Альбер Камю (фр. Albert Camus)

(7 ноября 1913, Мондови, Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


  Альбер Камю в нашем цитатнике


Памятник Камю в городе Вильблевен

Памятник Камю в городе Вильблевен


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фото Анри Картье-Брессона).

Альбер Камю (фото Анри Картье-Брессона).


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Биография (ru.wikipedia.org)

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, переехала с детьми в город Алжир.

В 1932—1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936—1937 гг. путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме». В 1936 году создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова.

Ещё в 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.

Период войны

В Париже Альбер Камю устроился техническим редактором в газету «Пари-суар». В мае 1940 года закончен роман «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж. В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором. С конца 1943 года начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»). В 1944 году был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947).

Послевоенные годы

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен» и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

4 января 1960 года автомобиль «Facel-Vega», в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги. Авария произошла на шестой национальной дороге (N6) в 102 километрах от Парижа между городами Ле Пети Шомон и Вильнёв-ла-Гвийар, неподалёку от поворота на городок Вильблёвен. Альбер Камю погиб мгновенно. Смерть писателя наступила приблизительно в 13 часов 54 минут. Его тело было перенесено в мэрию городка, где оно находилось до утра следующего дня. Мишель Галлимар умер в больнице через два дня. Его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен в местечке Лурмарен в районе Люберон на юге Франции. В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон.

Философские взгляды

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

В отличие от религиозных экзистенциалистов, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

Издания

* Камю А. Избранное: Сборник. — М.: Радуга, 1989. — 464 с. (Мастера современной прозы)

Библиография

Романы

* Чума (фр. La Peste) (1947)
* Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

* Посторонний (фр. L’Etranger) (1942)
* Падение (фр. La Chute) (1956)
* Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

* Изгнание и царство (фр. L'Exil et le royaume) (1957)
* Неверная жена (фр. La Femme adultere)
* Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renegat ou un esprit confus)
* Молчание (фр. Les Muets)
* Гостеприимство (фр. L'Hote)
* Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
* Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Пьесы

* Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
* Калигула (фр. Caligula) (1945)
* Осадное положение (фр. L’Etat de siege) (1948)
* Праведники (фр. Les Justes) (1949)
* Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
* Бесы (фр. Les Possedes) (1959)

Эссе

* Revolte dans les Asturies (1936)
* Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
* Брачный пир (фр. Noces) (1939)
* Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
* Размышления о гильотине (фр. Reflexions sur la Guillotine) (1947)
* Человек бунтующий (фр. L’Homme revolte) (1951)
* L'Ete (1954)

Прочее

* Злободневные заметки 1944-1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
* Злободневные заметки 1943-1951 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
* Злободневные заметки 1939-1958 (фр. Chroniques algeriennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
* Дневники, май 1935-февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935-fevrier 1942) (1962)
* Дневники, январь 1942-март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942-mars 1951) (1964)
* Дневники, март 1951-декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951-decembre 1959) (1989)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю похоронен в маленьком провансальском городке Лурмарен. (Фото manianet.)

Альбер Камю похоронен в маленьком провансальском городке Лурмарен. (Фото manianet.)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)


Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Альбер Камю (фр. Albert Camus)

Биография

Французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился в Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю, эльзасца по происхождению, который погиб на Марне во время первой мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой. Семья К. переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили глубокий след в душе К. - человека и художника.

Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г. К. заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. К. женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.

Во время немецкой оккупации Франции К. принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете "Битва" ("Le Comat"), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой серьезной опасностью деятельностью К. работает над завершением повести "Посторонний" ("L'Etranger", 1942), которую он начал еще в Алжире и которая принесла ему международную известность. За "Посторонним", имевшим огромный успех, последовало философское эссе "Миф о Сизифе" ("Le Mythe de Sisyphe", 1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться.

После окончания войны К. некоторое время продолжает работать в "Битве", которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили К., считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, "Чума" ("La Реste"), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, "Чума" - это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и "Калигула" ("Caligula", 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. "Калигула", в основу которой легла книга Светония "О жизни двенадцати цезарей", считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, К. в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и К. не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений К. порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр.

В 50-е гг. К. продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть "Падение" ("La Chute"), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, К. широко пользуется в "Падении" христианской символикой.

В 1957 г. К. был награжден Нобелевской премией "за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести". Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что "философские взгляды К. родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти". В ответной речи К. сказал, что его творчество зиждется на стремлении "избежать откровенной лжи и противостоять угнетению".

Когда К. получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.

Биография

(1913-1960), французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957. Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г.Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г.Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, заканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками.

Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой. Освобожденный в 1939 от военного призыва по состоянию здоровья, в 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления "Комба"; редактировал ее нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в "Комба", писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трех книгах под общим названием Злободневные заметки (Actuelles, 1950, 1953, 1958).

В 1953 Камю возвращается к театральной деятельности: ставит спектакли по собственным инсценировкам, в т.ч. Реквием по монахине (1956) У.Фолкнера, Бесы Ф.Достоевского (1954); готовится возглавить субсидируемый государством экспериментальный театр, чему помешала смерть в автомобильной катастрофе 4 января 1960. Камю начал писать, не достигнув 20 лет, первые свои книги - Изнанка и лицо (L'envers et l'endroit, 1937) и Брачный пир (Noces, 1938) - издал в Алжире.

Его перу принадлежат романы Посторонний (L'tranger, 1942), Чума (La Peste, 1947) и Падение (La Chute, 1956); рассказы; пьесы Калигула (Caligula, 1944), Недоразумение (Le Malentendu, 1944), Осадное положение (L'tat de sige, 1948) и Праведные (Les Justes, 1950); лирические эссе; философские трактаты Миф о Сизифе (Le Mythe de Sisyphe, 1942) и Бунтующий человек (L'Homme rvolt, 1951); посмертно изданное собрание публицистики Злободневные заметки (Actuelles, 1961), а также предисловия, статьи и речи.

Незаконченный автобиографический роман Первый человек (Le Premier homme), черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994. Посторонний и Миф о Сизифе содержат основные ключи к философии Камю.

Сознание Мерсо, героя Постороннего, пробуждается лишь к самому концу повествования, когда он оказывается перед лицом смертной казни за случайное, беспричинное убийство незнакомого араба. Прототип современного антигероя, он бесит судей неприятием их лицемерия и отказом признать собственную вину. В Мифе о Сизифе мифологический герой Сизиф начинает там, где кончил Мерсо. Боги приговорили его вечно катить на гору огромный камень, который, достигнув вершины, снова падает вниз, но Сизиф всякий раз упрямо начинает сначала, понимая всю бессмысленность своего труда. В этом сознании бессмысленности своих действий и заключается его победа. В романе Чума эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город.

Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и тем не менее продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан. В последнем романе Камю, Падение, респектабельный адвокат ведет бездумное существование, пока момент прозрения не обрекает его до конца жизни на сомнения и поиски самооправдания. Из пяти пьес Камю наибольший успех выпал на долю Калигулы. Своей жизнью и смертью Калигула доводит идею абсурда и бунта до вывода о полной несостоятельности своего выбора.

ЛИТЕРАТУРА

* Великовский C.И. Грани "несчастного сознания"
* Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973 Кушкин Е.П. Альбер Камю
* Ранние годы. Л., 1982 Камю А. Посторонний. Чума. Падение. Рассказы и эссе. М., 1988 Камю А. Творчество и свобода
* Статьи, эссе, записные книжки. М., 1990 Камю А. Бунтующий человек
* Философия. Политика. Искусство. М., 1990 Камю А. Первый человек. Харьков, 1995

Биография

Главные идеи
Абсурд заключен в противостоянии человеческой потребности в смысле, с одной стороны, и безразличного, бессмысленного мира, с другой.

Существование абсурда делает главным философским вопросом проблему самоубийства.

Абсурд не требует смерти; ценность жизни придает сознание абсурда вместе с мятежом, который заключается в демонстративном героизме, противостоящем несправедливости.

Взбунтовавшись против абсурдных обстоятельств — социальных, политических или личных, — бунтовщик проявляет солидарность с другими людьми и поощряет борьбу за более человечный мир.

Хотя Альбер Камю не любил, когда его называли экзистенциалистом, сочинения, принесшие ему Нобелевскую премию по литературе за 1957 год, серьезно способствовали популяризации этого философского движения. Романист, драматург, эссеист, Камю родился и вырос в Алжире, где он основал театральную труппу, пьесы для которой писал и ставил он сам. В 1940 году он переехал в Париж, активно участвовал во французском Сопротивлении, занимался журналистикой. Он дружил с Жаном-Полем Сартром, однако эта дружба распалась, и бывшие друзья стали философскими соперниками, хотя многие их взгляды очень схожи.

Камю не был академическим философом. Он жил в трудное время, когда жизнь часто висела на волоске, и поэтому, размышляя о ее смысле, не мог углубляться в тончайшие философские дистинкции. Камю представлялось, что традиционные ценности и образ жизни потерпели крах. Он драматически излагал эту ситуацию в пьесах и романах («Посторонний» (1942) и «Чума» (1947) и подвергал ее философскому анализу в эссе, вопрошавших: «Есть ли в жизни смысл?» Смерть помешала ему дать окончательный ответ, ибо Камю погиб внезапно. Любитель быстрой езды, он разбился в автокатастрофе.

«Миф о Сизифе»

Со своим стремлением к научной точности и математической ясности, новая философия попыталась избавиться от мифических форм выражения. Однако не многие философские работы двадцатого века вызвали к себе столь же широкий интерес, как «Миф о Сизифе» (1942) Камю. В этой работе Камю использовал тему из античных преданий о богах и героях. Его особенно привлекал Сизиф — смертный, бросивший вызов судьбе. Сизиф не покорился авторитарным богам, и боги отплатили ему тем, что навечно приговорили его поднимать валун на вершину холма, откуда тот немедленно скатывался вниз. Бесконечное выполнение этой задачи не приносило ему, по всей видимости, ничего, но он не отступался от нее.

Мы не далеко ушли от Сизифа, доказывал Камю. «Миф о Сизифе» начинается такими словами: «Существует лишь одна поистине серьезная философская проблема, и это проблема самоубийства. Рассудив, стоит жить или не стоит, мы ответим на фундаментальный вопрос философии». Камю не думал, что для разрешения этой проблемы мы можем прибегнуть к помощи Бога или религиозной веры. Целью его поисков, сообщает Камю в предисловии к «Мифу», написанном в 1955 году, является жизнь «без опоры на вечные ценности». Он считал, что апелляция к Богу и религии более не заслуживает доверия, ибо в наше время «абсурд» вышел на передний план.

Абсурд настигает нас как чувство, которое, по словам Камю, может охватить человека «на любом перекрестке». Человек «чувствует себя чужим, посторонним» — даже самому себе. Это чувство возникает при столкновении мира с теми требованиями, которые мы предъявляем как существа разумные. Камю разъясняет, что абсурд возникает на пересечении «человеческой нужды и неразумного молчания мира». Мы спрашиваем о тысячах «почему?» и не получаем ответа. Мы ищем решений, но вместо этого пробуждаем абсурд, ибо мысль утверждает нечто не прежде, чем со всей очевидностью отрицает утвержденное. «Абсурд, — писал Камю, — зависит не только от мира, но и от человека». Таким образом, задавая вопрос о смысле жизни, мы сознаем, что требование ответа порождает ощущение абсурда. Однако жажда рациональных ответов не должна исчезнуть, несмотря даже на то, что она остается неутоленной. Ее присутствие делает нас людьми.

Если бы не существовало человеческого сознания, то не было бы и абсурда, утверждает Камю. Но оно существует, и поэтому смысл, который мы принимаем как данность, распадается даже прежде, чем познается. «Получается, что на сцене идет представление о крахе, — замечает Камю. — Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на фабрике, обед, трамвай, четыре часа на работе, сон и Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница и Суббота — вечно в одном и том же ритме — и по этой дороге легче легкого следовать все время. Но однажды рождается «почему», и все окрашивается смесью усталости и изумления». Ощущение абсурда, продолжает Камю, не тождественно «понятию абсурда». Это ощущение возникает потому, что «абсурд по сути своей — это развод». Абсурд — результат столкновения и разделения человеческого сознания и мира.

Убежденный в неизбежности абсурда, Камю настаивал на том, что существование подразумевает «абсолютное отсутствие надежды». Он не видел ничего, что помогло бы ему подняться над абсурдом. Но смерть могла бы положить этому конец. Поэтому самоубийство превращается в альтернативу. И действительно, если существование пронизано столь мучительным абсурдом, то не правильно ли сказать, что абсурд приглашает нас умереть и даже повелевает самоубийство?

Камю отвечает решительным «нет». Не являясь разрешением проблемы, самоубийство — лишь последнее убежище. Фактически это непростительный экзистенциальный грех: «Человеку важно умереть непримиренным, — настаивал Камю, — и не по собственной воле». Самоубийство усиливает отрицание смысла, делая невозможным извлечение выгоды из признания того, что «абсурд имеет значение лишь постольку, поскольку его не признают». Абсурд никуда не исчезнет, если мы заявим, что отказываемся умирать. Наоборот, он останется. Но Камю полагал, что для победы над абсурдом мы должны оставить его в покое. Парадоксально, но он даже рекомендует придавать особое значение созерцанию абсурда, так как «жизнь станет гораздо лучше, если в ней не будет смысла».

Камю утверждал, что существует логика, имеющая смысл перед лицом абсурда. «Я хочу знать, — писал он, — могу ли я жить со своим знанием и только с ним... Я не знаю, есть ли у мира трансцендентальный смысл. Но я знаю, что мне неизвестен этот смысл и что он не станет известен мне в одночасье». Итак, надеяться на то, что в этой жизни можно выйти за пределы абсурда, равнозначно философскому самоубийству. Невозможно сохранить честность, поддавшись искушению этой надеждой. Но в то же время Камю понимал, что одного разума недостаточно, чтобы убедить нас в его правоте. Для того чтобы сделать те выводы, которых Камю ожидал от своей логики абсурда, потребна сила воли. Наряду с прочим нам придется решить, почему «в человеческом сердце столько упрямой надежды».

Сизиф — это герой абсурда. Он любит жизнь и ненавидит смерть. Он осужден за свои страсти, но его величие состоит в том, что он никогда не сдается и всегда честен. Он принимает рок лишь затем, чтобы бросить ему вызов. Тем самым он придает существованию смысл, тот смысл, который не способен опровергнуть абсурд, но отказывается ему поддаться. Сизиф — это творец, созидающий смысл в обстоятельствах, которые, по видимости, лишают человеческую жизнь всякого значения.

Камю хотел, чтобы мы все научились жить так, как живет Сизиф. Он пространно рассуждал о том, что в этом направлении нас может вести, например, художественное творчество, однако в принципе каждый индивидуум должен найти свой выход самостоятельно.

Важно обратить внимание на картину, которой завершается «Миф о Сизифе». Хотя было бы естественным сосредоточиться на Сизифе, толкающем свою скалу на вершину холма, Камю просит нас подумать о Сизифе, достигшем вершины. Ему известно, что валун скатится вниз — так и происходит. Но, направляясь вниз, чтобы закатить его обратно, Сизиф не отчаивается. Он превозмогает судьбу, презирая ее, и поэтому, заканчивает свою книгу Камю, «мы должны представлять себе Сизифа счастливым». Сизиф видит ясно; он прекратил надеяться на избавление. Но, расставшись с надеждой, он сотворил смысл — не только для себя, но своим примером и для других. Хотя существование никогда нас не удовлетворит, жизнь осмысленна, если наша решимость делает ее такой.

«Взбунтовавшийся человек»

Из существования абсурда Камю извлек три вывода: «мой бунт, моя свобода, моя страсть». Он решился, и любовь к жизни побудила его бросить вызов абсурду. В «Мифе о Сизифе» Камю сделал эти выводы, поразмышляв о самоубийстве. В продолжении этой работы — «Взбунтовавшемся человеке» (1951) — Камю расширил свою раннюю тематику. В это время его беспокоила проблема убийства. Двадцатый век доказал, что история — это бойня, пропитанная миазмами, несправедливостью, рукотворной смертью. Абсурд не требует самоубийства, но, возможно, задается вопросом Камю, он узаконивает убийство?

И вновь Камю отвечает решительным «нет». Если абсурд подразумевает, что все разрешено, то отсюда еще не следует, что ничто не запрещено. Опираясь на интуитивную догадку, гласящую, что самый аутентичный человеческий ответ абсурду — это протест против него, Камю подчеркивал, что этот вызов по сути своей носит социальный и коллективный характер. Жизнь проживается в обществе других. Абсурд проникает в существование не просто потому, что чьи-то частные нужды остаются неудовлетворенными, но потому, что столь многое разрушает семьи и разлучает друзей, уничтожает общий опыт, лишает человеческие взаимоотношения веса. Поэтому вместо того, чтобы толкать к самоубийству или узаконивать убийство, абсурд ведет к бунту во имя справедливости и человеческой солидарности. «Я бунтую, — пишет Камю, — следовательно, существую».

Здесь нам, как и Сизифу, предстоит подъем на гору, так как бунт, проповедуемый Камю, характеризуется выдержкой. Говоря о выдержке, Камю вовсе не хотел сказать, что наши поступки должны быть нерешительными, бесстрастными или вялыми. Но он не хотел и того, чтобы бунтовщик превратился в революционера, который столь часто убивает жизнь, делая вид, что ее спасает. «Логика бунтовщика, — утверждал Камю, — состоит в том, чтобы служить справедливости так, чтобы не приумножать существующую несправедливость, дорожить простым языком, чтобы не присоединяться ко всеобщей лжи, и ставить — вопреки несчастьям человеческим — на счастье». Камю не был пацифистом. Он знал, что порой логика бунта даже требует бунтовщика убивать. Но истинный бунтовщик Камю никогда не скажет и не сделает ничего, что могло бы «узаконить убийство, ибо бунт — это, по существу, протест против смерти».

Словно задача бунта недостаточно трудна, Камю еще раз напоминает нам о том, что взбунтовавшегося нипочем не минует судьба Сизифа. «Человек может справиться со всем, что дeлжно, — писал он. — Он обязан исправить все, что может быть исправлено. А после того, как это будет сделано, дети будут безвинно умирать даже в совершенном обществе. Даже величайшие усилия человека смогут лишь арифметически уменьшить страдания в мире». Возможно, все было бы иначе, если бы у истоков мира стояли мы, но, по крайней мере, «человек не единственный, кто заслужил упрек; не он положил начало истории». С другой стороны, добавлял Камю, «он и не полностью безвинен, ведь он ее продолжает». Наша задача, делает вывод Камю, «учиться жить и умирать и, оставаясь человеком, отказаться от того, чтобы сделаться Богом».

Библиография

* А. Камю, Избранное, М., 1969. А. Камю, Из философской эссеистики, «Вопросы литературы», 1980, № 2.
* А. Камю, Недоразумение, «Совр. драматургия», 1985, № 3.
* А. Камю, Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. — В кн.: Сумерки богов, М„ 1989.
* Великовский, СИ., Грани «несчастного сознания», Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю, М., 1973.
* Великовский, СИ., Философия «смерти бога» и пантрагическое во французской культуре XX в. — В сб.: Философия. Религия. Культура, М., 1982.
* Семенова, С., Метафизика искусства А. Камю. — В сб.: Теории, школы, концепции, в. 2, М., 1975.
* Кушкин, Е.П., Альбер Камю. Ранние годы, Л., 1982.
* Вreе, G., Camus, New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1959.
* Bree, G., ed., Camus: A Collection of Critical Essays, Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1962.
* Lottman, H.R., Albert Camus: A Biography, Garden City, N.Y.: Doubleday & Company, 1979.
* Masters, В., Camus: A Study, Totowa, N.J.: Rowman and Littlefield, 1974. O'Brien, C.C., Albert Camus of Europe and Africa, New York: Viking Press, 1970.
* Sprintzen, D., Camus: A Critical Examination, Philadelphia: Temple University Press, 1988.
* Tarrow, S., Exile from the Kingdom: A Political Rereading of Albert Camus, University: University of Alabama Press, 1985.
* Wilhoite, F.H., Jr., Beyond Nihilism: Albert Camus's Contribution to Political Thought, Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1968.
* Woelfel, J.W., Camus: A Theological Perspective, Nashville: Abingdon Press, 1975


Оригинал © Джон Рот, 1992
Перевод © В. Федорин, 1997
Великие мыслители Запада. — М.: Крон-Пресс, 199

Альбер Камю, возможно, пал жертвой КГБ (08 августа 2011 года, 15:31 | Текст: Дмитрий Целиков | http://culture.compulenta.ru/626849/)

В 1960 году французский философ и писатель Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе. Это произошло всего через два года после получения им Нобелевской премии по литературе.

В кармане Камю нашли неиспользованный билет на поезд из его провансальского дома в Париж. 46-летний сочинитель намеревался вернуться в столицу после рождественских каникул с женой Франсин и двойняшками Катрин и Жанной. Но друг и издатель Мишель Галлимар предложил отвезти его на машине.

Facel Vega на огромной скорости вылетел с обледенелой дороги и врезался в дерево. Камю умер мгновенно, Галлимар — несколько дней спустя. Вместе с билетом полиция нашла 144 страницы рукописного текста под названием «Первый человек» — неоконченный роман, основанный на алжирском детстве Камю. Писатель считал, что это будет его лучшая работа.

Мировой интеллектуальный бомонд был потрясён нелепой трагедией. Полвека никому не приходило в голову, что это не простая авария, и вот итальянская газета Corriere della Sera предположила, что за происшествием могли стоять... советские спецслужбы. Автор гипотезы — итальянский академик и поэт Джованни Кателли. Он обратил внимание на то, что в итальянском переводе дневника чешского поэта и переводчика Яна Забраны «Вся моя жизнь» отсутствует фрагмент, имеющийся в оригинале.

Фрагмент гласит: «Мне довелось услышать нечто очень странное из уст человека чрезвычайно осведомлённого и имеющего очень надёжные источники. По его словам, авария, которая стоила жизни Альберу Камю в 1960 году, была организована советскими шпионами. Они повредили шину автомобиля с помощью какого-то замысловатого устройства, которое разрезало или проделало дыру в колесе на полном ходу. Приказ отдал лично Шепилов в ответ на публикацию в Franc-tireur в марте 1957 года, в которой Камю недвусмысленно нападал на него, обвиняя в венгерских событиях». В той статье Камю назвал подавление Венгерского восстания 1956 года «шепиловской резнёй».

Год спустя Камю ещё раз наступил на мозоль советской власти, публично выступив в поддержку Бориса Пастернака. Corriere della Sera заключает, что у КГБ было более чем достаточно причин стремиться к ликвидации Камю.

Если это правда, культурный мир ожидает новое потрясение. Камю считался не только интеллектуалом, но и человеком из народа. В его похоронах участвовали и анархисты, и футболисты. Он чрезвычайно популярен по сей день: в прошлом году президент Франции Саркози попытался (неудачно) перенести останки своего любимого писателя с кладбища в Пантеон, где обычно страна хоронит своих главных знаменитостей. Общественность решила, что останки лучше не трогать: великий человек велик вовсе не тем, где лежат его кости.

Оливье Тодд, бывший корреспондент Би-би-си и автор биографии Камю, рассказал в интервью британской газете Observer, что во время работы в советских архивах ему не попадалось упоминания о связи между КГБ и смертью писателя, хотя мерзости там было предостаточно. «Я думал, что никакая новость о деятельности КГБ и его преемников меня уже не удивит, но сейчас, признаться, я ошеломлён, — говорит г-н Тодд. Впрочем, ему есть что подбросить в огонь сенсации: — В архивах много документов о том, как КГБ использовал чехов для грязной работы. И всё же, несмотря на то что КГБ был способен на такое, я не верю в эту гипотезу».

Дата публикации на сайте: 25 января 2011.
Последние изменения: 11 августа 2011.