Амос Бронсон Олкотт (англ. Amos Bronson Alcott)

(29 ноября 1799, Уолкотт, Коннектикут - 4 марта 1888, Конкорд, Массачусетс)

Амос Бронсон Олкотт (англ. Amos Bronson Alcott)

Амос Бронсон Олкотт (англ. Amos Bronson Alcott)


  Амос Бронсон Олкотт в нашем цитатнике

Биография (Э. Осипова)

Олкотт (Alcott), Амос Бронсон (29.Х.1799, Уолкотт, Коннектикут - 4.III.1888, Конкорд, Массачусетс) - эссеист, педагог, автор стихотворных книг "Сонеты и канцонетты" (Sonnets and Canzonets, 1882) и "Нью-Коннектикут" (New Connecticut, 1887), отец детской писательницы Л. М. Олкотт.

Происходил из бедной фермерской семьи. Образование получил самоучкой. Рано стал зарабатывать на жизнь. Был бродячим торговцем в южных штатах, а с 1823 г. учительствовал. Педагогическую стезю избрал под влиянием дяди, д-ра Бронсона, который был директором школы в Чешире. В 1834 г. Олкотт открыл в Бостоне свою школу (Temple School), в которой вместе с Элизабет Пибоди проводил смелые эксперименты в духе Песталоцци. Короткое время там преподавала М. Фуллер, а лекции по английской литературе читал Ричард Дана. Основой педагогическиих взглядов Олкотта было уважение к личности ученика, свобода самовыражения, отказ от телесных наказаний, а главным его методом - беседа, "сократические диалоги". Опыт работы с детьми он обобщил в книгах "Наблюдения о принципах и методах воспитания малышей" (Observations on Principles and Methods of Infant Instruction, 1830) и "Беседы с детьми о евангелиях" (Conversations with Children on the Gospels, 1836-1837). После публикации "Бесед" разразился скандал. Автору не простили религиозного свободомыслия и нетрадиционных педагогических взглядов. Его обвиняли в "посягательстве на теологию" и в развращении молодых умов. "Респектабельные бостонцы, - писала М. Фуллер, - боялись его так же, как афинская знать Сократа". В 1838 г. школу пришлось закрыть. В 1840 г. Олкотт с семьей перебрался в Конкорд. Он жил случайными заработками, читал публичные лекции, которые называл "беседами". Семья сводила концы с концами только благодаря помощи Р. У. Эмерсона, с которым Олкотта связывала многолетняя дружба.

Олкотт был одним из основателей Трансцендентального клуба, первое заседание которого состоялось на его бостонской квартире 3 октября 1836 г. Среди трансценденталистов он был, пожалуй, самой колоритной фигурой. Начисто лишенный практической хватки янки, он решительно высказывался за отмену денег и отрицательно относился к техническому прогрессу, считая прогресс исключительно моральной категорией. В 1842 г., когда Олкотт посетил Т. Карлейля во время поездки в Англию, тот назвал его "Дон Кихотом, который стремится вернуть человечество к золотому веку, заставив его питаться желудями".

Олкотт практиковал "доверие к себе" еще до того, как Эмерсон сформулировал это понятие. Он исповедовал "личную религию" ("Наша работа, - писал он, - это молитва, а идеалы - наши боги") и не посещал церкви, что для Новой Англии было неслыханной дерзостью. Он подал Г. Д. Торо пример гражданского неповиновения, отказавшись платить налог правительству, а в 1859 г. приветствовал восстание Джона Брауна. Оригинальный мыслитель и неутомимый экспериментатор, Олкотт пытался на практике осуществить мечту трансценденталистов о гармонической личности. Вместе с единомышленниками он основал сельскохозяйственную коммуну Фрутлендс, которая, однако, не продержалась и года. Неудача его утопического начинания не поколебала оптимизма писателя. По словам Торо, он "строил воздушные замки, для которых на земле не было достойного основания". Культ простой жизни и высокая духовность Олкотта, его интеллектуальный и гражданский нонконформизм, скромный героизм верного своим принципам человека оказали несомненное воздействие на "уолденского мечтателя".

Мировоззрение Олкотта складывалось под сильным влиянием Платона и неоплатоников, Э. Сведенборга и Я. Беме, немецких идеалистов и их английских последователей Карлейля и С. Т. Колриджа. Одним из его духовных учителей был У. Э. Чаннинг, чьего рационализма он, однако, не разделял. Когда в 1835 г. Олкотт познакомился с Эмерсоном, оказалось, что их многое сближает. Оба верили в единство мира, божественность человеческой души, пресуществование, определяющую роль интуиции и воображения в художественном творчестве и познании. Эмерсон высоко ценил Олкотта и неоднократно цитировал его (эмерсоновская "Природа" завершается большим отрывком из дневников Олкотта).

Первая книга писателя, "Орфические речения" (Orphic Sayings), напечатана в журнале "Дайел" в 1840 г. Она представляла собой философские рассуждения, облеченные в форму афоризмов. Лаконизм и кажущаяся простота сочетаются в ней с некоторой туманностью изложения, свойственной стилю христианских мистиков. В 1872 г. была опубликована книга "Конкордские дни. Воспоминания о Конкорде" (Concord Days, Recollections of That Place). Написанная в виде дневника, она содержала разрозненные заметки, а также очерки о Плотине, Колридже, Эмерсоне, Торо, У. Филлипсе, X. Грили. Последний сборник эссе Олкотта "Застольные беседы" (Table Talk, 1877) состоял из двух разделов, посвященных вопросам этики и метафизики. В 1938 г. опубликованы выдержки из обширных дневников писателя, насчитывающих около 30 тысяч страниц.

После смерти Олкотта о нем чаще вспоминали как о "дедушке "Маленьких женщин"", может быть, потому, что его эссеистика лишена блеска и непосредственности живого общения, которые отличали его "беседы". Однако в XX в. в связи с углубленным изучением литературы трансцендентализма произошла переоценка места Олкотта в американской словесности.

Биография

Амос Бронсон Олкотт (Amos Bronson Alcott; 29.11.1799 - 4.03.1888) - поэт, педагог, американский философ, автор стихотворных книг "Сонеты и канцонетты" и "Нью-Коннектикут".

Вместе с Эмерсоном, Торо, Хоторном был одним из основателей философско-литературного течения трансценденталистов (США середина XIX века). Развивая идеи Руссо, критиковали с позиций романтизма современную цивилизацию. Основные идеи трансценденталистов - социальное равенство, духовное очищение и самоусовершенствование через близость к Природе.

Биография

Американский педагог и писатель. Деятель группы «трансценденталистов», выступавших с романтической критикой капитализма. Утверждал в педагогике идею нравственного самосовершенствования как средства разрешения социальных противоречий («Замечания о принципах и методах обучения малолетних детей», 1830, «Доктрина и дисциплина человеческой культуры», 1836, и др.). Его идеи также получили выражение в стихах, написанных в последние годы жизни («Сонеты и канцонетты», 1882).

Дата публикации на сайте: 15 июня 2012.