Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)

(10 апреля 1778, Мейдстон, Кент, Англия - 18 сентября 1830, Лондон)

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). A self-portrait from about 1802

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). A self-portrait from about 1802


  Уильям Хэзлитт в цитатнике

Биография

В 1793–1795, обучаясь в колледже, приобрел прекрасное знание древних и современных языков, однако «обнаружил крайнее отвращение» к религиозной жизни и следующие три года посвятил изучению живописи и литературы.

Родился 10 апреля 1778 в Мейдстоне (графство Кент), в семье священника-унитария. В 1783 Хэзлиты эмигрировали в Филадельфию, но вскоре переселились в Бостон. В 1787, вернувшись в Англию, семья обосновалась в Уэрне (графство Шропшир). В 1793–1795, обучаясь в колледже, приобрел прекрасное знание древних и современных языков, однако «обнаружил крайнее отвращение» к религиозной жизни и следующие три года посвятил изучению живописи и литературы. В 1798 Хэзлит нанес визит С.Т.Колриджу, через которого познакомился с У.Вордсвордом. Под их влиянием у него пробудился интерес к литературной деятельности. Однако Колридж и Вордсворд не были беспристрастны к его начинаниям, к тому же они не одобряли политические симпатии Хэзлита. К 1803 их отношения разладились, главным образом из-за «непомерного» восхищения Хэзлита Наполеоном.

В поисках истинного призвания Хэзлит отправился в Париж изучать живопись и «копировать старых мастеров» в Лувре. Он до конца дней оставался горячим поклонником изобразительного искусства, хотя в скором времени обнаружил, что главные сферы его интересов – философия и литература. В 1805 появился Очерк о принципах человеческого действия (An Essay on the Principles of Human Action ), в котором Хэзлит последовательно защищал «единство сознания», вопреки господствующему мнению о главенстве чувственного восприятия. Там же в зародыше содержалась эстетическая теория симпатии, согласно которой произведение искусства должно представлять собой равновесие внутреннего и внешнего восприятия, лишенное «необычности» и «неестественности». Годы становления Хэзлита как профессионального литератора приходятся на 1806–1812. В 1812 сотрудником «Морнинг кроникл» («Morning Chronicle») он начал карьеру самого плодовитого критика своего времени: вскоре он уже писал для журналов «Чампион» («Champion») и «Экземинер» («Examiner»), издателем которого был Дж.Ли Хант. В 1814 Хэзлит стал печататься в «Эдинбургском обозрении» («Edinburgh Review»).

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)


Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). Рисунок У.Бьюика.

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). Рисунок У.Бьюика.

В 1817 Хэзлит опубликовал свою первую большую книгу Круглый стол (The Round Table ), которая сразу же привлекла всеобщее внимание благодаря смелому, язвительному стилю и широкой образованности автора. В нее вошли эссе, прежде печатавшиеся в журналах и газетах. В том же году вышла его книга Персонажи шекспировских пьес (Characters of Shakespeare ' s Plays ), упрочившая за ним славу второго после Колриджа знатока Шекспира. За ней последовал глубокий анализ драматических произведений в Лекциях об английской драме елизаветинской эпохи (Dramatic Literature of the Age of Elizabeth , 1820) и тонкое исследование романа в Лекциях об английских комических писателях (Lectures on the English Comic Writers , 1819), которые наряду с Лекциями об английских поэтах (Lectures on the English Poets , 1818) вызвали грубые личные нападки в «Блэквудз мэгэзин» (« Blackwood's Magazine ») и «Куотерли ривью» (« Quarterly Review »). Об эклектических вкусах Хэзлита можно судить по его наиболее известной книге Застольные беседы (Table Talk , 1821–1822), где собраны эссе на самые разные темы: театр, изобразительное искусство, спорт, философия, путешествия и литература.

В 1820 Хэзлит безнадежно влюбился в дочь своего домохозяина Сару Уолкер. Свои жестокие страдания и обман возлюбленной он описал в книге Liber Amoris (лат. – Книга любви , 1823). В 1825 появилось его лучшее произведение Дух времени (The Spirit of the Age ), в котором содержалась критика Байрона, Колриджа, Годвина, Скотта, Вордсворда и Лэма.

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)


Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)


Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt)


Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). Stone plaque above the front door of William Hazlitt's former family home in Wem

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). Stone plaque above the front door of William Hazlitt's former family home in Wem


Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). Portrait of Charles Lamb by William Hazlitt, 1804

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt).Portrait of Charles Lamb by William Hazlitt, 1804


Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). Plaque in Bouverie Street, London, marking the site of William Hazlitt's house.

Уильям Хэзлитт (англ. William Hazlitt). Plaque in Bouverie Street, London, marking the site of William Hazlitt's house.

Последние годы Хэзлит посвятил монументальному четырехтомному труду Жизнь Наполеона Бонапарта (Life of Napoleon Buonaparte ). Книга не пользовалась успехом, хотя сам Хэзлит считал ее главным своим произведением.

Хэзлит обладал разносторонними знаниями и изысканным стилем. Живя в эпоху политических и литературных споров, он одинаково легко пользовался эпиграммой, инвективой и иронией. Он мастер свободного по форме эссе. Умер Хэзлит в Лондоне 18 сентября 1830.

Сочинения Уильяма Хэзлитта

* Дух времени, или современные портреты (серия литературных портретов британских авторов, считается шедевром Хэзлитта)
* Либер Аморис, или Новый Пигмалион
* Лекции об английских писателях
* Застольные беседы. Очерки о людях и манерах
* Персонажи шекспировских пьес






Биография

(1778-1830), английский журналист, эссеист, теоретик романтизма, чья проза повлияла на стиль многих писателей, начиная с Д.Китса и кончая У.С.Моэмом. Родился 10 апреля 1778 в Мейдстоне (графство Кент), в семье священника-унитария. В 1783 Хэзлиты эмигрировали в Филадельфию, но вскоре переселились в Бостон. В 1787, вернувшись в Англию, семья обосновалась в Уэрне (графство Шропшир). В 1793-1795, обучаясь в колледже, приобрел прекрасное знание древних и современных языков, однако "обнаружил крайнее отвращение" к религиозной жизни и следующие три года посвятил изучению живописи и литературы. В 1798 Хэзлит нанес визит С.Т.Колриджу, через которого познакомился с У.Вордсвордом. Под их влиянием у него пробудился интерес к литературной деятельности.

Однако Колридж и Вордсворд не были беспристрастны к его начинаниям, к тому же они не одобряли политические симпатии Хэзлита. К 1803 их отношения разладились, главным образом из-за "непомерного" восхищения Хэзлита Наполеоном. В поисках истинного призвания Хэзлит отправился в Париж изучать живопись и "копировать старых мастеров" в Лувре. Он до конца дней оставался горячим поклонником изобразительного искусства, хотя в скором времени обнаружил, что главные сферы его интересов - философия и литература. В 1805 появился Очерк о принципах человеческого действия (An Essay on the Principles of Human Action), в котором Хэзлит последовательно защищал "единство сознания", вопреки господствующему мнению о главенстве чувственного восприятия.

Там же в зародыше содержалась эстетическая теория симпатии, согласно которой произведение искусства должно представлять собой равновесие внутреннего и внешнего восприятия, лишенное "необычности" и "неестественности". Годы становления Хэзлита как профессионального литератора приходятся на 1806-1812. В 1812 сотрудником "Морнинг кроникл" ("Morning Chronicle") он начал карьеру самого плодовитого критика своего времени: вскоре он уже писал для журналов "Чампион" ("Champion") и "Экземинер" ("Examiner"), издателем которого был Дж.Ли Хант. В 1814 Хэзлит стал печататься в "Эдинбургском обозрении" ("Edinburgh Review"). В 1817 Хэзлит опубликовал свою первую большую книгу Круглый стол (The Round Table), которая сразу же привлекла всеобщее внимание благодаря смелому, язвительному стилю и широкой образованности автора.

В нее вошли эссе, прежде печатавшиеся в журналах и газетах. В том же году вышла его книга Персонажи шекспировских пьес (Characters of Shakespeare's Plays), упрочившая за ним славу второго после Колриджа знатока Шекспира. За ней последовал глубокий анализ драматических произведений в Лекциях об английской драме елизаветинской эпохи (Dramatic Literature of the Age of Elizabeth, 1820) и тонкое исследование романа в Лекциях об английских комических писателях (Lectures on the English Comic Writers, 1819), которые наряду с Лекциями об английских поэтах (Lectures on the English Poets, 1818) вызвали грубые личные нападки в "Блэквудз мэгэзин" ("Blackwood's Magazine") и "Куотерли ривью" ("Quarterly Review"). Об эклектических вкусах Хэзлита можно судить по его наиболее известной книге Застольные беседы (Table Talk, 1821-1822), где собраны эссе на самые разные темы: театр, изобразительное искусство, спорт, философия, путешествия и литература.

В 1820 Хэзлит безнадежно влюбился в дочь своего домохозяина Сару Уолкер. Свои жестокие страдания и обман возлюбленной он описал в книге Liber Amoris (лат. - Книга любви, 1823). В 1825 появилось его лучшее произведение Дух времени (The Spirit of the Age), в котором содержалась критика Байрона, Колриджа, Годвина, Скотта, Вордсворда и Лэма. Последние годы Хэзлит посвятил монументальному четырехтомному труду Жизнь Наполеона Бонапарта (Life of Napoleon Buonaparte). Книга не пользовалась успехом, хотя сам Хэзлит считал ее главным своим произведением. Хэзлит обладал разносторонними знаниями и изысканным стилем. Живя в эпоху политических и литературных споров, он одинаково легко пользовался эпиграммой, инвективой и иронией. Он мастер свободного по форме эссе. Умер Хэзлит в Лондоне 18 сентября 1830.

ЛИТЕРАТУРА

* Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблема английского романтизма. Л., 1970 Хэзлит У. Макбет. - В кн.: Писатели Англии о литературе. М., 1981






Биография

Хэзлитт (Hazlitt), Уильям (1778–1830) – английский эссеист, писатель-моралист, литературный критик и искусствовед, приятель Кольриджа, Лэма и Вордсворта. Родился в семье священника, воспитанию и образованию сына отец уделял много времени и внимания. Учился на священника, но увлекся живописью и чтением, и это увлечение определило его дальнейшую судьбу. Написав несколько критических эссе об искусстве живописи, в дальнейшем посвятил себя литературе, был репортером нескольких английских газет, сделал себе имя в журналистике и эссеистике.

В 1805 г. выпустил свой первый критический «Опыт о нравственных началах человеческих поступков» («An Essay on the Principles of Human Action»). Читал лекции по философии и английской поэзии, некоторые из которых были опубликованы отдельным изданием («On the English Poets», 1818; «Lectures on the English Comic Writers», 1819).

Среди других его работ: «Характеры Шекспировских произведений», «Опыты», «Политические опыты» («Political Essays»), «Застольные беседы» («Table-Talk, or Original Essays», 1821–1822), «Свободная любовь, или Новый Пигмалион» («Liber Amoris, or, The New Pygmalion», 1823), «Характеристики» («Characteristics», 1823; в манере Ларошфуко), «Простодушный собеседник» («The Plain Speaker», 2 т., 1826), «Записки о путешествии по Франции и Италии» («Notes of a Journey in France and Italy», 1826), «Жизнь Наполеона» (4 т., 1828), «Разговоры с Джеймсом Норткотом» («Conversations of James Northcote», 1830; Джеймс Норткот, эксцентричный художник, был другом Хэзлитта).

Из высказываний Уильяма Хэзлитта.: «Некоторые дают обещания ради удовольствия их нарушить». –– «Счастье – по крайней мере однажды – стучится в каждую дверь». –– «Даже в пороке есть свое разделение труда. Одни предаются размышлениям, другие действуют». –– «Совершенная любовь дает то преимущество, что не оставляет желать влюбленному ничего большего. Существует по крайней мере один объект, в котором душа находит абсолютное удовлетворение, для которого она стремится жить или дерзает умереть. Сердце переполняют чувства, недоступные воображению. Правда страсти отвечает, а иногда и превосходит преувеличения обычного языка. Не существует ни слов, настолько прекрасных, ни лести, столь тонкой, ни чувства, стоящего за ними, которые невозможно было бы выразить в глубинах души, где обитает истинная любовь.

Сколь пусты все эти обиходные фразы – “обожаемое создание”, “ангел”, “божество”! И какую гордость испытываешь, осознавая, что в твоей груди есть чувство, отвечающее им; неизменное, невыразимое, перед которым все иные чувства выглядят легковесными и пустыми! Совершенная любовь покоится на избранном ею объекте, как чайка на волне, и ее окружает атмосфера райского блаженства».

Дата публикации на сайте 6 июня 2011.