Мудрые мысли

Ямамото Цунэтомо (Дзётё Дзинъэмон Ямамото, Yamamoto Tsunetomo)

Ямамото Цунэтомо (Дзётё Дзинъэмон Ямамото, Yamamoto Tsunetomo)

(11 июня 1659 - 30 ноября 1719)

Автор классического трактата о самурайской этике «Сокрытое в листве» (Хагакурэ, Hagakure). Был самураем клана Набэсима. После смерти господина Набэсима Мицусигэ должен был совершить ритуальное самоубийство. Однако официальный запрет сегуна, и личный запрет господина не позволили Ямамото свершить харакири. Цунэтомо стал отшельником и составил трактат «Сокрытое в листве». Письменная версия появилась благодаря стараниям одного из его учеников. До 20 века книга была доступна только для членов клана. Особую популярность трактат «Сокрытое в листве» приобрел в период II мировой войны.

Цитата: 18 - 34 из 72

Если воин может двадцать четыре часа в день без устали нести на одном плече преданность и чувство долга, а на другом - смелость и сострадание, он будет самураем.


Если же ты думаешь, что должен вначале завершить свои дела, а потом мстить, время для мести никогда не настанет.


Если только человек уверен в своих основаниях, мелкие неудачи и дела, не оправдавшие его ожиданий, не доставят ему хлопот. Но в конечном итоге важны даже мелочи. О правильности и неправильности нашего поведения можно судить по незначительным делам.


Если хочешь заглянуть в сердце человека, заболей.


Есть две разновидности характера, внешняя и внутренняя, и тот, у кого не хватает одной из них, ни к чему не пригоден. Это подобно лезвию меча, который хорошо наточен и вложен в ножны. Меч время от времени вынимают, осматривают, хмуря брови, как перед атакой, протирают лезвие, а затем кладут обратно в ножны. Если человек постоянно держит меч обнаженным, он показывает всем его сверкающее лезвие. В этом случае люди не подойдут к нему, и у него не будет союзников. С другой стороны если меч постоянно находится в ножнах, он заржавеет, лезвие затупится, и люди перестанут уважать его обладателя.


Есть поговорка о том, что великий гений созревает не сразу. Если что-то не достигло расцвета в течение двадцати или тридцати лет, оно не принесет большой пользы. Если слуга торопится завершить работу, он причиняет неудобство другим, и его сочтут способным, но неопытным. Если он будет преисполнен энтузиазма, его сочтут грубым. Если он будет делать вид, что совершает великое дело, он прослывет льстецом и лгуном, и у него за спиной начнутся пересуды. Если человек не прилагает усилий для своего развития и не опирается на поддержку других, от него никогда не будет пользы.


Жить и не совершать ошибок невозможно. Но люди, которые полагаются на свою сообразительность, не признают этого.


Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона. Если неожиданно ты почувствовал желание зевнуть, это ощущение прекратится, если провести ладонью по лбу снизу вверх. Если это не помогает, оближи себе губы, не открывая рта, или просто закройся рукой или рукавом, чтобы никто не видел, что ты делаешь. То же относится и к чиханию. Чихая при людях, ты можешь показаться глупым. Есть также другие вещи, которые требуют внимания и практики.


Знамения имеют место лишь в глазах смотрящего.


Избежать позора нетрудно — для этого достаточно умереть.


Иногда бывает, что нужно обратиться к человеку по какому-то делу. Если это делать часто, ты можешь надоесть ему просьбами и прослыть назойливым. Поэтому, когда ты что-нибудь делаешь, лучше всего полагаться только на себя.


К какому бы сословию ни относился человек, наступит время, когда его род придет в упадок. Если пытаться продлить существование рода, его конец будет невзрачным. Если ты понимаешь, что время твоего рода истекло, лучше всего не сопротивляться его концу. Поступив таким образом, тебе, возможно, удастся его спасти.


Как бы человек ни умирал, жалкая смерть — это всего позорнее для него.


Когда в присутственном месте много людей, и тут приходит еще один посетитель со своим делом, его часто встречают холодно или даже со злостью. Это неправильно. Правила поведения самурая в таком случае предписывают успокоиться и внимательно выслушать этого человека. Обращаясь с ним грубо, мы будем вести себя ничем не лучше нищих лакеев.


Когда говоришь с кем-нибудь, старайся говорить по существу, о чем бы ни зашла речь. Какими бы красноречивыми ни были твои слова, если они неуместны, они произведут на собеседника гнетущее впечатление.


Когда пишешь письмо, пиши его так, чтобы его не стыдно было повесить на стену


Когда преступление неясно, наказание должно быть нестрогим.