Мудрые мысли

Николай Михайлович Карамзин (Nikolaj Mihajlovich Karamzin)

Николай Михайлович Карамзин (Nikolaj Mihajlovich Karamzin)

(1 [12] декабря 1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным — село Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) — 22 мая [3 июня] 1826, Санкт-Петербург)

Русский историк-историограф, писатель, поэт.

Цитата: 103 - 119 из 124

Смеяться, право, не грешно, Над всем, что кажется смешно.


Солнце течет и ныне по тем же законам, по которым текло до явления Христа-Спасителя: так и гражданские общества не переменили своих уставов; все осталось, как было на Земле и как иначе быть не может.


Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству.


Счастлив, кто независим, но как трудно быть счастливым, то есть независимым.


Счастье есть дело судьбы, ума и характера.


Так водится в здешнем свете: одному хорошо, другому плохо, и люди богатеют за счет бедных. Шагнуть ли в свет политический? Раздолье крикунам и глупым умникам; не худо и плутишкам.


Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.


Тацит велик, но Рим, описанный Тацитом,
Достоин ли пера его?
В сем Риме, некогда геройством знаменитом,
Кроме убийц и жертв, не вижу ничего.
Жалеть о нем не должно:
Он стоил лютых бед несчастья своего,
Терпя, чего терпеть без подлости не можно!


Творец всегда изображается в творениях, часто против воли своей.


Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, то оставь перо, или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей.


Французская революция — одно из тех событий, которые определяют судьбы людей на много последующих веков. Новая эпоха начинается: я ее вижу.


Честь должна быть главною наградою.


Что есть жизнь наша? - Сказка.
А что любовь? - Её завязка.
Конец печальный иль смешной,
Родись, люби - и Бог с тобой.


Что сделали якобинцы по отношению к Республике, то Павел сделал по отношению к Самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного.


Что хорошо для людей мира, не может быть плохо для русских.


Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это непонятно, теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука.
(«Бедная Лиза»)


Я люблю большие города и многолюдство, в котором человек может быть уединеннее, нежели в самом малом обществе; люблю смотреть на тысячи незнакомых лиц, которые, подобно китайским теням, мелькают передо мною, оставляя в нервах лёгкие, едва приметные впечатления; люблю теряться душою в разнообразии действующих на меня предметов и вдруг обращаться к самому себе, — думать, что я сосредоточие нравственного мира, предмет всех его движений, или пылинка, которая с мириадами других атомов обращается в вихре предопределённых случаев. Философия моя укрепляется, так сказать, видом людской суетности; напротив того, будучи один с собою, часто ловлю свои мысли на мирских ничтожностях. Свет нравственный, подобно небесным телам, имеет, две силы: одною влечёт сердце наше к себе, а другою отталкивает его: первую живее чувствуют в уединении, другую между людей, — но не всякий обязан иметь мои чувства.
(«Записки русского путешественника»)