Карл Краус (нем. Karl Kraus)

(28 апреля 1874, Йичин, тогда Австро-Венгрия, ныне Чехия — 12 июня 1936, Вена, Австрия)

Карл Краус (нем. Karl Kraus). Памятная доска на родном доме

Карл Краус (нем. Karl Kraus). Памятная доска на родном доме


  Карл Краус в нашем цитатнике


Карл Краус (нем. Karl Kraus). Йичин, центральная площадь

Карл Краус (нем. Karl Kraus). Йичин, центральная площадь


Карл Краус (нем. Karl Kraus). Первый номер журнала Факел

Карл Краус (нем. Karl Kraus). Первый номер журнала Факел


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)


Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Карл Краус (нем. Karl Kraus)

Биография (КЕЭ, том Доп.3, кол. 241–242)

Вырос в семье богатого владельца бумажной фабрики. Мать прививала Краусу любовь к культуре, с школьных лет он увлекался театром, но врожденный физический недостаток препятствовал актерской карьере. Краус изучал философию и филологию в Венском университете. С 1892 г. публиковал в австрийской и германской периодике литературные и театральные обзоры. В 1899 г. основал журнал «Факел», редактором (с 1912 г. — и единственным автором) которого оставался до конца жизни. Журнал пользовался большим успехом и принес Краусу славу «немецкого Ювенала». В литературно-политических обзорах он остроумно и язвительно высмеивал все, что считал проявлениями вырождения европейской, в том числе австрийской культуры: от лицемерия либеральной прессы до учения З. Фрейда и психоанализа.

Краус был непримиримым противником милитаризма и после Первой мировой войны обличал сторонников реванша, а также социалистов и церковь, которые предали идеалы мира. Эта позиция нашла выражение в наиболее известном драматическом произведении Крауса — драме «Последние дни человечества» (1919), проникнутой апокалиптическим предчувствием грядущей катастрофы.

Краус постоянно боролся за сохранение чистоты языка, считая его важнейшим фактором не только в эстетической, но и в этической сфере. Статьи и эссе на эту тему вошли в посмертно изданный сборник «Язык» (1937). Лирические стихотворения (девять книг) и афоризмы (четыре книги) самого Крауса считаются образцом литературного стиля. И в политике, и в искусстве Краус нередко оказывался в стороне от главенствующих тенденций времени. Так, в период господства реалистической драмы он выдвинул принципы поэтического театра, повлиявшие на творчество Б. Брехта. А. Шёнберг считал Крауса личностью, у которой больше, чем у кого-либо другого, можно учиться самобытности.

В 1898 г. Краус объявил о выходе из еврейской общины, в 1911 г. крестился, а в 1923 г. заявил об отходе от католичества. Резкие выпады против ряда выдающихся евреев и сионизма (памфлет «Одна крона для Сиона», 1898), возражения против пересмотра дела Дрейфуса, публикации в «Факеле» О. Вейнингера и Х. С. Чемберлена (см. Расизм) — все это давало основания считать Крауса антисемитом (см. Антисемитизм), стыдящимся своего происхождения. Он придерживался космополитических взглядов, был противником всякого национализма и защищал достоинство человека как личности, а не как представителя какой-либо нации. Однако, когда в 1933 г. Управление радиовещания Германии обратилось к Краусу с просьбой использовать его переводы сонетов Шекспира, он саркастически ответил, что переводил с иврита, поэтому такая передача будет противоречить «нынешним нормам» режима.

Начиная с 1923 г., Краус неоднократно предупреждал о том, как опасен Гитлер, писал об угрозе пангерманизма и аншлюса Австрии. В ярком памфлете «Почему не выходит “Факел”» (1933) Краус писал о несовместимости идеологии гитлеризма с законами немецкого языка. В последние годы жизни Краус полагал, что иудаизм и христианство должны вместе бороться против расизма.

Избранные сочинения

* Die demolirte Literatur (1897)
* Eine Krone fur Zion (1898)
* Sittlichkeit und Kriminalitat (1908)
* Spruche und Widerspruche (1909)
* Die chinesische Mauer (1910)
* Pro domo et mundo (1912)
* Nestroy und die Nachwelt (1913)
* Worte in Versen (1916—1930)
* Die letzten Tage der Menschheit (1918)
* Weltgericht (1919)
* Nachts (1919)
* Untergang der Welt durch schwarze Magie (1922)
* Literatur (1921)
* Traumstuck (1922)
* Die letzten Tage der Menschheit: Tragodie in funf Akten mit Vorspiel und Epilog (1922)
* Wolkenkuckucksheim (1923)
* Traumtheater (1924)
* Die Unuberwindlichen (1927)
* Epigramme (1927)
* Die Unuberwindlichen (1928)
* Literatur und Luge (1929)
* Shakespeares Sonette (1933)
* Die Sprache (1937)
* Die dritte Walpurgisnacht (posthumous, 1952)

На русском языке

* Детерминизм/ Пер. Виктора Топорова// Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.29

Литература

* Zohn H. Karl Kraus. New York: Twayne Publishers, 1971
* Timms E. Karl Kraus, apocalyptic satirist: culture and catastrophe in Habsburg Vienna. New Haven: Yale UP, 1986
* Zohn H. Karl Kraus and the critics. Columbia: Camden House, 1997
* Carr G.J., Timms E. Karl Kraus und Die Fackel: Aufsatze zur Rezeptionsgeschichte = Reading Karl Kraus: essays on the reception of Die Fackel. Munchen: Iudicium, 2001
* Bouveresse J. Schmock ou Le triomphe du journalisme: la grande bataille de Karl Kraus, Paris: Seuil, 2001
* Rothe F. Karl Kraus: die Biographie. Munchen: Piper, 2003
* Timms E. Karl Kraus und der Kampf ums Recht. Wien: Picus, 2006
* Ganahl S. Ich gegen Babylon: Karl Kraus und die Presse im Fin de Siecle. Wien: Picus, 2006
* Reitter P. The anti-journalist: Karl Kraus and Jewish self-fashioning in fin-de-siecle Europe. Chicago: The University of Chicago Press, 2008
* Канетти Э. Карл Краус, школа сопротивления// Канетти Э. Человек нашего столетия. Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1990, с.34-43
* Беньямин В. Карл Краус// Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб: Симпозиум, 2004, с.313-358
* Джонстон У. М. Поклонение языку у Карла Крауса: проклятие фотографической памяти// Джонстон У. М. Австрийский Ренессанс: Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848—1938. М.: Московская школа политических исследований, 2004, с.306-310

Биография

Краус рано пришел к выводу о том, что раздражавшие его явления венской культурной жизни, поначалу лишь дававшие повод для демонстрации его полемического таланта, на деле симптомы глубокой испорченности общества. В 1899 он начал издавать собственный журнал «Факел» («Die Fackel»), по материалам которого выпустил тома избранных публикаций: Мораль и преступность (Sittlichkeit und Kriminalitat, 1908), Китайская стена (Die chinesische Mauer, 1910), Страшный суд (Weltgericht, 1919), Крушение мира от черной магии (Untergang der Welt durch schwarze Magie, 1922), Литература и ложь (Literatur und Luge, 1929), Язык (Die Sprache, 1937).

Крупнейшее произведение Крауса-драматурга, Последние дни человечества (Die letzten Tage der Menschheit), написано во время Первой мировой войны и опубликовано в 1919. Среди других его пьес – Литература (Literature, 1921), Театр мечты, (Traumtheater, 1922), Кукуландия на облаках (Wolkenkuckucksheim). В 1952 впервые опубликована Третья Вальпургиева ночь (Die Dritte Walpurgischnacht) – выпуск «Факела», созданный еще в первые месяцы после прихода Гитлера к власти в Германии.

Сатира Крауса питалась противоречием между изначальной чистотой языка и его стилистическим и смысловым искажением под пером пишущих. Он указывал на порчу языка в среде чиновников, политиков, писателей и журналистов, полагая, что зло мира неизбежно вытекает из вечного несоответствия между чистотой слова и нечистыми намерениями публичной речи. Воплощением подобной опасности была в его глазах гитлеровская Германия. Многие критики воспринимают Крауса как адепта вневременных добродетелей, а его критику частных пороков – как защиту абстрактной духовной непогрешимости.

Биография (Большая Советская Энциклопедия)

Краус Карл ( 28.04.1874 - 12.06.1936 ), австрийский писатель, публицист, филолог. Выступил с сатирическим памфлетом "Разрушенная литература" (1897) против венских декадентов. Издавал и редактировал журнал "Факкель" ("Die Fackel", 1899-1936), в котором полемизировал с буржуазными философскими, политическими и эстетическими идеями.

Опубликовал много эссе и статей по вопросам литературы и языка, сборники сатирических фельетонов и афоризмов на темы международной и австрийской жизни. Вершина творчества Крауса - философская антивоенная драма "Последние дни человечества" (1918-1919). В памфлете "Непобедимые" (1928) Краус прославлял венских рабочих, штурмовавших летом 1927 реакционный суд.

Написанные в духе философской лирики И. В. Гёте стихи Крауса часто близки импрессионистской поэзии X. Моргенштерна и Д. Ф. Лилиенкрона. Стиль Крауса насыщен метафорами, контрастными сопоставлениями. С о ч.: Werke, Bd (1-9), Munch., 1955-61. Лит.: Iggers W. A., Karl Kraus. A Viennese critic of the twentieth century, The Hague, 1967 (библ. с. 230-45); Engelmann P., Dem Andenken an Karl Kraus, W., [1967]; Kuhn C., Karl Kraus als Lyriker, P., 1968.

Биография (ru.wikipedia.org)

Родился в Богемии, в богатой еврейской семье, в 1877 переехавшей в Вену. В 1892 поступил на юридический факультет, в этот же период выступил как литературный критик, пробовал свои силы на сцене. В 1894 перешел на факультет философии и литературы, в 1896 оставил университет, не получив диплома.

В этот период подружился с Петером Альтенбергом, вошел в кружок Молодая Вена (Герман Бар, Гофмансталь, Шницлер, Феликс Зальтен и др.). Через год порвал с ним, опубликовав памфлет Die demolierte Literatur. Выступил с резким отвержением сионизма Теодора Герцля. В 1899 начал издавать собственный журнал «Факел», который выпускал вплоть до смерти, сделал его влиятельнейшим изданием эпохи.

На его страницах публиковались крупнейшие писатели и художники: Альтенберг, Демель, Кокошка, Ласкер-Шюлер, Генрих Манн, Шёнберг, Стриндберг, Тракль, Верфель, Оскар Уайльд и др. С 1911 Краус стал в журнале единственным автором. В том же году он принял католицизм. Параллельно Краус выступал с публичными лекциями и чтениями — до 1936 он дал около 1700 подобных сольных представлений не только в Вене, но в Берлине и Праге. В 1923 он покинул католическую церковь.

Крупнейшим произведением Крауса стала сатирическая драма в жанре «мирового обозрения» «Последние дни человечества» (1915—1919), во многом построенная на актуальных материалах европейских газет. Кроме того, Краус известен своими афоризмами (собраны в книге «Обращенное в слово», нем. Beim Wort genommen, 1955).

Дата публикации на сайте: 20 июля 2012.