Биография -> Адольф фон Книгге (нем. Adolph Franz Friedrich Ludwig Freiherr Knigge) (цитаты)


Адольф фон Книгге (нем. Adolph Franz Friedrich Ludwig Freiherr Knigge)

Адольф фон Книгге (нем. Adolph Franz Friedrich Ludwig Freiherr Knigge)


(16 октября 1752, Бреденбек под Ганновером — 6 мая 1796, Бремен)


ru.wikipedia.org

Биография

Адольф фон Книгге (нем. Adolph Franz Friedrich Ludwig Freiherr Knigge)

Адольф фон Книгге (нем. Adolph Franz Friedrich Ludwig Freiherr Knigge)


Отпрыск древнего, но обедневшего рода, чей баронский титул уже не давал право на приставку «фон». Вырос в родовом замке Бреденбек, возведенном в XIV и перестроенном в XVI веке; в одиннадцать лет потерял мать, в четырнадцать — отца, унаследовав долги на сумму в 130 тысяч рейхсталеров. Кредиторы взяли имение под опеку и назначили ему ежегодную ренту в 500 рейхсталеров. Был отправлен в Ганновер в частное учебное заведение, в 1769—1772 г. изучал право и камералистику в Гёттингенском университете.

В 1771 г. стал гоф-юнкером и асессором военной и вотчинной палаты Касселя, но не сошелся характером с сослуживцами и долго там не прослужил. В 1773 г. якобы по настоянию ландграфини женился на придворной даме Генриетте фон Баумбах: дело в том, что он скомпрометировал эту даму шуточной кражей туфли. В 1775 г. с женой и новорожденной дочерью Филиппиной Августой Амалией уехал в имение Баумбах. В 1776 г. герцог Карл Август Саксен-Веймарский назначил его камергером при веймарском дворе; там он прославился остроумием, но тоже долго не ужился и впоследствии едко высмеивал придворные нравы в своих сатирических книгах.

С 1780 г. посвятил себя литературе и тайным обществам. Жил во Франкфурте-на-Майне, Гейдельберге, Ганновере, с 1790 г. и до смерти — в Бремене. Там он стал обер-капитаном британско-ганноверского правительства, покровительствовал любительскому театру. В 1795 г. серьезно заболел и в 1796 г. скончался в возрасте 44 лет.

Деятельность в тайных обществах

Гораздо большую известность, чем литература (кроме одной книги, имевшей особую судьбу), ему принесла деятельность в тайных обществах. Еще в 1773 он вступил в Касселе в масонскую ложу «К коронованному льву», принадлежащую к уставу Строгого послушания, претендовавшему на происхождение от ордена Храма, а потом в ложу «Вильгельмина Каролина» в Ганау. Будучи очень честолюбив, он достиг высших масонских степеней, став «рыцарем лебедя» (eques a cygno), и пытался провести в ложах реформы, но успеха не достиг.

В 1780 г. он познакомился с Адамом Вейсгауптом, несколько лет назад основавшим орден баварских иллюминатов, который тем не менее еще оставался малочисленным. Вступив в этот орден, Книгге, получивший по правилам ордена прозвище — «Филон», быстро стал правой рукой Вейсгаупта и главным теоретиком ордена после него. Получив задание организовать деятельность ордена в Северной Германии, он проявил колоссальную активность и завербовал несколько сот новых членов, в число которых, по некоторым сведениям, входил даже Гете. Он же вместе с Вейсгауптом разработал окончательную структуру и устав ордена.

Но уже в 1784 г. Книгге покинул орден иллюминатов, по одним сведениям — из-за теоретических разногласий с Вейсгауптом, по другим — не поделив с ним власть в ордене. После этого он пытался сам организовать другие тайные общества, но дальше проектов дело не пошло. Впрочем, недолгих лет сотрудничества с Вейсгауптом хватило, чтобы Книгге (в том числе и под именем «Филон») стал одним из главных пугал для сторонников теории заговора.

Серия: 250 лет со дня рождения фон Книгге. Портрет Адольфа Фрейхера фон Книгге, титульный лист его книги «Об обращении с людьми».

Серия: 250 лет со дня рождения фон Книгге. Портрет Адольфа Фрейхера фон Книгге, титульный лист его книги «Об обращении с людьми».


Громадной известностью пользовалась более века, позже в переработанном виде, его книга: «Ueber den Umgang mit Menschen» — собрание правил «обхождения с людьми всех сословий и положений». В свое время сочинение Книгге называлось — «сводом законов практической жизненной мудрости». Устанавливаемые ею правила, весьма сомнительного общественного макиавеллизма, ярко характеризуют нравы Германии последней четверти XVIII века. Книгге дебютировал романом «Der Roman meines Lebens»; затем следовали «Geschichte Peter Clausens» и полная юмора «Reise nach Braunschweig» (1792). Во всех произведениях он осмеивает сентиментальность своего времени. Собрание его сочинений вышло в 1804—1806.




СВОБОДА ПО КНИГГЕ

Самодисциплина является необходимым условием для руководства другими людьми. Сюда прежде всего относятся «формы обхождения» и «владение собственным настроением». Барон Адольф фон Книгге, которого совершенно неверно представляли как поборника мелочной регламентации правил поведения, нацеливал своей книгой 1788 года «Об обращении с людьми» не на что иное, как на обретение человеком собственного «я» и проявление уважения и внимательности к своим ближним. Что заставляло в то время относиться к нему с подозрением, так это то обстоятельство, что такого же уважения он требовал к людям, не принадлежавшим к дворянству.

Первые слова первой главы звучат так: «Достоинство каждого человека на свете сем зависит токмо от того, как он показывает себя в своих поступках»*.

Они могут послужить эпиграфом к этой книге. Дополняет он их таким образом: «Стремись к действительному совершенству, а не к одному только призраку оного!»**

Его мудрый совет владения собственным настроением таков: «Коль скоро заметят на лице твоем черты горести и отчаяния, то положение твое должно сделаться еще несноснее»***.

Дисциплина для Книгге прежде всего означает дисциплину против своих переменчивых чувств. И дис-

* Адольф Книгге. Об обращении с людьми. — Дубна: Феникс, 1994, с. 12.

** Там же, с. 14. ***Тамже, с. 14, 15.

циплину по отношению к собственным нуждам: «Чтобы не иметь нужды в пособии других людей, для сего ограниченность потребностей и благоразумное обуздание стремлений и пожеланий своих — суть самые надежные средства»*.

Дисциплина, которую требует Книгге, затрагивает тему человеческого общежития, взаимоуважения и чуть ли не религиозно обоснованной справедливости: «Едва ли есть правило столь общее, столь священное и столь надежное к достижению всегдашнего уважения и дружества, каково ненарушимое исполнение данного слова, даже в делах самых маловажных, верность обещаниям и всегдашняя справедливость во всех речах»**.

Само существо дисциплины нельзя выразить лучше, чем это сделал барон Адольф фон Книгге: «Будь строг, точен, исправен, деятелен и усерден по должности твоей! …[ведь] всякий охотно обращается и входит в дела с таким человеком, на точность коего в словах и поступках можно полагаться»***.

Что привело благородно воспитанного барона к таким глубоким взглядам? После ранней смерти обоих родителей все отцовское состояние из-за долгов перешло под принудительное управление кредиторов. Так пришла необходимость искать свое место среди чужих людей и подстраивать свое воспитание к новым обстоятельствам! Бедность, пожалуй, лучший наставник в дисциплине! И в положительном восприятии мира, ибо Книгге писал: «Сколь можно показывай постоянно веселое лицо!»**** Дисциплина запечатлевается на лице человека. Так что всегда «показывайте веселое лицо»!

* Там же, с. 18.
** Там же, с. 19.
*** Там же, с. 20.
**** Там же, с. 25.