Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

31 октября 1831, Монце, Италия - 28 августа 1910, г.Специя, Италия)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


  Паоло Мантегацца в нашем цитатнике


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)


Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Паоло Мантегацца (итал. Paolo Mantegazza)

Биография

В 1870 году Мантегацца был назначен профессором антропологии в институте Istituto di Studi Superiori во Флоренции (Florence).

Паоло Мантегацца (Paolo Mantegazza) родился в 1831 году в Монце (Monza, Italy). Учился он в университетах Пизы (Pisa) и Милана (Milan), а степень магистра будущий врач получил в Павии (Pavia) в 1854 году. Позже он отправился путешествовать по миру, и, побывав в Европе (Europe), Индии (India) и в Америке (America), Мантегацца начал практиковать в Аргентине (Argentine Republic) и Парагвае (Paraguay).

В 1858-м Паоло вернулся в Италию, где получил назначение хирургом в Миланскую больницу (Milan Hospital). Кроме того, он получил место профессора общей патологии в Павии.

В 1870 году Мантегацца был назначен профессором антропологии в институте Istituto di Studi Superiori во Флоренции (Florence). Здесь он основал первый в Италии Музей антропологии и этнографии (Museum of Anthropology and Ethnology), а позднее стал основателем Итальянского антропологического общества (Italian Anthropological Society).

С 1865 по 1876 год Мантегацца был депутатом от Монцы в итальянском парламенте, а позже его избрали и в Сенат.

В то время, когда популярные и официальной науки и культура в Италии по-прежнему были в огромной зависимости от Римско-католической церкви, Мантегацца был убежденным либералом и отстаивал идеи дарвинизма в антропологии. Известно, что с 1868-го по 1875 год он поддерживал переписку с Чарльзом Дарвиным (Charles Darwin).

Паоло Мантегацца заявлял, что лекарства и некоторые продукты в будущем существенно изменит человечество, так, он выступал за экспериментальные исследования и использование кокаина в качестве одного из этих 'чудо-препаратов будущего'. Когда Мантегацца вернулся из Южной Америки (South America), где он был свидетелем использования коки местными жителями, он и сам употреблял ежедневно некоторое количество листьев коки, а затем протестировал себя в 1859 году. После этого он написал статью под названием 'Sulle Virtu Igieniche e Medicinali della Coca e sugli Alimenti Nervosi in Generale' (букв. 'О гигиенических и лечебных свойствах коки и о нервном питании в целом'). В своей работе ученый с восторгом отмечал мощный стимулирующий эффект кокаина в листьях коки.

Известно, что Паоло Мантегацца был атеистом.

Он умер в 1910 году в Сан Теренцо (San Terenzo). После себя врач, антрополог и социолог Мантегацца оставил множество очерков и эссе. Кроме того, он написал несколько книг, переведенных на многие языки, в том числе и на русский. Среди них – 'Fisiologia del Dolore' (Physiology of Pain/Физиология боли), 'Fisiologia dell'Amore' (Physiology of Love/Физиология любви), 'Fisiologia dell'odio' (Physiology of Hate/Физиология ненависти). Его передовые философские и социальные взгляды были опубликованы в 1871 году и вышли 1200-страничным томом под названием 'Quadri della Natura Umana. Feste ed Ebbrezze' ('Pictures of Human Nature. Feasts and Inebriations', букв. 'Картины природы человека. Праздники и опьянения'). Многие считают этот опус шедевром.

Известно, что Мантегацца, который был большим оригиналом, не ограничился лишь профессиональной и документальной литературой – он написал и вполне художественный роман 'Un Giorno a Madera' о любви нездоровых людей. Книга эта произвела сенсацию. Менее известен его научно-фантастический и футуристический роман 'L'Anno 3000' ('The Year 3000'), написанный в 1897 году.

Сегодня Паоло Мантегацца помнят и за его крылатые выражения и афоризмы. Так, именно ему принадлежит высказывание 'Если вы чувствуете себя счастливым, не анализируйте вашего счастья. Это было бы все равно, что раздробить красивую бабочку для того, чтобы лучше видеть ее красоту'.

Библиография

* Mantegazza, P.: L'Anno 3000. Milano, 1897. (in Italian: Zipped RTF full text from Nigralatebra, or HTML full text with concordance from IntraText Digital Library).
* Mantegazza, P.: Un Giorno a Madera. (in Italian: HTML full text with concordance from IntraText Digital Library).
* Mantegazza, P.: Studi sui Matrimoni Consanguini. (in Italian: HTML full text with concordance from IntraText Digital Library).
* The Darwin-Mantegazza Correspondence. The Darwin Correspondence On-Line Database.
* Giovanni Landucci, Darwinismo a Firenze. Tra scienze e ideologia (1860-1900), Firenze, Olschki 1977, chapters 4 and 5.
* Giovanni Landucci, L'occhio e la mente. Scienza e filosofia nell'Italia dell'Ottocento, L. Olschki, Firenze 1987, ch. 3. - ISBN 88-222-3509-6
* McClintock, Anne. Imperial Leather: Race, Gender, and Sexuality in the Colonial Context. New York, Routledge, 1995.
* Paola Govoni, Un pubblico per la scienza. La divulgazione scientifica nell'Italia in formazione, Roma, Carocci, 2002, ch. 5 "Paolo Mantegazza. I rischi della divulgazione" - ISBN 88-430-2321-7

* Физиология наслаждений
* Физиогномика и выражение чувств
* Физиология любви
* Экстазы человека
* Любовь рода человеческого

Мантегацца П. Физиогномика и выражение чувств. (М.: Профит Стайл, 2011. 448 с.)

Открываем год занимательной книгой по физиогномике флорентийского профессора антропологии, врача и путешественника, жившего в далеком уже XIX веке.

Надо сказать, что разнообразные труды по физиогномике доселе отвращали меня своей математической отстраненностью от живого предмета исследований. То была какая-то "антропологическая каббала", которая затемняла всякое знание о чувствах и характерах. Паоло Мантегацца, будучи прирожденным литератором, к счастью, не подорвался на этой мине. Вместо академической "расчлененки" здесь мы постигаем науку через систему художественных образов и тонких аллюзий, что вполне оправданно, коль скоро речь идет о феномене лица человеческого.

Сам Мантегацца увлеченно и поэтично трактует этот феномен: "Вскоре после рождения, когда глаза уже видят, но еще ничего не различают, первое, что представляется еще девственному зрачку, — это человеческое лицо. И когда в последние минуты жизни взор наш блуждает в томительной тоске агонии, наши глаза с жадностью ищут дружеское лицо, чтобы взглянуть на него прежде, чем закрыться навсегда.

...Все библиотеки на свете не могли бы вместить в себе мыслей и ощущений, которые пробуждало в людях лицо человека, с тех пор как это бедное разумное двуногое утаптывает почву нашей планеты. Религия создала из человеческого лица храм предрассудков и обожания; правосудие искало на нем следы преступлений; любовь получила от него самые нежные наслаждения; наука открыла, наконец, с его помощью, происхождение племен и выражение страстей, а также нашла в нем мерило для энергии мысли".

Обилие цитат (в том числе из Гете и Гердера), фрагменты воспоминаний известных ученых и путешественников делают данную книгу увлекательным пособием для начинающих антропологов. Впрочем, авторы аннотации уверены, что книга окажется полезной и педагогам, и художникам, и даже актерам — то есть всем тем, кто в силу своей профессии занят постижением тайн человеческих характеров.

"Глаз и рот постоянно представляют собою два главных мимических центра лица. Первый из них лучше выражает природу и степень ума, а второй — силу или слабость воли.

...У человека интеллигентного не только глаза, но и все мускулы лица отличаются подвижностью, живостью, постоянною напряженностью (tonus), благодаря которой они всегда могут быстро выражать самые разнообразные душевные волнения.

Лицо гениального человека можно сравнить с хорошо вооруженным солдатом, всегда готовым к своему делу; лицо тупого человека — это ленивый нищий, постоянно готовый спать и зевающий полчаса, прежде чем он решится встать.

Тупое лицо характеризуется расслабленными мышцами, полуоткрытым ртом, при этом одна бровь часто поднята выше другой, а блуждающий и бесцельный взгляд не имеет никакого определенного направления.

На лице интеллигентном все мышцы полусокращены; движения их ловки и постоянны. Лицо гениального человека обнаруживает постоянный отблеск душевных волнений, деятельной мысли и вечно бодрствующей энергии.

Переход между тупым лицом идиота и вольтеровским лицом, приправленным солью и перцем, составляет лицо обыкновенное, выражающее среднее количество мысли и воли".

Впрочем, из книги можно узнать не только о тонкостях "топографии" человеческих лиц. Глава "Мимика рас и профессий" содержит полезные сведения о том, что:
— австралийцы при виде собаки или лошади начинают делать жевательные движения;
— туземцы с острова Дружбы в знак выражения приятного удивления кричат: "Ехо! ехо!" Папуасы Новой Гвинеи при встрече целуются и царапаются ногтями;
— малайцы при встрече соприкасаются носами, а аннамиты присоединяют к этому особый род ржания.

В заключение хочется отметить, что к изданию этой книги приложил лапу российский ученый и расовый просветитель Владимир Борисович Авдеев, давно вынашивающий идею переиздать труды итальянца.

Дата публикации на сайте: 12 июля 2012.