (Moran of the Lady Letty), печатавшаяся в 1898 с продолжениями в «Волне», была тогда же выпущена издательством «Даблдей энд Маклюр», а Норриса пригласили на работу в его нью-йоркское отделение. В 1898 Норрис работал на Кубе как репортер «Маклюр мэгэзин», освещая испано-американскую войну. В 1899 опубликовал романы Мактиг и навеянный историей его женитьбы Бликс (Blix). Работая издательским консультантом, рекомендовал к изданию роман Сестра Керри Т.Драйзера.

В 1899 Норрис объявил замысел эпической трилогии о современном этапе истории американской цивилизации, где центральным «персонажем» станет пшеница, воплощающая силы природы. Позже им были опубликованы романы Спрут (The Octopus, 1901), Омут: История Чикаго (The Pit: A Story of Chicago, 1903) – о спекуляциях на чикагской торговой бирже. Смерть от аппендицита 25 октября 1902 помешала созданию завершающего романа Волк (The Wolf) и следующей трилогии – о Гражданской войне в Америке.

Произведения

* Норрис Ф. Омут. Л., 1925
* Норрис Ф. Спрут. Л., 1925
* Норрис Ф. Бликс. Повесть юной любви. Л., 1927
* Норрис Ф. Сильная духом. Л., 1928
* Норрис Ф. Сделка с пшеницей. – В кн.: Американская новелла, т. 1, М., 1958
* Норрис Ф. Статьи. – В кн.: Писатели США о литературе. М., 1974
* Норрис Ф. Спрут. М., 1980

Литература

Богословский В. Творчество Фрэнка Норриса.— Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, т. 34. Труды каф. зарубежн. лит., 1955, вып. 2, с. 67—117; Садатурский А. С. Фрэнк Норрис и американский роман.— Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1976.— 165 с. Pizer D. The novels of Frank Norris.— Bloomington: Indiana univ. press, 1966.— XIII, 209 p.

Биография

Фрэнк Норрис происходил из семьи состоятельного коммерсанта, учился в Гарвардском университете, провел несколько лет в Париже, став горячим приверженцем Золя и французского натурализма. В литературу он пришел через журналистику.

Первые произведения Норриса, написанные под влиянием натурализма («Мак Тиг», 1897, изд. 1899), «Вандовер и зверь» (1895, изд. 1914), слабы и в художественном отношении. Литературное имя Норрис завоевал романами «Спрут» и «Омут» (1903).

По своим художественным и теоретическим воззрениям Норрис был близок группе американских писателей и социологов, известных как «разгребатели грязи», которые видели свои задачи в разоблачении пороков американского общества (коррупции в политике, расовой войны на Юге, торговли «живым товаром», использования детского труда). Писатель умер в расцвете творческих сил в Африке, где находился в качестве корреспондента во время англо-бурской войны.

Спрут первая часть оставшейся незаконченной трилогии «Эпос пшеницы». Роман посвящен борьбе фермеров с железнодорожным трестом, заправилы которого, стремясь к захвату земель и обогащению, прибегают к жестоким методам разорения фермеров. Писатель Пресли приехал на Запад, чтобы собрать материал для задуманного им произведения.

Но Пресли не может остаться только наблюдателем происходящей на его глазах социальной трагедии, он участвует в борьбе на стороне угнетаемых. Здоровое человеческое начало Норрис воплощает в фермерах-тружениках - людях честных, близких к природе.

Однако, не зная выхода из общественных противоречий, нашедших правдивое воплощение в его книге, Норрис верит, что возмездие за то зло, которое несет в себе стихийная сила треста, будет совершенно другой, тоже стихийной и надсоциальной силой - силой самой пшеницы. Конец книги символичен. Воплощая в себе Добро, пшеница кормит голодающих и наказывает Зло - в грудах зерна тонет фабрикант Берман, в котором это Зло воплощено.

Биография

Литературную известность приобрел благодаря романам «Мактиг» (англ. McTeague) (1899), «Спрут: Калифорнийская история» (англ. The Octopus: A California Story) (1901) и «Омут» (англ. The Pit) (1903). Хотя Норрис не был сторонником социализма как политической системы, его произведения имели социалистическую направленность и вдохновляли многих прогрессивных писателей, таких, как Эптон Синклер. Заметное влияние на творчество писателя оказали теория эволюции Дарвина и Спенсера и, в частности, оптимистическая линия философии Дарвина, которую он изучал у Джозефа Леконте во время своего обучения в Калифорнийском университете в Беркли. Умер от перитонита, последовавшего за приступом аппендицита в возрасте 32 лет.

Биография (ru.wikipedia.org)

Фрэнк Норрис родился в Чикаго (Иллинойс) в 1870 в семье частного предпринимателя Бенжамина Норриса и Гертруд Норрис, пробовавшей актерскую карьеру. В 1884 семья Норриса переехала в Сан-Франциско, где Бенжамин Норрис занялся недвижимостью. В 1887, после смерти брата и короткой и неудачной поездки в Лондон, семнадцатилетний Норрис поступил в престижную Академию Жюлиана в Париже, где в течение двух лет учился живописи. Семья находилась вместе с ним около года, после чего родители Норриса вернулись в Америку. Молодой Фрэнк остался один до тех пор, пока отец не обнаружил, что вместо занятий живописью Фрэнк занят написанием сказок о средневековых рыцарях, и не настоял на возвращении сына домой.

В 1890 Фрэнк Норрис перевелся в Калифорнийский университет в Беркли, где по настоянию отца учился до 1894 года. В эти годы Норрис увлекается теорией эволюции Дарвина, что проявилось позднее в его произведениях. В начале 1892 он опубликовал романтическую поэму «Ивернел, Старофранцузская повесть» (англ. Yvernell, A Tale of Feudal France). За годы учебы в Беркли, Норрис напечатал несколько рассказов в студенческом издании в Беркли и в журнале «Волна» (англ. The Wave) в Сан-Франциско, начал первые главы романа «Мактиг» (англ. McTeague).

После развода родителей, не чувствуя себя более обязанным продолжать дело отца, и не получив ученой степени, Фрэнк оставляет Калифорнийский университет, и в 1895 году поступает в Гарвард, чтобы учиться писательскому мастерству. Наибольшее влияние в Гарвардском университете на него оказал Люис Эдвард Гейтс, преподававший на отделении английской литературы. Именно в эти годы и под влиянием своего преподавателя Норрис читает произведения французских писателей, в частности, Золя и Флобера. В Гарварде он пишет роман в духе Золя «Вандовер и зверь» (англ. Vandover and the Brute) о духовном оскудении человека и продолжает работу над «Мактигом», завершенным позже в Калифорнии.

В 1894 – 1896 Норрис был корреспондентом газеты «Кроникл» (Сан-Франциско) в Южной Африке, а в 1896 – 1897 работал ассистентом редактора и вел еженедельную колонку Маленькие уличные драмы в журнале «Волна Сан-Франциско» (англ. The San Francisco Wave). В 1909 эти очерки и рассказы были изданы отдельной книгой под названием «Третий круг» (англ. The Third Circle). Повесть «Моран с „Леди Летти“» (англ. Moran of the Lady Letty), печатавшаяся в 1898 с продолжениями в «Волне», была тогда же выпущена издательством «Даблдей энд Маклюр», а Норриса пригласили на работу в его нью-йоркское отделение. В 1898 Норрис работал на Кубе как репортер «Маклюр мэгэзин» (англ. McClure's Magazine), освещая испано-американскую войну. В 1899 опубликовал романы «Мактиг» и «Бликс» (англ. Blix). Работая издательским консультантом, рекомендовал к изданию роман «Сестра Керри» Т.Драйзера.

В 1899 Норрис объявил замысел эпической трилогии о современном этапе истории американской цивилизации, где центральным «персонажем» станет пшеница, воплощающая силы природы. В 1900 Фрэнк Норрис женился на Жанет Блэк. В 1901 у них родился ребенок. Норрис публикует серию романов о спекуляциях на чикагской торговой бирже — «Спрут» (англ. The Octopus, 1901), «Омут: История Чикаго» (англ. The Pit: A Story of Chicago, 1903). Смерть от аппендицита в Сан-Франциско 25 октября 1902 помешала созданию завершающего романа «Волк» (англ. The Wolf) и следующей трилогии – о Гражданской войне в Америке.

Список произведений

* «Ивернел, Старофранцузская повесть» (англ. Yvernell, A Tale of Feudal France; 1892)
* «Моран с „Леди Летти“: История приключений у берегов Калифорнии» (англ. Moran of the "Lady Letty": A Story of Adventure Off the California Coast; 1898)
* «Мактиг: Сан-францисская история» (англ. McTeague: A Story of San Francisco; 1899)
* «Бликс. Повесть юной любви» (англ. Blix; 1899)
* «Сильная духом» (англ. A Man's Woman; 1900)
* «Эпос пшеницы» (англ. Epic of the Wheat; 1901 ? 1903)
* «Спрут» (англ. The Octopus: A Story of California; 1901)
* «Омут: История Чикаго» (англ. The Pit: A Story of Chicago; 1902)
* «Сделка с пшеницей и другие истории Нового и Старого Запада» (англ. A Deal in Wheat and Other Stories of the New and Old West; 1903)
* «Третий круг» (англ. The Third Circle; 1909)
* «Вандовер и зверь» (англ. Vandover and the Brute; 1914)

Экранизации

* Рассказ «Сделка с пшеницей» (1903) и роман «Омут» послужили сюжетной основой для фильма Гриффита Спекуляция пшеницей (A Corner in Wheat) (1909). Роман Мактиг (McTeague) был неоднократно экранизирован, наиболее известная экранизация — Алчность (Greed) (1924) Эриха фон Штрогейма, которая сегодня считается классикой немого кино.

Дата публикации на сайте: 31 июля 2012.