Мудрые мысли

Лев Николаевич Толстой (Lev Nikolaevich Tolstoj)

Лев Николаевич Толстой (Lev Nikolaevich Tolstoj)

(28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Тамбовская губерния, Российская империя)

Граф — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Цитата: 630 - 646 из 675

Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.


Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным. («Путь жизни», 1910 год)


Чем больше человек недоволен людьми и обстоятельствами и чем более доволен собою, тем он дальше от мудрости.


Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других.


Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват


Чем выше стараешься показывать себя людям, тем ниже становишься в их мнении


Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.


Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.


Чем мы умнее, тем менее понимаем смысл жизни и видим какую-то злую насмешку в том, что мы страдаем и умираем.


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.


Что ж было? — спрашивал он сам себя. — Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней», — отвечал внутренний голос. (*Война и мир*)


Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могушество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно. Как ни зловредно употребляются эти умственные приобретения, они все-таки приобретения, и люди не могут забыть их.


Что же, какое воспитание вы можете дать вашим малюткам, если не победите в себе искушение дьявола, влекущего вас к неверию? ... Если вы любите своё чадо, то вы, как добрый отец, не одного богатства, роскоши, почести будете желать своему детищу; вы будете желать его спасения, его духовного просвещения светом истины. Не так ли? Что же вы ответите ему, когда невинный малютка спросит у вас: „Папаша! кто сотворил всё, что прельщает меня в этом мире, — землю, воды, солнце, цветы, травы?“ Неужели вы скажете ему: „Я не знаю“?» (Анна Каренина)


Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в обшение с мудрейшими людьми мира.


Что может быть ужаснее всех этих вновь выдуманных средств истребления — пушек, ядер, бомб, ракет с бездымным порохом, торпед и других орудий смерти?


Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину.


Чтоб жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться. А спокойствие — душевная трусость.