Биография -> Сюнь-цзы (учитель Сюнь, Сюнь Куан, Сюнь Цин) (цитаты)



Сюнь-цзы (учитель Сюнь, Сюнь Куан, Сюнь Цин)

Сюнь-цзы (учитель Сюнь, Сюнь Куан, Сюнь Цин)


(ок. 313—215 до н. э.)


Часто возникает путаница между Сюнь-цзы и Сунь ЦзыСунь Цзы

Сюнь-цзы из государства Чжао, а Сунь-цзы генерал государства У.

Трактаты "Установление вана", "О ритуале", "Сюнь-цзы" принадлежат Сюнь-цзы, а военно-политический трактат "Искусство войны" принадлежит Сунь-цзы.

Биография

Написал трактат «Сюнь-цзы». В 255—238 до н. э. был назначен правителем уезда Ланьлин. После отставки занялся педагогической деятельностью. В последние годы жизни Сюнь-цзы, «стремившийся стать совершенномудрым, прикинулся сумасшедшим».

Философия

В центре философии Сюнь-цзы стоит концепция Неба (Тянь) — подлинной природы всех вещей. Небо — это не божество, а общепринятое имя для законов Природы. Оно упорядочено, но не имеет ни воли, ни цели и непричастно к человеческой морали. Воплощением Неба является Дух (шэнь), в нем Дао находит свой предел. Окружающий мир развивается из взаимодействия природных сил: Инь, Ян и пяти стихий. А боги и духи — создание человеческого воображения.

Сюнь-цзы прославился своим антропологическим минимализмом, утверждая, что человеческая природа зла, а сам человек от рождения обладает низменными стремлениями корысти и похоти (юй), губящими благопристойность. Низкое в человеке преодолевается путем культуры (вэнь). На английский язык "Сюнь-цзы" был переведен в 1928 году англо-американским синологом Х.Х.Дабсом (H.H.Dubs), в 1963 году Бэртон Уотсоном (Watson), на немецкий язык в 1967 году Х.Кёстером (H.Koster).На русский язык В.Ф. Феоктистовым переведены 12 глав "Сюнь-цзы".

Литература

- Феоктистов В. Философские трактаты Сюнь-Цзы. Исследования, перевод, размышления китаеведа. М., Наталис, 2005, 432 c. (Первое издание — М., 1976)
- Маранджян К.Г. О влиянии учения Сюнь-цзы на японского мыслителя Огю Сорай // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, часть 1. М., 1982. С. 113-117.
- Рубин В.А. Концепция человека у Сюнь-цзы // Третья научная конференция "Общество и государство в Китае". Вып.1. М., 1972. С.52-60.
- Спирин В.С. Геометрический образ правильного поведения (ли) в "Сюнь-цзы" // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII. М., 1979.
- Семененко И.И. К понятию гармонии в философии Сюньцзы // Четырнадцатая научная конференция "Общество и государство в Китае" Ч.I. М., 1983. С.91-96.
- Mei Y. P. Hsun-tzu on Terminology // Philosophy East and West, Vol. 1, No. 2 (Jul., 1951), pp. 51-66
- Cua A.S. Dimensions of Li (Propriety) Reflections on an Aspect of Hsun Tzu's Ethics // Philosophy East and West, vol.29.-Honolulu, 1979,№ 4.P. 373-394.
- Cua A.S. “Human Nature, Ritual, And History: Studies In Xunzi And Chinese Philosophy" (Studies in Philosophy and the History of Philosophy), Catholic University of America Press (April 2005) ISBN 0813213851 -406 p.
- Cua, Antonio S., "The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi", Philosophy East and West 53, 2003, 147-202.
- Hutton, Eric, "Moral Reasoning In Aristotle And Xunzi", Journal of Chinese Philosophy 29:3, 2002, 355-384.
- Scarpari M. Xunzi e il problema del male. Venezia, 1997.
- Stalknaker Aaron.“Overcoming Our Evil: Human Nature and Spiritual Exercises in Xunzi and Augustine (Moral Traditions)”. Georgetown University Press 2009 ISBN 1589015037.- 356 p.
- Yanxia Zhao. “Father And Son in Confucianism And Christianity: A Comparative Study of Xunzi And Pau”l. Sussex Academic Press 2007 ISBN 1845191617 – 245 p.




Биография

В 255-238 до н. э. был назначен правителем уезда Ланьлин. После отставки занялся педагогической деятельностью. В последние годы жизни Сюнь-цзы, «стремившийся стать совершенномудрым, прикинулся сумасшедшим». В центре философии Сюнь-цзы стоит концепция Неба (Тянь) - подлинной природы всех вещей. Небо - это не божество, а общепринятое имя для законов Природы. Оно упорядочено, но не имеет ни воли, ни цели и непричастно к человеческой морали. Воплощением Неба является Дух (шэнь), в нем Дао находит свой предел. Окружающий мир развивается из взаимодействия природных сил: Инь, Ян и пяти стихий. А боги и духи - создание человеческого воображения. Сюнь-цзы прославился своим антропологическим минимализмом, утверждая, что человеческая природа зла, а сам человек от рождения обладает низменными стремлениями корысти и похоти (юй), губящими благопристойность. Низкое в человеке преодолевается путем культуры (вэнь).




Биография

В центре философии Сюнь-цзы стоит концепция неба, являющегося подлинной природой всех вещей. Воплощением неба является дух, в котором дао находит свой предел. Сюнь-цзы полагал низменность человеческой природы, которая может быть преодолена путем культуры - "обычный человек может стать совершенным, только путем преодоления своих врожденных инстинктов и естественных склонностей, путем преобразования своей изначальной природы, а отнюдь не следования ей".