Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes) (цитаты)

(5 апреля 1588, Малмсбери, Уилтшир, Королевство Англия — 4 декабря 1679, Дербишир, Королевство Англия)


Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)


ru.wikipedia.org

Биография

Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу[1]. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

В 1610 году стал наставником лорда Гардвика из аристократической семьи Уильяма Кавендиша (впоследствии графа Девонширского). До конца жизни оставался связанным со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского был наставником его сына, путешествовал с ним по Италии (где в 1636 году посетил Галилео Галилея) и в 1637 году вернулся в Англию.

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

Воззрения


Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)


Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Гоббс - один из основателей "договорной" теории происхождения государства.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Был представителем социальных физиков (направление в истории).

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.

Основные сочинения

* Философская трилогия «Основы философии»:
** «О теле» (1655);
** «О человеке» (1658);
** «О гражданине» (1642);
* «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).

Сочинения

* Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651)
* Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. - L., 1839-45.
* The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. - L., 1839-45
* В русском переводе:
* *Избранные сочинения, т. 1-2. - М. — Л., 1926.
* *Избранные произведения, т. 1-2. - М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8).

Примечания

1. Бертран Рассел. История западной философии

Литература

* Ческис А. А. Томас Гоббс. — М., 1929.
* «Под знаменем марксизма». — 1938. — № 6. (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера).
* Мееровский Б. В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. — 208 с. — (Мыслители прошлого). — 50 000 экз.
* Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М., 1990. — С. 104-122.
* Михаленко Ю. П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении)// Историко-философский ежегодник ' 86. — М., 1986. — С.104-124.
* Тесля А. А. Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса. — 2006
* Tonnies F., Thomas Hobbes, der Mann und der Denker. - Osterwieck, 1912.
* Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. - P., 1952.
* Peters R., Hobbes. - L., 1956
* Hobbes studies, ed. by K. C. Brown. - Oxf,, 1965.
* McNeilly F. S., The anatomy of Leviathan. - N. Y. — L., 1968.
* Gauthier D. P., The logic of Leviathan. - Oxf., 1969.




Биография


Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)


Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса - идеальные образцы научного мышления. Природа - совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех". Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642-1658).

Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года вблизи небольшого городка Мальмсбери, расположенного в северной части Уилтшира, одного из юго-восточных графств Англии. Его отец был сельским священником, мать происходила из простой крестьянской семьи. Как повествуют биографы Гоббса, он родился преждевременно, так как его мать была встревожена сообщениями, что испанская Армада приблизилась к Англии. Несмотря на это он дожил до преклонного возраста - 9! года, сохранив ясность ума до конца своих дней.

Первоначальное образование Гоббс получил в приходской школе. С восьми лет он посещал школу в Мальмсбери, а затем учился в соседнем Вестпорте, в частном учебном заведении, открытом там неким Латимером, любителем и знатоком древних языков. Латимер обратил внимание на одаренного ребенка и стал давать ему по вечерам дополнительные уроки. Успехи Гоббса были настолько велики, что в неполных 14 лет он смог сделать стихотворный латинский перевод трагедии древнегреческого драматурга Еврипида "Медея".

В 1603 году, при содействии Латимера и материальной поддержке своего дяди, состоятельного ремесленника, заменившего ему умершего незадолго до того отца, Гоббс поступил в один из колледжей Оксфордского университета Там он провел пять лет, изучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках. В Оксфорде в переплетных мастерских и книжных лавках он мог часами изучать географические карты и атласы. Получив ученую степень бакалавра искусств и право чтения лекций по логике, молодой Гоббс не захотел, однако, пополнить собою ряды университетских преподавателей.

Схоластический метод, господствовавший в Оксфорде и других университетах той эпохи, оттолкнул его от академической карьеры.

Не известно, как сложилась бы дальнейшая судьба будущего философа, если бы он не получил предложение стать наставником и компаньоном юного барона Кавендиша, носившего затем титул графа Девонширского. Гоббс дал согласие и в 1608 году вошел в семью приближенных ко двору аристократов, сначала на правах домашнего учителя, потом - личного секретаря.

В 1610 году Гоббс отправляется со своим воспитанником в заграничное путешествие, продолжавшееся около трех лет. Они едут во Францию, взбудораженную в то время убийством короля Генриха IV фанатиком-католиком Равальяком, посещают Италию.

В 1620 году в Лондоне выходит на латинском языке главный философский труд Ф. Бэкона "Новый Органон", который не мог, разумеется, не привлечь внимания Гоббса.


Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)


Вскоре состоялось и их личное знакомство. Бэкон после своего отстранения в 1621 году от государственных должностей целиком посвятил себя научной деятельности.

Гоббс часто общался с ним в этот последний период его жизни и даже оказал существенную помощь в подготовке латинского издания "Опытов или наставлений". На эти же годы приходится деятельность и другого английского мыслителя Герберта - автора "Трактата об истине" (1624), заложившего основы религиозно-философской концепции деизма. Гоббс был знаком с Гербертом и в одном из своих писем дал высокую оценку его сочинению.

В 1628 году появляется сделанный Гоббсом английский перевод Фукиди-да. В предисловии он пытался объяснить, что история Пелопоннесской войны поможет его современникам лучше понять общественно-политическую действительность.

После смерти своего патрона графа Девонширского Гоббс покидает его семью и становится воспитателем сына одного шотландского дворянина. Со своим учеником он совершает второе путешествие на континент. Они прибывают во Францию и в течение 18 месяцев живут в Париже.

У Гоббса достаточно времени для занятий и размышлений. Большое внимание он уделяет, в частности, проблеме метода. Случайно ознакомившись с "Началами" Евклида, Гоббс был поражен убедительностью и логичностью доказательства геометрических теорем. У него возникает мысль о возможности применения аналогичного метода исследования в философии, в области политики и морали.

Возвращение Гоббса в Англию (в 1631 году) было ускорено поступившим к нему предложением вернуться в семью покойного графа Девонширского и взять на себя заботу о воспитании его сына.

К этому времени относится знакомство Гоббса с произведением Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой". Это сочинение, увидевшее свет в 1632 году, произвело большое впечатление на Гоббса и дало, несомненно, новый толчок его размышлениям о явлениях природы, о методах ее изучения.

Третье путешествие на континент, предпринятое Гоббсом (вместе с его воспитанником) в 1634-1636 годах, имело для него особенно важное значение.

Именно в этот период Гоббс, находясь в Париже, знакомится с аббатом Мерсенном и входит в его философский кружок, который являлся средоточием передовых научных идей того времени. Достаточно назвать такие имена, как Ферма, Паскаль, Декарт, Гюйгенс, Гассенди. Мерсени познакомил Гоббса со своими знаменитыми друзьями. Во Флоренции Гоббс встречается с Галилеем и беседует с ним.

1637 год застает Гоббса на родине, где постепенно складывается революционная ситуация Предвестником приближавшейся революции стало восстание в Шотландии Оно было направлено против стремления Карла I ликвидировать автономию Шотландии в гражданских и церковных делах и установить в ней режим "единоличного правления" Непосредственной же причиной восстания явилась попытка архиепископа Лода ввести в Шотландии англиканскую церковную службу и тем самым лишить шотландских кальвинистов (пуритан) права свободно отправлять свой культ Томас Гоббс, простолюдин от рождения, жил в течение многих лет в семье английских аристократов, постоянно общался с представителями высшей знати, среди которых у него было немало друзей и знакомых Все это не могло, естественно, не отразиться на политических взглядах и ориентации Гоббса Но примкнув в начале революции к аристократам, философ не стал последовательным защитником королевских прерогатив и безоговорочным сторонником абсолютизма Стюартов В дальнейшем же произошел разрыв Гоббса с роялистами.

В 1640 году Гоббс создает первый набросок будущей философской системы Сочинение, получившее название "Основы права", касается как вопросов о человеке и его природе, так и политических проблем В нем доказываются, в частности, преимущества абсолютной власти Однако защиту суверенных прав верховной власти Гоббс строит на принципах теории естественного права и договорного происхождения государства Сочинение распространялось в рукописных списках, стало известно и в придворных кругах, и сторонникам парламента Понятно, что парламентские лидеры не могли одобрить политических симпатий Гоббса Опасаясь, что его могут привлечь к ответственности как защитника единовластия короля, Гоббс покидает Англию.

Во Франции, ставшей во время революции убежищем многих английских эмигрантов, Гоббс пробыл более десяти лет (1640-1651) В политической жизни господствовал тогда первый министр Людовика XIII и фактический правитель страны кардинал Ришелье, настойчиво укреплявший королевскую власть Аналогичную политику проводил и преемник Ришелье кардинал Мазарини.

Гоббс увлечен философскими дискуссиями, происходившими в кружке Мерсенна, куда он вновь попадает, обосновавшись во французской столице Предметом этих дискуссий стало сочинение Декарта "Размышления о первой философии" (известное также под названием "Метафизические размышления"), вышедшее в 1641 году в Париже на латинском языке Еще до издания этого произведения Декарт, проживавший с 1629 года в Голландии, организовал его обсуждение при содействии Мерсенна Последний разослал "Размышления" целому ряду лиц с просьбой высказать свои замечания Один из экземпляров рукописи предназначался Томасу Гоббсу.

В своих "Возражениях" на "Размышления о первой философии" Гоббс решительно отвергает основные положения учения Декарта Он противопоставил свои воззрения "о природе человеческого духа" идеализму Декарта.

Полемика Гоббса и Декарта не привела к сближению их точек зрения Более того, между ними установились довольно прохладные отношения, которые не изменила даже личная встреча, состоявшаяся в 1648 году в Париже, куда на время прибыл Декарт из Голландии Вскоре после этой встречи Де-карт вновь покинул Францию, так что всякие личные контакты между ним и Гоббсом вообще прекратились.

Вернемся, однако, к первым годам пребывания Гоббса во французской столице Именно в это время он интенсивно работает над осуществлением своего замысла - создать философскую систему, которая охватила бы три области действительности мир неодушевленных тел, человека и гражданское общество Однако заключительная часть "Основ философии" (так назвал Гоббс свою систему) появляется на свет первой Это была книга "О гражданине", изданная в 1642 году в Париже на латинском языке.


Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)


Книга вышла без указания автора и небольшим тиражом, поскольку предназначалась лишь для узкого круга лиц, которых Гоббс хотел ознакомить со своим сочинением Он рассчитывал впоследствии переиздать его, учтя критические замечания и возражения.

И действительно, второе издание "О гражданине", появившееся в Амстердаме в 1647 году, содержало пространные примечания, в которых Гоббс давал ответ своим неназванным оппонентам Между прочим, в предисловии к этому изданию Гоббс объяснил причины, побудившие его опубликовать третью часть "Основ философии" раньше двух предыдущих Он ссылался на события в Англии, связанные с началом революции и гражданской войны Эти события, отмечал Гоббс, вынудили его ускорить написание "О гражданине" и отложить до более позднего времени работу над другими частями его системы "Вот почему последняя по порядку часть является первой по времени написания".

В 1654 году книга Гоббса "О гражданине" была внесена в католический "Индекс запрещенных книг" Такая же судьба постигла и главное произведение Гоббса "Левиафан".

Амстердамское издание "О гражданине" открывалось посвящением графу Девонширскому, ученику и покровителю Гоббса, сыну его покойного друга Затем следовали два письма, адресованные французскому врачу и философу Сорбьеру, принявшему деятельное участие в переиздании книги Гоббса в Голландии Автором одного из этих писем был Гассенди, другого - Мерсенн В обоих письмах содержится самая высокая оценка сочинения Гоббса и личности философа " Я не знаю среди философов никого, - писал Гассенди, - кто был бы более свободен от предрассудков и более основательно вникал в то, что он рассматривает" Мерсенн характеризовал произведение Гоббса как "громадное литературное сокровище, обогащенное новыми мыслями, которые, разрешая отдельные трудности, прокладывают ровную и прямую дорогу".

Известность Гоббса в философских кругах еще более возросла в результате его диспута о свободе и необходимости с епископом Бремхоллом Последний, как и многие английские эмигранты, проживал в то время в Париже и считался одним из ведущих теологов В 1646 году в доме графа Ньюкасл, с которым Гоббс давно уже поддерживал дружеские отношения, состоялся диспут Участники его придерживались двух противоположных точек зрения Бремхолл отстаивал религиозное учение о свободе воли, Гоббс же выступал как убежденный детерминист.

После окончания диспута Гоббс по просьбе хозяина дома изложил свои взгляды в письменном виде, но настаивал на сохранении рукописи в тайне.

Однако копии этой рукописи Гоббса все же получили распространение В 1654 году она была даже издана без согласия автора В ответ на это Бремхолл опубликовал свои возражения, что привело к возобновлению полемики между ним и Гоббсом. В 1656 году вся эта полемика была опубликована в Лондоне на английском языке.

В 1646 году в жизни Гоббса происходит еще одно важное событие. Очевидно, при содействии графа Ньюкасла он получает предложение стать преподавателем математики наследника английского престола принца Уэльского (будущего короля Карла II). Гоббс принимает это предложение, хотя и без особого энтузиазма.

Впрочем, почетный пост не особенно обременяет философа, и большую часть своего времени он посвящает научной деятельности.

Продолжая разработку "Основ философии", Гоббс старался завершить первые две части намеченной системы - "О теле" и "О человека". Однако работа над рукописями подвигалась медленно, и прошло немало лет, прежде чем названные сочинения были опубликованы. Одной из причин такой задержки явилась тяжелая болезнь Гоббса, едва не стоившая ему жизни. Заболев в августе 1647 года, Гоббс около трех месяцев был прикован к постели. Он настолько плохо чувствовал себя, что распорядился передать все свои рукописи парижским друзьям, с тем чтобы они были изданы после его смерти. Но в конце концов организм его справился с болезнью, и Гоббс смог вернуться к работе над главным произведением.

Это был "Левиафан" - важнейший его труд. Создание "Левиафана", отодвинувшее на второй план его работу над "Основами философии", было ускорено обстоятельствами внутриполитической жизни Англии, где завершилась вторая гражданская война, которая принесла победу парламенту и свержение монархии.

К власти пришли индепенденты, партия средней торгово-промышленной буржуазии и средних слоев нового дворянства. Индепендентская республика правила от имени "народа Англии". В действительности же вся власть была сосредоточена в руках лорда-протектора Оливера Кромвеля. Известно, что Кромвель использовал некоторые идеи "Левиафана" в своих выступлениях и письмах.

После смерти Кромвеля в 1660 году к власти вернулись свергнутые Стюарты.

Этот период был важным в жизни Гоббса. Его началом можно считать опубликование "Левиафана", вышедшего в свет в 1651 году в Лондоне на английском языке, и последовавшее вскоре возвращение Гоббса на родину. Эти два события тесно связаны между собой. Правда, формально Гоббс вернулся в Англию после принятия парламентом закона об амнистии всех, кто признал новую власть и обязался подчиняться ей. Однако появление "Левиафана" не только облегчило возвращение Гоббса из эмиграции, но и обеспечило ему весьма благосклонный прием со стороны деятелей индепендентской республики. Имеются данные о том, что сам Кромвель покровительствовал Гоббсу и предложил автору "Левиафана" пост статс-секретаря.


Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)


"Левиафан" был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит и само название книги: "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского".

Книга состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке.

Вторая - посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви (в особенности католической) на власть и самостоятельность по отношению к государству Здесь же дается рационалистическая интерпретация Священного писания.

"Счастье этой жизни" состоит в постоянном успехе в осуществлении желаний. Однако это счастье никогда не бывает спокойным удовольствием, потому что, говорит Гоббс, жизнь не может существовать без желаний, без чувств. Наше естественное состояние таково, что, двигаясь к тому, чего мы желаем, мы сталкиваемся с другими людьми, такими же, как мы.

Согласно Гоббсу, все люди равны от природы. Однако поскольку они - эгоисты и стремятся не только сохранить собственную свободу, но и подчинить один другого, то возникает ситуация "война всех против всех" Это делает жизнь "беспросветной, звериной и короткой". В подобном обществе человек человеку - волк. Чтобы выжить в этой войне, люди объединяются, передав полномочия центральной власти. Таким образом, государство предстает как результат действия общественного договора.

Договор между людьми завершается выбором правителя или верховного органа - от этого зависит форма правления, - который помогает положить конец войне.

Поскольку государство отражает желание всех объединившихся, то против него не в силах бороться отдельные люди. Наступает мир.

Без власти государства все призывы к морали превращаются в пустой звук. Только государство вносит порядок в беспорядочный поток человеческих страстей и инстинктов, с помощью закона обуздывает их, чтобы люди не могли вредить друг другу.

Неограниченная власть государства распространялась Гоббсом как на поведение человека, так и на его воззрения. Государственной власти подчиняется также и церковная власть. Нападки философа на церковь вызвали негодование англиканского духовенства. Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. К этой кампании присоединились и сторонники королевской партии, находившиеся в эмиграции Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что он отрицает божественный характер власти монархов и королевские прерогативы. Они не могли ему простить призывы к повиновению республике.

Результатом всего этого явилось удаление Гоббса от двора и его разрыв с эмигрантскими кругами, добивавшимися восстановления в Англии монархии Стюартов.

Ничто не связывало более Гоббса с Парижем, так как философский кружок Мерсенна распался после смерти последнего в 1648 году. Отъезд Гоббса на родину был, таким образом, предрешен. И хотя вторичное серьезное заболевание отодвинуло сроки возвращения философа в Англию, к началу 1652 года он находился уже в Лондоне.

Теплый прием, оказанный Гоббсу в столице, помог ему довольно легко освоиться в новой обстановке. Активного участия в политической жизни он, правда, не принимал, но зато живо откликался на события культурной жизни, поддерживал тесные контакты с научными кругами. К этому времени относится, в частности, знакомство Гоббса с выдающимся английским врачом Гарвеем, открывшим кровообращение. К числу знакомых Гоббса принадле-жали также известный экономист, основоположник классической буржуазной политической экономии Вильям Петти, английский юрист Джон Сель-ден, поэт Коули и другие.

В 1655 году выходит, наконец, в свет сочинение Гоббса "О теле", представляющее собой первую часть его философской системы Работа была написана Гоббсом на латинском языке, но уже в следующем году появляется второе, английское, издание книги.

Вторая часть "Основ философии", получившая название "О человеке", появляется в 1658 году (на латинском языке) "Я выполнил наконец свое обещание", - писал Гоббс в посвящении, имея в виду завершение философской трилогии, начало которой было положено в 1642 году публикацией "О гражданине".

Гоббса трудно отнести к какому-либо конкретному философскому направ лению С одной стороны, он был эмпириком, а с другой - сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и прежде всего в "политической науке" Гоббс настолько высоко ценил математику, что науку вообще отождествлял с математикой, а математику зачастую сводил к геометрии Физику он считал прикладной математикой.

Главным условием философствования Гоббс считал наличие внутреннего света, указывающего путь к истине и предостерегающего от всевозможных заблуждений Такой свет, по мнению Гоббса, должен исходить от человеческого разума, его мышления Бэконовское "истина дочь времени, а не авторитета" он перефразировал в положение "философия есть дочь твоего мышле ния" Поэтому философ связывает с мышлением возможности истинного знания, раскрытие причин и следствий происходящих событий, а не только сбор фактов как таковых.

Согласно Гоббсу, философия также отвергает все представления, основанные на сверхъестественном, теологию и астрологию, учение об ангелах Философия основывается на доводах разума и отрицает божественное откровение Таким образом Гоббс стал на позиции более последовательного материализма.

25 мая 1660 года король Карл II Стюарт торжественно въехал в Лондон Правда, он возвращался в Англию не в качестве абсолютного монарха, так как обязался править страной совместно с парламентом Однажды, проезжая по Стрэнду, он увидел на улице Гоббса, тут же велел остановить карету и сердечно приветствовал своего бывшего учителя, которого когда-то отказался удостоить аудиенции Через неделю, позируя художнику, Карл принял Гоббса в своем кабинете и был настолько очарован его остроумием, что велел свободно пропускать Гоббса в свои покои Позднее он даже заказал себе портрет Гоббса и назначил ему пенсию, которая, впрочем, не всегда регулярно выплачивалась.

Благоволение короля создало моду на Гоббса В разных слоях лондонского общества появились молодые люди, именовавшие себя "гоббистами" Эта по пулярность привлекла внимание парламента к персоне философа В 1660 году собравшийся после реставрации монархии парламент, естественно, оказался настроен весьма верноподданнически И одним из самых важных стало его решение защищать англиканскую церковь и от нападок воинствующего протестантства, и от притязаний папства Парламент лишний раз подтвердил мысль, которую укрепила в умах англичан революция верный роялист не может не быть верным сыном англиканской церкви Именно в этом была причина злоключений Гоббса на склоне его лет Философа, не стесняющегося приписывать все смуты в государствах распущенности духовенства, едва ли кто-нибудь рискнул бы назвать верным сыном церкви В то время как в близких ко двору кругах к основоположнику "гоббизма" относились с уважением, в клерикаль ных кругах его провозглашали злейшим врагом морали и религии.

Однако вскоре отношение к Гоббсу со стороны правительства изменилось Реакционные элементы, преобладавшие в окружении Карла II, стали доби ваться восстановления прежних порядков Начались преследования не только республиканцев, но и сторонников протектората Кромвеля Автору "Левиафа на" дали понять, что его симпатии к лорд-протектору никем не забыты Гоббсу припомнили и его призывы к повиновению государственной власти, установленной в результате победы революциями, и в особенности его критические выпады против церкви и духовенства.

Философу, обвиненному в распространении ереси, пришлось защищаться Он пишет и публикует в 1662 году сочинение, в котором вынужден доказывать свою лояльность по отношению к монархии, религиозность и добропорядочность.

В 1665 году в Лондоне вспыхнула эпидемия чумы, а в следующем году город сильно пострадал от пожаров Церковники в бедствиях, постигших столицу, стали обвинять "безбожников", начали составлять списки "атеистических сочинений", подлежащих сожжению В них был внесен и "Левиафан".

Гоббс вновь был вынужден прибегнуть к самозащите В двух небольших сочинениях (одно из них было посвящено истории ереси, другое - английс кому праву) он стремится отвести от себя обвинения церковников и монархистов С этой же целью философ перерабатывает "Левиафана", который выходит в 1668 году в Амстердаме на латинском языке.

В этом издании Гоббс осуждает мятежи, направленные против "законной власти", с еще большей силой подчеркивает свою лояльность к реставрированной монархии, требует наказания для ее противников Смягчается и критика духовенства, содержащаяся в "Левиафане" Но несмотря на эти серьез ные коррективы, общий дух произведения остается прежним.

В том же 1668 году Гоббс создает еще одно произведение Оно посвящается событиям гражданской войны в Англии и получает название "Бегемот, или Долгий парламент" Поскольку Гоббсу запрещено было публиковать сочинения, имеющие отношение к религии и политике, "Бегемот" увидел свет тишь в 1682 году, когда его автора уже не было в живых.

Последние годы жизни Гоббса проходят в интенсивной литературной работе Он продолжает полемику со своими научными противниками пишет книгу по истории церкви, на 84-м году жизни пишет автобиографию (латинскими стихами), а также приступает к переводу на английский язык поэм Гомера Несмотря на преклонные годы, Гоббсу удается завершить эту огромную работу Издаются перевод "Одиссеи" (1675), "Илиады" (1676) В 1677 году обе поэмы появляются в одном издании.

Современники с удивлением отмечали, что читал Гоббс сравнительно мало Да он и сам не отрицал этого и нередко говорил "Если бы я читал так же много, как и другие, я был бы так же невежествен, как и они" Гоббс предпочитал беседы с самыми крупными мыслителями своего времени Живой разговор, остроумие, блеск ума, над которым, казалось, безвластно даже время, заставляли собеседника Гоббса забывать о его возрасте И лишь паралитическое дрожание рук - мучительное препятствие для работы - напоминало гостям, что перед ними очень старый человек.

Гоббс ждал смерти и не боялся ее. Однажды он даже предложил своим друзьям придумать для него эпитафию С удовольствием и смехом читал он предложенные варианты, из которых ему больше всего понравилась такая "Вот поистине настоящий "Философский камень".

Тем не менее до последних дней Гоббс почти не нуждался в посторонней помощи В 60 лет он вел умеренный образ жизни Каждый день поднимался в 7 часов утра, съедал бутерброд и гулял в парке до 10 часов В 11 ему подавали обед, после он удалялся в кабинет В этой комнате ровно в полдень всегда плотно занавешивали окна и зажигали свечи Гоббс работал до вечера.

Умер великий мыслитель 4 декабря 1679 года на 92-м году жизни Он был похоронен в Гардвиге (Дербишир) в семейном склепе Кавендишей На могиле философа была поставлена мраморная плита с эпитафией "Достойный муж, широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине".

Через три с половиной года Оксфордский университет составил своеобразный индекс злонамеренных сочинений, направленных против "священных особ монархов, их правительств и государств и подрывающих устои всякого человеческого общества" В список подлежащих сожжению книг были включены труды Гоббса "О гражданине" и "Левиафан" Вскоре они были брошены в костер вместе с другими "крамольными" сочинениями Так старейший английский университет "почтил" память своего бывавшего питомца.

Пророческими оказались слова Гоббса "Чего стоят мои труды - не им судить Но теперь, когда меня вынудили, я должен сказать им, что ни они, ни я сам уже не сможем погасить тот свет, которым мои исследования осветили мир"




Биография

Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, и все-таки склонность к философии проявилась, когда ему было неблизко за сорок. Гоббс жил в единственный из самых значительных периодов английской истории. Он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, в конце концов, вошел в моду как историк, стихотворец и без малого что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.

Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и стремившимся вручить своему племяннику достойное образование. Ребенок пошел в школу в четыре года и с шести лет учил латынь и греческий. В четырнадцать лет, освоив языки до такой степени, что мог беспрепятственно перелагать Еврипида латинским ямбом, был отдан в Модлин-Холл, единственный из колледжей Оксфордского университета, где через пять лет получил уровень бакалавра. В 1608 Гоббсу повезло: он получил местоположение воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его существование связь с семейством Кавендишей.

Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс ещё имел вероятность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а помимо всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. По сути дела, интеллектуальная история жизни Гоббса, один заслуживающий интереса аспект его жизни, может быть поделена на периоды сообразно трем путешествиям по Европе.

Первое турне в 1610 вдохновило его на исследование античных авторов, так как в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, совершенный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом 'во время чудесных прогулок в Горамбери'. Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское пренебрежение к аристотелизму, но кроме того убеждение в том, что знание - это мощь, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует мнить перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предварить соотечественников об опасностях демократии, оттого что в то время Гоббс, аналогично Фукидиду, был на стороне 'царской' власти.

В 1628, во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией, о существовании которой узнал невзначай, обнаружив Начала Евклида на столе в библиотеке некоего джентльмена. Биограф Гоббса Джон Обри живописал это открытие: 'Боже мой, воскликнул он (другой раз он божился, когда бывал чем-то увлечен), это нельзя! И он читает свидетельство, отсылающее к тезису. Прочитывает тезис. Это отсылает его к следующему тезису, тот, что он кроме того читает. Et sic deinceps (и так далее), и в конце концов он убеждается в истинности вывода. И влюбляется в геометрию'. Гоббс в настоящее время убежден, что геометрия дает приём, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

Третье турне Гоббса по континентальной Европе (1634-1636) внесло ещё единственный ингредиент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в тот, что входили Р.Декарт, П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 делает паломничество в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке собственной философской системы; существует соображение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей Гоббса было обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении. 'Ибо, наблюдая, что существование есть только движение членов... что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы - как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?'

По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а кроме того система государства. Краткий трактат о первых принципах (A Short Tract on First Principles) Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики. После возвращения в Англию мысли Гоббса снова обратились к политике - среда намедни гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во время знаменитой парламентской сессии, трактат Начала закона, естественного и политического (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывал надобность единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях - Человеческая натура (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и О теле политическом (De Corpore Politico, or the Elements of Law, Moral and Politic). Когда парламент выставил заявочное пожелание об отставке графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут сделаться угрозой для жизни, бежал на континент. Характерно, что позднее он гордился тем, что 'был первым из тех, кто бежал'. Трактат О гражданстве (De cive) появился вскоре потом этого, в 1642. Второе издание вышло в 1647, а британский вариант в 1651 под названием Наброски философии государства и общества (Philosophical Rudiments Concerning Government and Society). Эта книжка - вторая по значению в идейном наследии Гоббса потом больше позднего Левиафана. В ней он пытался совсем обусловить надлежащие задачи и границы власти, а кроме того нрав отношений церкви и государства. См. кроме того АБСОЛЮТИЗМ.

Оригинальность Гоббса заключалась не только в идеях, касавшихся оптики и политической теории. Он мечтал отгрохать всеобъемлющую теорию, которая бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся товарищ от друга. Гоббс предложил понятие 'усилие' для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода - в особенности те, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна - действо малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации - реакции на внешние и внутренние стимулы (общее местоположение современной психологии). Известна система Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в форме двух основных движений - влечения и отвращения, являющихся приближением или удалением от других тел.

Гоббс планировал написание философской трилогии, которая бы давала трактовку тела, человека и гражданина. Работа над этим грандиозным проектом непрерывно прерывалась из-за событий на политической сцене и в личной жизни Гоббса. Он начал действовать над трактатом О теле вскоре после этого публикации трактата О гражданстве, при всем при том закончил его только потом своего возвращения в Англию. Трактат О человеке (De Homine) появился в 1658. Когда младой принц Карл (грядущий Карл II) был вынужден мчаться в Париж позже поражения в битве при Нейзби, Гоббс отложил свои размышления о физике и начал действовать над своим шедевром - трактатом Левиафан, или материя, форма и верх государства церковного и гражданского (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil, 1651), в котором лаконично и остро сформулировал свои взгляды на человека и держава (левиафан - морское чудовище, описанное в Книге Иова, 40-41). Он был приглашен к принцу учителем математики - пост, которую ему пришлось покинуть из-за серьезной болезни, которая едва не свела его в могилу.

Положение Гоббса в Париже стало очень опасным затем смерти в 1648 Мерсенна, его друга и покровителя. Гоббса заподозрили в атеизме и борьбе с католицизмом. Карл I был казнен в 1649, и вплоть до 1653, когда Кромвель стал лордом-протектором, велись непрестанные дискуссии о надлежащей форме правления. Левиафан появился как раз своевременно, а приводившаяся в нем аргументация и нежелание Гоббса находиться в уж очень близких отношениях с принцем Карлом позволили ему испросить у Кромвеля разрешения возвратиться на родину. В Левиафане доказывается, с одной стороны, что суверены уполномочены править от имени своих подданных, а не по божьему соизволению - гладко то же, что говорилось в парламенте; с иной стороны, Гоббс использовал теорию общественного договора для того, чтобы аргументировать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна быть безусловная верх суверена. Поэтому его учение могло быть использовано для оправдания каждый формы правления, какая бы ни одержала верх в то время.

Левиафан как правило считают сочинением на политические темы. Однако взгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и 'машине', а завершаются пространными полемическими рассуждениями насчет того, какой должна быть 'истинная религия'. Практически половинка всего объема Левиафана посвящена обсуждению религиозных вопросов.

Политический разбор Гоббса, его концепции 'естественного состояния' и сообщества основывались на механистической психологии. Под явлениями социального поведения, считал Гоббс, скрываются фундаментальные реакции влечения и отвращения, превращающиеся в стремление власти и опасение смерти. Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от 'права' неограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его делать от их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на этакий 'социальный договор', то политическая элита суверена должна быть абсолютной; в противном случае, раздираемые противоречивыми притязаниями, они постоянно будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.

В сфере моральной философии Гоббс кроме того разрабатывал натуралистическую теорию как следствие его механистической концепции человека. Правила цивилизованного поведения (называвшиеся во времена Гоббса 'естественным правом'), считал он, выводимы из правил благоразумия, которые должны быть приняты всеми, кто обладает рассудком и стремится выжить. Цивилизация основана на страхе и расчетливом эгоизме, а не на присущей нам от природы социальности. Под 'благом' мы имеем в виду без затей то, чего желаем; под 'злом' - то, чего стремимся избежать. Будучи довольно последовательным мыслителем, Гоббс верил в детерминизм и полагал, что волевой акт есть нетрудно 'последнее влечение в процессе обдумывания, прямо примыкающее к действию или отказу от действия'.

В теории права Гоббс известен концепцией закона как заповеди суверена, которая стала важным шагом в прояснении различия между статутным правом (в то время только нарождавшимся) и общим правом. Гоббс ещё что надо понимал различие между вопросами: 'Что есть закон?' и 'Справедлив ли закон?', которые люди - и в то давнее время, и ныне - имеют склонность смешивать. Во многих отношениях Гоббс предвосхитил основные положения правовой теории Дж.Остина.

Гоббс рассматривал религию не как систему истин, а как систему законов; большое местоположение в Левиафане занимает свидетельство того, что имеются все основания - исходящие из здравого смысла и из Писания - мнить, что суверен является наилучшим истолкователем воли Божьей. Гоббс последовательно различал знание и веру и полагал, что мы не можем ничего ведать об атрибутах Бога. Слова, в которых мы описываем Бога, являются выражением нашей любви, а не продуктами деятельности разума. Он в особенности негодовал, защищая 'истинную религию' от двойственный угрозы католицизма и пуританства, которые апеллировали к власти другой, нежели верх суверена, - к полномочиям папы либо к голосу совести. Гоббс не колеблясь применил механицистский подход к понятиям Писания и полагал, что Бог должен иметь телом, нехай довольно разреженным, чтобы не возбраняется было вещать о его существовании в качестве субстанции.

Многие современные философы подчеркивают значимость выдвинутой Гоббсом концепции языка, в которой механистическая концепция происхождения речи была соединена с номинализмом в трактовке смысла общих терминов. Гоббс критиковал схоластическое учение о сущностях, показывая, что это и другие подобные учения возникают вследствие неверного употребления различных классов терминов. Имена могут быть именами тел, именами свойств или именами самих имен. Если применять имена одного типа вместо имен другого типа, мы приходим к абсурдным утверждениям. Например, 'универсалия' - имя для обозначения класса имен, а не сущностей, якобы называемых этими именами; такие имена называются 'универсалиями' в силу своего употребления, а не в силу того что, что обозначают особенный класс предметов. Тем самым Гоббс предвосхитил идеи многих философов 20 в., проповедовавших идеалы ясности и использовавших теорию языка для критики метафизических учений, населивших мир 'ненужными' сущностями. Гоббс кроме того настаивал на том, что язык имеет существенное значимость для рассуждения, а ещё что аккурат способность к рассуждению (в смысле принятия определений и выведения заключений с помощью общих терминов) отличает человека от животных.

Вернувшись в Англию в конце 1651, Гоббс вскоре вступил в дискуссию с епископом Бремхоллом по вопросу о свободе воли. В результате появилась его служба Вопросы касательно свободы, необходимости и случая (The Questions Concerning Liberty, Necessity, and Chance, 1656). Затем он оказался замешанным в самом унизительном в его жизни споре, оттого что в двадцатой главе трактата О теле, первой части абмициозной трилогии, опубликованной в 1655, Гоббс предложил технология вычисления квадратуры круга. Это было замечено Джоном Валлисом (1616-1703), профессором геометрии, и Сетом Уордом, профессором астрономии. Оба они были пуританами и входили в цифра основателей Королевского общества в Лондоне, в которое Гоббсу так и не довелось вступить. Профессора были раздражены критикой Гоббсом системы университетского образования и отомстили, указав на его невежество в области математики. Сработать это было нетрудно, потому как Гоббс начал заниматся геометрией в сорок лет, да и Декарт уже ориентировал на любительский нрав его доказательств. Скандал длился рядом двадцати лет и зачастую принимал нрав личных выпадов с обеих сторон. К этому времени относятся работы Гоббса Шесть уроков профессорам математики Оксфордского университета (Six Lessons to the Professors of Mathematics in the University of Oxford, 1656) ; Д

иалоги о физике, или о природе воздуха (Dialogus Physicus, sive de Natura Aeris, 1661) ; Господин Гоббс с точки зрения его лояльности, веры, репутации и поведения (Mr. Hobbes Considered in His Loyalty, Religion, Reputation and Manners, 1662) и другие труды полемического характера, направленные супротив Уоллиса, Р.Бойля и других ученых, объединившихся около Королевского общества.

Однако энергия Гоббса, замечательная для человека его возраста (в семьдесят лет он все ещё играл в теннис), не уходила целиком на эти безысходные споры. В 1658 он опубликовал вторую доля трилогии - трактат О человеке. Затем произошли достойные сожаления события, остановившие поток его публикаций. В отрезок времени Реставрации, несмотря на то что Гоббс был представлен ко двору, а король сильно ценил его остроумие, он стал жертвой предрассудков и страха, охватившего в то время среда. Искали причину для неудовольствия Бога, выразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Лондоне (сообразно в 1664-1665 и 1666), и в парламенте обсуждался билль супротив атеизма и богохульства. Была создана комиссия, в задачу которой входило штудирование на тот самый предмет Левиафана. Однако вскоре занятие было закрыто, по-видимому, вслед за тем вмешательства Карла II.

Тем не менее Гоббсу было запрещено публиковать сочинения на актуальные темы, и он занялся историческими изысканиями. В 1668 был закончен работа Бегемот, или Долгий парламент (Behemoth, or the Long Parliament) - история гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества; служба была опубликована позже смерти мыслителя, не прежде 1692. Прочитав Начала общего права Англии Ф.Бэкона, которые ему послал его товарищ Джон Обри (1626-1697), Гоббс в возрасте 76 лет написал работу Диалоги между философом и изучающим общее право Англии (Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England), опубликованную посмертно в 1681.

В возрасте 84 лет философ написал автобиографию в стихотворной форме на латинском языке, а два года через за невозможностью лучшего приложения сил сделал переводы Илиады (1675) и потом Одиссеи (1676) Гомера. В 1675 он покинул Лондон, перебравшись в Чатсуорт, а в 1679 узнал о собственной скорой неминуемой смерти. Говорят, что, услышав о своей неизлечимой болезни, Гоббс заметил: 'Наконец-то я обрету лазейку и выберусь из этого мира'. Он забавлялся тем, что разрешил друзьям заготовить впрок надгробные эпитафии. Более всего ему понравились слова: 'Вот настоящий философский камень'. Умер Гоббс в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679.

На надгробном камне была сделана надпись, что он был человеком справедливым и славно известным своей ученостью на родине и за рубежом. Это соответствует истине, и хотя около его взглядов велись бесконечные шумные споры, никто ни при каких обстоятельствах не подвергал сомнению, что Гоббс был цельной личностью и обладал выдающимся интеллектом и замечательным остроумием.

Дата публикации на сайте 22 января 2010.