Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)


Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)


(24 января 1732, Париж — 18 мая 1799, там же)



   ru.wikipedia.org


   Биография


   Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698—1775), он первоначально занялся ремеслом отца, но в то же время ревностно изучал музыку. Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе, и благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.


   В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго, обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гёте «Клавиго». Но посреди своих торговых спекуляций Бомарше выступил перед публикой с двумя пьесами, «Eugenie» («Эжен») (1767) и «Les deux amis» («Два друга») (1770), из которых на сцене удержалась только первая.


   После смерти своего компаньона Дювернэ Бомарше начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом её было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ. Чтобы добиться доступа к докладчику Гецману, Бомарше поднёс жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гецмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп.


   Бомарше был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые «Memoires» («Воспоминания») (1774); затем «Suite de memoires» («Продолжение воспоминаний») (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В то же время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары — образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который ещё и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент вынужден был отменить приговор первой инстанции и замять это дело посредством соглашения.


   «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»


   Симпатии публики к Бомарше выросли ещё больше после представления классических театральных комедий его, «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон Наполеон I Бонапарт (итал. Napoleone Buonaparte, фр. Napoleon Bonaparte) отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание североамериканских колоний, Бомарше с большим умением принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы. Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Бомарше нашёл себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха. Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу как писателя, а комедия «La mere coupable» (1792), стоявшая в тесной связи с «Фигаро», встретила очень холодный прием.


   Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные издержки (Бомарше завел для этого издания даже особую типографию в Кэле), принесло Бомарше почти около миллиона убытку. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60 000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Своё поведение в этом деле Бомарше пытался обелить в «Mes six epoques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа. Умер 18 мая 1799 года.


   Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Theatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl e tes», Пар., 1875).


   Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).


   "Фигаро здесь, Фигаро там"


   Подобно своему герою Фигаро, сменил немало профессий и совершил множество самых разнообразных поступков:

   - Начинал как часовщик: изобрел анкерный спуск, сделавший возможным конструирование наручных часов;
   - Изобрел педаль для арфы. Занимался музыкой с дочерьми короля Людовика XV и дружил с дофином, ставшим затем королем Людовиком XVI;
   - Заколол на дуэли дворянина, вызвавшего его за насмешки;
   - Выполнял секретные миссии при английском и испанском дворе;
   - На свои деньги создал "португальскую компанию" "Родриго Орталес и Ко", снабжавшую оружием восставшие североамериканские колонии, уговорил короля Людовика XVI вступить с Британией в войну на стороне только что образованных Соединенных Штатов.
   - Он возглавил компанию, которая соорудила в Париже канализацию. По его проекту был построен первый цельнометаллический мост через Сену (спустя 100 лет после сдачи проекта).
   - За пьесу "Женитьба Фигаро" был брошен в тюрьму Сен-Лазар и освобожден только после того, как по настоянию родственников короля пьеса была поставлена при дворе. Людовик XVI сказал после ознакомления с пьесой: "Если быть последовательным, чтоб допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию." Через 4 года после премьеры Бастилия пала.


   Гений и злодейство


   При всей своей активности Бомарше вовсе не был проходимцем. Он не нажился крупно ни на одном своем предприятии. Так, правительство не компенсировало ему финансовую помощь Соединенным Штатам (несмотря на обещания), и Бомарше ради американцев влез в долги на всю жизнь.


   Его личный друг композитор Сальери стал героем трагедии Пушкина, где он рассуждает о том, что "Бомарше кого-то отравил". Это отголоски слухов, ходивших о Бомарше.


   Когда он был ещё совсем молодым часовщиком и носил фамилию Карон, он женился на дворянке Бомарше, женщине старше его. Сразу после свадьбы они перестали выносить друг друга, а вскоре жена умерла. Карон унаследовал поместье и фамилию Бомарше, и завистники сочинили, будто он отравил жену. На самом деле смерть жены была для него катастрофой. До свадьбы было сделано столько долгов, что Бомарше чудом избежал долговой тюрьмы, расплатившись за чужие векселя, подписанные первым мужем этой дамы.



   peoples.ru


   Биография


Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)


   Крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Memoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.


   Любовь к театру побудила его написать две драмы – Евгения (Eugnie, 1767) была встречена благожелательно, Двух друзей (Les Deux amis, 1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Seville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини Севильский цирюльник (1816).


   Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Демократизм Цирюльника в Женитьбе наполняется революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, – теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро и других философов. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы В.А.Моцарта Свадьба Фигаро (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама Преступная мать (La Mere coupable, 1792) не имела успеха.


   Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию. Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.