Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

(7 февраля 1885, Сок-Сентр, штат Миннесота — 10 января 1951, Рим)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


  Синклер Льюис в нашем цитатнике


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)


Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Синклер Льюис (англ. Sinclair Lewis)

Биография

Синклер Льюис - американский писатель. Гарри Синклер Льюис родился 7 февраля 1885 года в городке Сок-Сентр, штат Миннесота (США). В детстве не любил заниматься спортом, предпочитая чтение стихов и одинокие прогулки более активному времяпрепровождению. В 1902 году, в возрасте 17 лет, юноша поступил в "Оберлин-акэдеми"; Льюис, однако, мечтал учиться в Йельском университете в Нью-Хейвене, куда и был через год принят. В Йеле Льюис начинает писать стихи в псевдосредневековом стиле популярных тогда викторианских поэтов Суинберна и Теннисона, одна из его готических баллад печатается в университетском литературном журнале - большая честь для первокурсника. Впоследствии Льюис сам работал в редколлегии этого журнала и зарекомендовал себя подающим надежды молодым писателем. Многие профессора с уважением относились к способному и остроумному юноше, однако сам Льюис впоследствии говорил, что в Йеле ему жилось ничуть не лучше, чем в Соук-Сентере. Приехав на студенческие каникулы в Соук-Сентер, Льюис от нечего делать задумал роман из провинциальной жизни, который решил назвать «Деревенский вирус» («The Village Virus») и который через 15 лет стал «Главной улицей».

В 1904 и 1906 годах во время летних каникул Льюис ездил на барже для перевозки скота в Англию, где собирал материал для будущих книг. В 1906 году он, как всегда, возвращается после каникул в Йель, однако вскоре покидает Нью-Хейвен и становится дворником в социалистической коммуне Эптона Синклера Хеликон-Холл, недалеко от Энглвуда (штат Нью-Джерси). Впрочем, социалистическая коммуна наскучила будущему писателю так же быстро, как и университет, и Льюис едет в Нью-Йорк, где начинает писать. Его стихи и новеллы печатаются в различных журналах, и Льюис становится заместителем главного редактора журнала «Трансатлантик тейлз» («Transatlantic Tales»). В конце следующего года Льюис уплывает в Панаму, тщетно пытается найти работу, подрабатывая какое-то время на строительстве Панамского канала, и в декабре приезжает в Нью-Йорк. В январе 1908 года он возвращается в Йель и в июне получает диплом. Тем временем несколько стихотворений Льюис печатаются в одном из журналов Сан-Франциско, и о них высоко отзывается Уильям Роз Бене, который посылает молодому писателю ободряющее письмо. Последовал период скитаний. Льюис ненадолго возвращается домой, а затем работает журналистом в Уотерлу (штат Айова), в Сан-Франциско, в Вашингтоне, однако не приживается нигде - из одних газет его увольняют, из других он уходит сам.

Короткое время Льюис живет в колонии художников в Кармеле (штат Калифорния), где знакомится с такими писателями, как Джордж Стерлинг и Джек Лондон. Поскольку свои рассказы начинающему писателю напечатать не удается, он вынужден продавать идеи Джеку Лондону, некоторые рассказы которого написаны по сюжетам Льюиса. В 1910 году Льюис возвращается в Нью-Йорк и последующие 5 лет работает в различных издательствах и журналах. Первым опубликованным произведением Льюиса стала детская книга «Прогулка на аэроплане» («Hike and the Aeroplane», 1912), которая вышла под псевдонимом Том Грэм. Чуть больше года спустя выходит первый серьезный роман Льюиса «Наш мистер Ренн» («Our Mr. Wrenn», 1914), где рассказывается о молодом мечтателе, в котором нетрудно узнать самого Льюиса. Герой с приключениями добирается до Лондона, где его поджидает любовь и разочарование, и возвращается в Америку отрезвленным и, безусловно, более практичным. За «Нашим мистером Ренном» последовал «Полет сокола» («The Trail of the Hawk», 1915) - роман, по словам современного американского литературоведа Мартина Лайта, «в духе „Дон Кихота», живой, оптимистичный». Хотя оба романа были относительно хорошо приняты, полученный гонорар оказался невелик. В 1914 году Льюис женился на Грейс Ливингстон Хеггер. У них родился сын, которого они назвали Уэллсом в честь английского писателя Герберта Уэллса. В 1928 году они развелись, а буквально через несколько недель Льюис женился на Дороти Томпсон, известной журналистке, от брака с которой у него тоже родился сын - Майкл. С Дороти Томпсон Льюис развелся в 1942 году.

Профессиональная карьера Льюиса-писателя началась, по существу, в 1915 году, когда газета «Сатерди ивнинг пост» («Saturday Evening Post») заплатила ему тысячу долларов за рассказ «Природа» («Nature, Inc.»). В это же время появляются и другие выгодные предложения, в результате чего Льюис уходит из издательства Джорджа Дорэна, где он работал, и начинает писать. В последующие 4 года Льюис написано множество рассказов для популярных периодических изданий, а также 4 разных по уровню романа. Если «Работа» («Job», 1917), например, считается одной из лучших ранних книг Льюиса, то «Простаков» («The Innocents», 1917) нередко называют самой худшей. В 1919 году вышел еще один роман Льюиса - «На вольном воздухе» («Free Air»), рассказ об автомобильной поездке по Америке. С появлением «Главной улицы» (1920) за Льюисом закрепилась репутация крупного писателя и социального критика. До этого большинство американских писателей описывали жизнь захолустья с юмором и сочувствием, противопоставляя тихую провинциальную жизнь разлагающимся, продажным городам. Льюис же с блеском показал в «Главной улице» самодовольство и ограниченность провинциальных нравов американской глубинки. Героиня романа Кэрол Кенникотт выходит замуж за флегматичного провинциального врача и переезжает в Гофер-прери, надеясь увлечь горожан своим энтузиазмом и культурными идеалами. Однако сама заражается «деревенским вирусом» застойного, ханжеского провинциального быта. За «Главной улицей» последовали еще более противоречивые произведения, в каждом из которых поднимаются различные проблемы американского общества. Так, в «Бэббите» («Babbitt», 1922) выведены ограниченные и лицемерные бизнесмены среднего класса. В романе «Эроусмит» («Arrowsmith», 1925) главный герой - врач, которому «Бэббиты» не дают воплотить в жизнь его благородные идеалы. В «Элмере Гентри» («Elmer Gantry», 1927) показана с изнанки деятельность церковников. В «Додсворте» («Dodsworth», 1929) исследуется конфликт между европейской и американской культурой на примере тщеславного, не лишенного артистизма бизнесмена. В «Энн Викерс» («Ann Vickers», 1933) показывается коррупция общественных служб. Во всех этих романах с едким остроумием и необычайным мимикрическим даром Льюис изобличает пороки среднего класса - самодовольство, ханжество, невежество. Льюис собирал материал для своих лучших книг с поистине антропологической скрупулезностью, часто советовался со специалистами в соответствующей области, например с популярным писателем Полем де Крайфом, когда писал «Эроусмита»; с евангелистом из Канзас-Сити Л. Биркхедом во время работы над «Элмером Гентри».

Когда в 1926 году его наградили Пулитцеровской премией, он отказался принять награду, заявив, что в литературные премии не верит, а кроме того, есть другие писатели, более достойные награды. После этого популярность Льюиса возросла еще больше, стала еще противоречивее. К концу 20-х годов к Льюису приходит международное признание, он считается одним из самых смелых и острых писателей Соединенных Штатов. В 1930 году Льюису была присуждена Нобелевская премия по литературе «за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры». После Нобелевской премии Льюис стал писать хуже, изменилось к худшему и отношение к нему критиков. Из 10 написанных им романов лишь несколько удостоились высоких критических оценок. В романе «У нас это невозможно» («It Can't Happen Here»), написанном в 1935 году, во время Великой депрессии, действие происходит в Соединенных Штатах, где к власти пришли фашисты. В романе «Кэсс Тимберлейн» («Cass Timberlane», 1945) пожилой судья влюбляется в легкомысленную 24-летнюю Джинни Маршлэнд. В романе «Кингсблад, потомок королей» («Kingsblood Royal», 1947) Льюис обращается к угнетенному положению негров в Америке.

На протяжении всей жизни Льюис много пил, чем и подорвал здоровье. Последние годы писатель прожил в Европе, в основном в Италии. Его последний роман «Мир так широк» («World so Wide») был издан вскоре после его смерти. Синклер Льюис умер от сердечного приступа в Риме 10 января 1951 года.

У нас это невозможно (отрывок)

Парадная столовая отеля «Уэссекс», с позолоченными панелями и стенной росписью в виде горных ландшафтов, была заказана для обеда с участием дам, устроенного Ротарианским клубом Форта Бьюла.

Здесь, в Вермонте, все это проходило не столь колоритно, как где-нибудь в прериях Запада. Но, разумеется, были и свои забавные номера: очень развеселили всех Медэри Кол (мукомольная мельница и продуктовая лавка) и Луи Ротенстерн (ремонт одежды, утюжка и чистка), объявившие, что они и есть те самые исторические вермонтцы – Брайхэм Янг и Джозеф Смит; их шутки по поводу своего воображаемого многоженства были рассчитаны на то, чтобы подразнить дам. Но в целом вечер носил серьезный характер. В Америке после семи лет депрессии, начавшейся в 1929 году, все носило серьезный характер. После мировой войны 1914-1918 годов прошло достаточно времени, чтобы молодежь, родившаяся в 1917-м, созрела для учебы в университете… или же для участия в новой войне, в сущности, в любой войне, какая окажется подходящей.

Этот вечер был устроен ротарианцами вовсе не для забавы. С патриотической речью к собравшимся обратился бригадный генерал в отставке Герберт Эджуэйс, сердито развивавший тему «Мир через оборону. Миллионы – на вооружение. Ни цента на контрибуцию», – а потом выступила миссис Аделаида Тарр-Гиммич, прославившаяся не столько своей смелой антисуфражистской кампанией, сколько своим остроумным способом удерживать во время мировой войны американских солдат от посещения французских кафе, – путем посылки на фронт десяти тысяч комплектов домино.

Ни один патриот, болеющий за интересы общества, не мог пренебрежительно отнестись к ее недавнему, не получившему, правда, достаточной поддержки предложению охранять чистоту американской семьи путем устранения из кинематографической промышленности всех лиц – актеров, директоров или кинооператоров, – которые: а) были хоть раз разведены, б) родились в чужой стране – исключая Великобританию, поскольку миссис Гиммич была очень высокого мнения о королеве Марии, – или в) уклонялись от принесения присяги на верность флагу, конституции, библии и другим чисто американским святыням.

Ежегодный обед с участием дам являл собой весьма респектабельное зрелище: был представлен весь цвет общества Форта Бьюла. Почти все дамы и большинство мужчин блистали вечерними туалетами, и ходили слухи, что до начала торжества избранный круг гостей в строго секретном порядке угощался коктейлями в 289-м номере того же отеля. На столах, расположенных по трем сторонам просторного помещения, горели свечи, сверкали хрустальные блюда со сластями и поджаренным миндалем; столы были уставлены статуэтками Микки-Мауса, бронзовыми ротарианскими колесами и маленькими шелковыми американскими флажками, воткнутыми в позолоченные крутые яйца. Одну из стен украшал плакат «Общественный долг – превыше всего!», а меню обеда – сельдерей, суп-пюре из томатов, жареная рыба, куриные крокеты, горошек и различные сорта мороженого – являло лучшие образцы кухни отеля «Уэссекс».

Все слушали, разинув рот. Генерал Эджуэйс заканчивал свою мужественную, но весьма туманную речь о национализме:
– …ибо Соединенные Штаты – единственная страна среди великих держав, которая не стремится к завоеваниям. Самое большое наше желание – это чтобы нас наконец оставили, черт побери, в покое! С Европой нас связывает по-настоящему лишь одно: мы в поте лица воспитываем грубые, невежественные толпы, которые Европе заблагорассудилось прислать к нам, мы поднимаем их до уровня, хоть сколько-нибудь приближающегося к американской культуре и благонравию. Но, как я уже указывал, мы должны быть готовы к защите наших берегов от всевозможных шаек иностранных бандитов, именующих себя «правительствами», которые с алчной завистью взирают на наши неистощимые рудники, наши высоченные леса, наши гигантские роскошные города и наши прекрасные, необозримые поля.

Впервые в мировой истории великая нация должна все больше и больше вооружаться не для завоеваний, не из чувства зависти и недоброжелательства, не для войны, а для мира! Дай бог, чтобы оружие нам никогда не понадобилось, но если другие народы не отнесутся с должным вниманием к нашим предостережениям, то, как в известном мифе о посеянных в землю зубах дракона, на каждом квадратном футе земли Соединенных Штатов, которую с таким трудом возделывали и защищали наши предки-пионеры, вырастет вооруженный до зубов бесстрашный воин; так уподобимся же нашим перепоясанным мечами предкам, не то мы погибнем!

Обрушилась буря аплодисментов. Инспектор школ «профессор» Эмиль Штаубмейер вскочил с места и заорал: «Да здравствует генерал! Гип-гип, ура!»

На лицах всех присутствующих, обращенных к генералу и мистеру Штаубмейеру, заиграли улыбки, – на лицах всех, кроме двух-трех чудачек пацифисток и некоего Дормэса Джессэпа, издателя выходившей в Форте Бьюла газеты «Дейли Информер», о котором поговаривали, что он парень ничего себе, только малость циник. Джессэп наклонился к своему другу, преподобному мистеру Фоку, и прошептал:
– Нашим предкам-пионерам досталась не бог весть какая важная работа – ковыряться на участке аризонской земли в несколько квадратных футов!

Блистательной вершиной названного обеда явилась речь миссис Аделаиды Тарр-Гиммич, которую по всей стране звали «девушкой наших йонки», потому что во время мировой войны она называла парней из экспедиционных войск – «нашими йонки». Она не только посылала солдатам на фронт домино, ее первоначальный замысел был гораздо смелее. Она хотела снабдить каждого фронтовика канарейкой в клетке. Подумать только, ведь это так бы скрасило их одиночество, и они бы вспоминали родимый дом, матерей! Милая маленькая канарейка! И как знать, а вдруг их удалось бы приучить искать вшей!?

Воодушевленная своей идеей, миссис Тарр-Гиммич проникла к самому начальнику интендантского управления, но этот напыщенный, тупоголовый чиновник отказал ей (вернее, отказал беднягам, тоскующим в грязи окопов), трусливо пробормотав какую-то ерунду: у него, мол, нет транспортных средств для канареек. Говорят, глаза ее метали искры, когда она посмотрела в лицо этому чинуше – ни дать, ни взять Жанна д'Арк в пенсне – и сказала ему несколько теплых слов, которых он никогда не забудет!

В те славные времена женщины действительно имели возможность проявить себя. У них была возможность посылать на фронт своих мужчин или чужих мужчин – все равно. Миссис Гиммич называла каждого солдата, которого ей случалось повстречать, «дорогим своим сыночком», а уж она, бывало, не пропустит ни одного, кто только отважится приблизиться к ней на расстояние двух кварталов. Рассказывали, что однажды она приветствовала таким образом капитана военно-морских сил, произведенного в офицеры из рядовых, и тот ответил ей: «У нас, дорогих сыночков, мамаш сейчас хоть отбавляй. Я лично предпочел бы иметь побольше любовниц». Рассказывали, что она отчитывала его за это ровно час семнадцать минут по наручным часам капитана, позволяя себе передышку лишь для того, чтобы откашляться.

Впрочем, заслуги ее перед обществом не ограничивались доисторической эпохой. Еще совсем недавно, в 1935-м, она взялась за чистку кинофильмов, а до этого выступала в качестве сторонницы «сухого закона», а потом стала его противницей. В 1932 году (когда миссис Гиммич было навязано право голоса) она состояла членом республиканской комиссии и ежедневно посылала президенту Гуверу длиннейшие телеграммы, содержавшие всевозможные советы.

Биография (ru.wikipedia.org)

Семья. Первые шаги в литературе

Родился в недавно отстроенном городке Сок-Сентр (англ. Sauk Centre, Миннесота), в семье единственного на весь город врача. С пятнадцати лет работал наборщиком в местной типографии. В университете готовил себя к карьере газетчика, во время и после учёбы практиковался в периферийных изданиях от Айовы до Калифорнии, охотно выполняя функции репортёра. Именно на этой работе Льюис детально изучил жизнь американской провинции, быт и нравы простых американцев.

Уже в то время он пишет, помимо газетных очерков, множество рассказов, которые публикуются в газетах, на которые он работает.

Первый роман Льюиса «Наш мистер Ренн» (англ. «Our Mr Wrenn») вышел в 1914 году.

Осенью 1916 году начинающего писателя знакомят с Джеком Лондоном, переживающим глубокий творческий кризис. Лондон решил купить сюжет для нового романа, и Льюис, набивший руку в сочинении сюжетов, продал ему сюжет для романа, первоначально озаглавленного «Бюро убийств». Роман этот, однако, Лондон успел лишь начать, так как 22 ноября 1916 года неожиданно умер. Заплаченных за сюжет денег Льюису хватило, чтобы купить себе новое пальто.

Творческая манера. Основные произведения

В раннем периоде своего творчества Синклер Льюис выступает как автор типичных для того времени литературных произведений, тема которых — карьера одиночки, выходца из общественных «низов», пробивающего себе дорогу в общество. Конфликт между личностью и обществом, служащий основным движущим противоречием всего творчества писателя, трактуется во всех этих произведениях как внесоциальная проблема. Развитие этого противоречия дается здесь экстенсивно, в пространственном плане, путём ухода в экзотику путешествий («Наш мистер Ренн», «Полёт сокола»), в спорт («На вольном воздухе»), и т. п.

Среди произведений этого периода несколько особняком стоит роман «Работа» (англ. The Job, 1917; в русском переводе — «Уна Гольден») — история одной из многих трудящихся женщин Америки, создающей себе карьеру долголетним трудом. В этом романе нет уже того экзотизма, того ухода в романтику, которые характеризуют остальные произведения Льюиса того же периода. «Работа» заключает в себе зародыши тех ростков, которые в своем дальнейшем развитии обусловили превращение писателя из беллетриста в художника социальной тематики.

Но качественный перелом в творчестве Льюиса относится лишь ко времени появления «Главной улицы» (англ. Main Street, 1920) — романа, который стал таким же знаменем для радикальной американской интеллигенции начала 1920-х годов в области художественной литературы, каким была для неё в области идеологии известная «Цивилизация Соединённых штатов» Гарольда Стернса (англ. «Civilisation in the United States», Stearns, Harold Edmund).

Кризис американской экономики, пришедший на смену «процветанию» времён Первой мировой войны, вызвал движение протеста в кругах мелких американских собственников и в особенности американского фермерства. Это движение вылилось в радикальное течение американской интеллигенции и выдвинуло на авансцену литературы целую плеяду писателей, вошедших в литературную историю под названием «людей 20-х годов». К ним, наряду с Шервудом Андерсоном, Бен Хектом, Флойдом Деллом и др. следует отнести и Синклера Льюиса. Начало подобной «социальной» литературе положили ещё в конце XIX века такие писатели-реалисты, как Хэмлин Гарленд, Стефан Крэйн и Фрэнк Норрис. Непосредственным же предшественником Льюиса в этом плане является Эдгар Ли Мастерс, основное произведение которого — «Антология Спун Ривер» (англ. «Spoon River Antology», 1915) проложило пути для «Главной улицы». Подобно автору «Антологии Спун Ривер», Синклер Льюис в «Главной улице» восстает против лицемерия, ограниченности и нетерпимости провинциальной Америки. Если раньше романтика, мечты о нереальном мире были для писателя средством примирения противоречий между его героями и действительностью, то теперь в его творчестве начинается период разрушения иллюзий. Отталкивание персонажей Льюиса от их общественной среды приобретает известную социальную направленность. Характерно, что в конце романа «Главная улица» писатель объявляет: смех остаётся для протестующей героини (Кэрол), вернувшейся к своему семейному очагу, «единственно возможным орудием борьбы».

В дальнейшем творчество Льюиса продолжает развиваться в том же направлении. В «Бэббите» (англ. «Babbitt», 1922) он создаёт классический образ стандартного обывателя, с его стихийными попытками бунтарства против наиболее вызывающих противоречий капиталистического общества, развивая таким образом мотивы «Главной улицы». К «Бэббиту» примыкает и более позднее сатирическое произведение писателя «Человек, который знал Кулиджа» (англ. The Man who knew Coolidge, 1927).

Следующий роман Синклера Льюиса «Мартин Эрроусмит» (англ. «Martin Arrowsmith», 1925, Пулитцеровская премия), вскрывающий положение науки в условиях современной автору Америки, выделяется среди остальных «обличительных» романов писателя этого периода наличием положительной программы — требований, отвечающих настроениям части технической интеллигенции. Это обстоятельство приходится однако отнести за счёт того, что в создании этого романа наряду с Льюисом принимал участие известный американский учёный Пол де Крёйф (англ. Paul de Kruif).

«Эльмер Гентри» (англ. «Elmer Gantry», 1927) — сатира на религию и её представителей — завершает собой период высшего расцвета творчества Льюиса, когда он выступает со своеобразным социальным протестом.

В 1929 году вышел памфлет Льюиса «Дешевая и довольная рабочая сила» (англ. «Cheap and Contented Labor»), посвященный забастовке текстильщиков Мэриона (очевидцем которой был писатель), где он становится на сторону рабочих.

Нобелевская премия и последние годы

В 1930 году Синклер Льюис первым из американских писателей удостаивается Нобелевской премии по литературе — «за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры». Нобелевская речь писателя, названная «Страх американцев перед литературой» (англ. «The American Fear of Literature»), вызвала широкий общественный резонанс в стране, поскольку в ней Льюис выступил против тех, кто «боится любой литературы, кроме той, которая превозносит всё американское, в равной степени недостатки и достоинства».[1]

После вручения премии писатель создал ещё девять романов, но они не имели прежнего успеха, за исключением «У нас это невозможно» — сценария возможного установления в США фашистской диктатуры.

В 1942 году Льюис развёлся со своей женой Дороти Томпсон (англ. Dorothy Thompson) — известной журналисткой, высланной в 1934 из Германии. Фактически супруги прожили вместе 9 лет (1928—1937), в 1930 году у них родился сын Майкл, ставший впоследствии актёром.

Умер Синклер Льюис в Риме 10 января 1951 года от сердечного приступа, вызванного алкоголизмом.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Избранная библиография

* «Наш мистер Ренн» («Our mr Wrenn», 1914);
* «Закат капитализма» (статья, 1914);
* «Полёт сокола» («The Trail of the Hawk», 1915);
* «Простаки» («The Innocents», 1917);
* «Работа» («The Job», 1917; в русском переводе — «Уна Гольден»);
* «На вольном воздухе» («Free Air», 1919);
* «Главная улица» («Main Street», 1920);
* «Бэббит» («Babbitt», 1922);
* «Эрроусмит» («Arrowsmith», 1925);
* «Капкан» («Mantrap», 1926);
* «Эльмер Гентри» («Elmer Gantry», 1927);
* «Человек, который знал Кулиджа» («The Man who knew Coolidge», 1928);
* «Додсворт» («Dodsworth», 1929);
* «Дешевая и довольная рабочая сила» («Cheap and Contented Labor», памфлет, 1929);
* «Страх американцев перед литературой» («The American Fear of Literature», Нобелевская речь, 1930);
* «Энн Виккерс» , («Anne Vickers», 1933);
* «У нас это невозможно» («It Can’t Happen Here», 1935);
* «Кингсблад, потомок королей» («Kingsblood Royal», 1947);
* «Мир так широк» («World so Wide», роман, 1951, издан после смерти писателя).

Награды и признание

* В 1926 году был удостоен Пулитцеровской премии, однако отказался принять её.
* Лауреат Нобелевской премии по литературе 1930 года.
* Одна из улиц города Сок-Центр носит имя Синклера Льюиса.

Биография (Б. А. Гиленсон.)

Льюис (далее Л) (Lewis) Синклер (7.2.1885, Сок-Сентр, Миннесота, — 10.1.1951, Рим), американский писатель. Сын врача. Первые романы Л. не имели особого успеха. Широкое признание в США и Европе ему принес роман "Главная улица" (1920), в котором показаны застой и консерватизм провинциального захолустья. Бэббит, главный герой следующего одноименного романа (1922), — классический тип обывателя и дельца. В романе "Эроусмит" (1925; совместно с П. де Крайфом) талантливый врач и исследователь сталкивается со стяжателями в области науки и медицины. Критикуя "долларовую цивилизацию", Л. проявлял непоследовательность (роман "Додсворт", 1929). В 30—40-е годы сатира Л. приобретает политическую направленность. В утопическом остросатирическом романе-памфлете "У нас это невозможно" (1935) Л. провидел некоторые черты позднейшей политической реакции в США. Однако, осуждая фашизм, Л. не был свободен от страха перед опасностью "слева" (роман "Блудные родители", 1938).

В годы 2-й мировой войны 1939—45 Л. переживает творческий подъем (сценарий "Буря на Западе", 1943, совместно с Д. Шейри, роман "Гидеон Плениш", 1943). Наряду с острокритическими произведениями Л. создал ряд слабых, слащаво-сентиментальных романов ("Богоискатель", 1949, "Мир так широк", 1951). Нобелевская премия (1930).

Соч.

* Man from Main Street. A Sinclair Lewis reader, . ., 1953;
* в русском переводе — Собрание сочинений, т. 1—9, М., 1965.

Лит.

* Мендельсон М., Синклер Льюис, в его книге: Современный американский роман, М., 1964;
* Гиленсон Б., Америка Синклера Льюиса, М., 1972;
* Синклер Льюис. Биобиблиографический указатель, М., 1959;
* Schorer М., Sinclair Lewis. An American life, . ., 1961;
* Dooley J. D., The art of Sinclair Lewis, Lincoln (Nebr.), 1967 (библ. с. 269—77).

Дата публикации на сайте: 16 июля 2012.