Даниель Дефо (англ. Daniel Defoe; родился под именем Daniel Foe)


Даниель Дефо (англ. Daniel Defoe; родился под именем Daniel Foe)

Даниель Дефо (англ. Daniel Defoe; родился под именем Daniel Foe)


(около 1660, Криплгейт — 26 апреля 1731, Мурфилдс)



   ru.wikipedia.org


   Биография


   Родился в семье мясоторговца пресвитерианца, готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках.


   Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой — тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист, памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство.


   Публицистика


   Литературную деятельность Дефо начал политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик-публицист. Писал на разные политические темы. В одном из своих произведений — «Опыт проектов» — он предлагает усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры-менялы. «Английский банк», один из центров мирового финансового капитала в настоящее время, лишь открылся в то время.


   Особенно широкую популярность Дефо приобрёл со времени появления его памфлета «Истинный англичанин». Восемьдесят тысяч экземпляров было продано полулегально на улицах Лондона в течение нескольких дней. Появление этого памфлета было обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III. Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию, доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов, а новые — от французских лакеев, парикмахеров и гувернёров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов. После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошёлся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами. Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал. Он испробовал профессии торговца, моряка, журналиста, шпиона, политического деятеля, а в возрасте 59 лет стал писателем.


   Буржуазия вела борьбу с аристократией на всех фронтах, в частности и в области религии. И Дефо выступил с ехидным памфлетом под названием «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Аристократы и фанатики из духовенства эту сатиру приняли всерьёз, и совет расправиться с диссидентами виселицей сочли откровением. Но когда выяснилось, что Дефо довёл доводы сторонников господствующей церкви до абсурда и тем окончательно их дискредитировал, церковь и аристократия сочли себя скандализованным, добились ареста Дефо и суда над ним, которым он и был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу.


   Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осуждённым. Но буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». В нём он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.


   «Робинзон Крузо» Первое издание


Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Первое издание

Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Первое издание


   К художественному творчеству Дефо обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего «Робинзона Крузо». Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Дефо. В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но «Робинзон Крузо», читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается ещё «Капитан Сингльтон».


   «Робинзон Крузо» — ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра, первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века. Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке, обусловлено развитием английского торгового капитализма.


   С XVI века Англия становится главной колонизаторской страной, и в ней наиболее быстрым темпом развивается буржуазия и буржуазные отношения. Родоначальниками «Робинзона Крузо», как и других романов названного жанра, могут считаться описания подлинных путешествий, претендующие на точность, а не на художественность. Весьма вероятно, что непосредственным толчком к написанию «Робинзона Крузо» послужило одно такое произведение — «Путешествия вокруг света от 1708 до 1711 капитана Вудса Роджерса», — где повествуется и о том, как некий матрос Селькирк, шотландец по происхождению, прожил на одном необитаемом острове свыше четырёх лет.


   История Селькирка, существовавшего в действительности, наделала в то время много шума и была конечно известна Дефо. Появление описаний путешествий обусловлено прежде всего производственно-хозяйственной необходимостью, необходимостью приобретения навыков и опыта в деле мореплавания и колонизаторства. Этими книгами пользовались как путеводителями. По ним исправлялись географические карты, составлялось суждение об экономической и политической выгодности приобретения той или другой колонии.


   Некоторые «Путешествия» писались в форме дневника, другие — в форме отчёта или докладной записки, третьи имели повествовательную форму, но выдержанностью изложения не отличались. «Дневник» прерывался повествованием, в повествования включался дневник, в зависимости от требований точности передачи. Если требовалась особенная точность передачи разговора с каким-нибудь лицом, разговор записывался в форме драматического диалога; если требовалась точная передача последовательности ряда событий, они записывались в форме дневника с подразделением на часы и минуты; если требовалось описать что-либо менее детально, прибегали к повествованию.


   Но всегда в такого рода произведениях господствовала максимальная точность. Однако документальный жанр путешествий ещё до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путём накопления элементов вымысла. Но Дефо использует стиль «Путешествий». Его особенности, имевшие определённое практическое значение, в «Робинзоне Крузо» становятся литературным приёмом: язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы.


   В «Путешествиях» нельзя встретить, например, «бесконечное море», а лишь точное указание долготы и широты в градусах и минутах; солнце не восходит в каком-нибудь «абрикосовом тумане», а в 6 ч. 37 м; ветер не «ласкает» паруса, не «легкокрылый», а дует с северо-востока; они не сравниваются например по белизне и упругости с грудями молодых женщин, а описываются, как в учебниках мореходных школ. Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено этой манерой письма. Дефо тоже прерывает повествовательную форму драматическим диалогом (разговор Крузо с Пятницей и матросом Аткинсом), Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги, где в дебет записывается благо, в кредит — зло, а в остатке получается все же солидный актив.


   В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку — 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи. Крузо терпит много неудач.


   Буржуа не закрывал глаза на то, что в мире борьбы не все идёт гладко. В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора. В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире чисто буржуазной справедливости.


   «Робинзон Крузо» сыграл огромную роль в борьбе буржуазии с аристократией, он оформил идеологию восходящей буржуазии противопоставлением её творческой деятельности паразитизму отживавшей аристократии. Даже в чисто буржуазные отношения на своём острове Дефо втиснул феодальное начало, дабы ярче оттенить его никчёмность. Феодализм сделал попытку укорениться на острове в лице двух английских матросов-пиратов, отъявленных головорезов и лодырей. Они объявили весь остров своей собственностью и требовали от колонистов уплаты ренты за пользование землёй — захват крайне наглый и совершенно ни на чём не основанный, но в такой форме представлял себе буржуа историческое происхождение аристократии, земельной собственности и ренты.


   Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла. Но «Робинзон Крузо» никогда не пользовался широкой популярностью в среде аристократии. Дети аристократии не воспитывались на этой книге. Зато «Крузо», с его идеей перерождения человека в труде, всегда был любимой книгой буржуазии, и на этом «Erziehungsroman’е» построены целые системы воспитания. Ещё Жан Жак Руссо в своём «Эмиле» рекомендует «Робинзона Крузо» как единственное произведение, на котором должно воспитываться юношество.


   Буржуазные писатели охотно подражали «Робинзону Крузо». Из громадной литературы «Робинзонад» можно отметить «Нового Робинзона» Кампе (1779), в котором развит элемент индивидуализма: Робинзон очутился на острове без всяких запасов и инструментов и должен был все начинать голыми руками. «Швейцарский Робинзон» Висса заострён в сторону коллективизма: Робинзон очутился на острове с четырьмя сыновьями, разными по характеру и индивидуальным наклонностям. В первом «Робинзоне» ставится проблема развития производительных сил, во втором — развития общественных форм, разумеется с точки зрения буржуазии.


   Во всей остальной массе переделок центром служит жизнь Робинзона на острове, рассматриваемая с разных точек зрения. Другой характер «Робинзонада» приняла у так называемых продолжателей Дефо. Наиболее видные — Т. Смоллетт и Ф. Марриет. У них резко проявился уклон в сторону морской романтики и проповеди великодержавного британского империализма, обусловленной последующим этапом развития английской буржуазии, её укреплением в колониях, достижением мирового могущества.


   Влияние романа Дефо на европейскую литературу не исчерпывается порождённой им «Робинзонадой». Оно и шире и глубже. Дефо своим произведением ввёл чрезвычайно популярный впоследствии мотив опрощения, одиночества человека на лоне природы, благотворности общения с ней для его нравственного совершенствования. Этот мотив был развит Руссо и многократно варьировался его последователями (Бернарден де Сен Пьер и др.).


   Многим обязана «Робинзону» и техника западноевропейского романа. Искусство изображения характеров у Дефо, его изобретательность, выразившаяся в использовании новых ситуаций, — все это было большим достижением. Своими философскими и т. п. отступлениями, искусно переплетавшимися с основным изложением, Дефо поднял значение романа среди читателей, превратил его из книги для занятного времяпрепровождения в источник важных идей, в двигатель духовного развития. Этот приём был широко использован в XVIII веке.


   В России «Робинзон Крузо» стал известен через сто с лишним лет после своего появления в Англии. Это объясняется тем, что массовый неаристократический читатель в России появился только со второй половины XIX века.


   Характерно, что современник Дефо — Свифт — стал известен в России с середины XVIII века, а произведения Байрона и В. Скотта читались почти одновременно в Англии и России. Но зато со времени появления в России не только читателя-аристократа «Робинзон» не перестает переводиться и издаваться в разном объёме.


   Книга «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение его путешеств», малоизвестная русскому читателю среди прочего описывает путешествия Робинзона Крузо по землям Тартарии — землям бывшей Монгольской империи, которые позже вошли в состав Российской империи и СССР.


   Библиография


   The True Relation of the Apparition of one Mrs. Veal, 1706;
Robinson Crusoe, 1719;
Captain Singleton, 1720;
Moll Flanders, 1721;
Colonel Jack, 1721;
Journal of the Plague Year, 1722;
Roxana, 1724;
A Tour through Great Britain, 1724—1726;
A New Voyage round the World, 1725;
The Complete English Tradesman (апология наживы), 1725—1727;
The Political History of the Devil, 1726;
System of Magic, 1726;
Essay on the Reality of Apparitions, 1727. Изд. Д.: Scott, 1810; Hazlitt, 1840; Bohn, 1854—1855—1913; Aitken, 16 vv, 1895;
G. H. Moynadier, 16 vv. 1903;
Boston, Constable’s sumptuous reprints, 1924—1925;
«Abbey Classics» series. Переводы и издания в России: Робинзон Крузо, в двух частях, перев. с франц., СПб., 1843;
Робинзон Крузо, в двух тт. 200 рисунков Гранвилля, гравированных на камне и отпечатанных в два тона, новый перев. с франц., М., 1870;
Робинзон Крузо, перев. П. Кончаловского, М., 1888;
перев. М. Шишмаревой и З. Журавской, СПб., 1902;
перев. Л. Мурахиной, изд. Сытина, М., 1904, изд. 4-е, 1911 и мн. др.
Радости и горе знаменитой Молл Флэндерс, перев. П. Кончаловского, «Русское богатство», 1896 ЇЇ 1—4, отд. изд., М., 1903, со ст. В. Лесевича, Г. Геттнера, Тэна, П. С. Когана, В. М. Фриче;
Всеобщ. история литературы, под ред. Корша и Кирпичникова;
Каменский А. Даниель Дефо, его жизнь и деятельность, СПб., 1892 (в биографич. серии Павленкова);
Залшупин А., Англ. публицист XVII в., «Наблюдатель», 1892, Ї 6;
Лесевич В., Даниель Дефо как человек, писатель и общественный деятель, «Русск. богатство», 1893, ЇЇ 5, 7, 8;
Его же, По поводу «Молл Флэндерс» Д. Дефо, «Русск. богатство», 1896, Ї 1;
Алферов А. и др., «Десять чтений по литературе», М., 1895, изд. 2-е, М., 1903. Биографии Д. (англ.): Chambers, 1786; Lee, 1869; Morley H., 1889; Wright, 1894; Whitten, 1900.
Lamb, Hazlitt, Forster, Leslie Stephen, Minto, Masefield, W. P. Trent (Cambridge History of English Literature). На франц. яз.: Dottin, 3 vv., 1924. На немец. яз.: Horten F., Studien uber die Sprache Defoe’s, Bonn, 1914;
Schmidt R., Der Volkswille als realer Faktor des Verfassungslebens und D. Defoe, 1925;
Dibelius, Der englische Roman. На англ. яз.: Secord A. W., Studies in the narrative method of Defoe, 1924. Разыскания в области текста — Lannert G. L., 1910. Об источниках «Робинзона Крузо»: Nicholson W., 1919; Lucius L. Hubbard, 1921;
Lloyd’s Catalogue of edition of Robinson Crusoe and other books by and ref. to Defoe, L., 1915.





   Биография


Даниель Дефо

Даниель Дефо


   Будущий величайший английский писатель, основатель, европейского реалистического романа нового времени Даниель Дефо родился в Лондоне в 1660 или 1661 году (более точных сведений нет). Его отец Джеймс Фо был богатым торговцем мясом, свечным фабрикантом и знаменитым диссидентом-пуританином (то есть противником господствующей англиканской церкви).


   Воспитанный в религиозном духе, в четырнадцать лет Даниель Дефо был отдан в частную протестантскую школу в Ньюингтоне. Он всегда вспоминал об этой школе с теплыми чувствами, потому что она дала ему много нужных знаний, которые так понадобились ему в будущем. В девятнадцать лет Дефо завершил свою школьную учебу и по совету отца решил стать коммерсантом. Отец посылает его (для изучения бухгалтерии и торговой практики) в контору оптовой чулочной фирмы, которая находилась в лондонской Сети и имела связь с заграницей. Период учебы Дефо в Торговом доме в Сети закончился в начале 1685 года. В этом же году он открыл оптовую чулочную торговлю в Корнхилле. Его фирма существовала до 1694 года. До конца своих дней Даниель Дефо оставался образцовым английским негоциантом, торгуя винами, табаком, кирпичом и черепицей, неоднократно прибегая к очень рискованным делам, испытывая иногда банкротства, но каждый раз находя выход из самой затруднительной ситуации.


   Писатель всегда находился в середине политической и религиозной борьбы своей тревожной эпохи. Да, в 1685 году он принимает участие в восстании герцога Монмаута против политики Иакова II. Восстание было придушено, герцог Монмаут казнен, и Дефо едва смог спрятаться от преследования власти.


   В апреле 1687 года была подписана королевская декларация о завершении действий всех карательных законов, которые принадлежат к вероисповеданию. Именно эта декларация стала поводом для первого литературного выступления Дефо: в возрасте двадцати шести лет он пишет памфлет "Письмо с рассуждениями о последней декларации его высочеству относительно свободы совести", который характеризует Дефо как зрелого политического деятеля и писателя. Памфлет, направленный против королевской декларации, вызывал неудовлетворение большинства его друзей, которые не поняли его намерений, что было для Дефо источником большого разочарования. Под воздействием этого чувства он на время покинул только что начатые им литературные занятия и прибегал исключительно к торговым делам, которые он расширил и перенес за границу Англии, завязав коммерческие отношения с Испанией и Португалией. По его произведениям мы прослеживаем, что эти дела заставили его посетить Испанию, где он жил некоторое время.


   Начиная с 90-х лет XVII века, Даниель Дефо выступает как поэт-сатирик и публицист. Одним из наилучших образцов его публицистики есть трактат "Опыт о проектах" (1697), в котором автор рассматривает направления улучшения существующих социальных порядков путем реформы финансово коммерческого характера, улучшения путей сообщения, основания академии, введения женского образования. Памфлет "Ходатайства бедняка" (1698) разоблачал несправедливость законов, которые карают бедняков и защищают богачей. Особенное значение имела стихотворная сатира "Чистокровный англичанин" (1701), которая защищала Вильгельма III (голландца по происхождению), которого сторонники Стюартов обвиняли в том, что он не чистокровный англичанин и не имеет права занимать английский престол. В сатире автор напоминает, что история Англии - это, прежде всего, история сочетания разных народов, усилиями которых было созданное величие Большой Британии. Сатира приобрела большую популярность в народной среде, потому что утверждала право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, высмеивала и осуждала аристократическую напыщенность дворян. Дефо становится влиятельной политической фигурой.


   После гибели Вильгельма III к власти пришла Анна (1702- 1714). В стране усилилась реакция, начались преследования пуритан-диссидентов. В это время Дефо анонимно печатает памфлет-мистификацию "Кратчайший способ расправы с диссидентами" (1702), в котором он от имени фанатика-реакционера призывал посылать на эшафот всех, кто выступал против официальной церкви. Когда сатирический замысел писателя был раскрыт, памфлет сожгли, а Дефо очутился в тюрьме и после уплаты большого штрафа трижды выставлялся около позорного столба.


Даниель Дефо

Даниель Дефо


   В тюрьме Дефо написал "Гимн позорному столбу" (1703), которую толпа, которая собралась поддержать писателя, пела как народную песню в знак почета к автору. Освобождение из тюрьмы стало возможным лишь через согласие Дефо стать тайным агентом власти, и в течение многих лет он вынужден был выполнять тайные поручения правительства. Отметим, что 1703 год стал годом рождения феномена «Дефо»: - в литературе к своей родовой фамилии Фо именно в 1703 году он добавляет часть "де", и с этого времени энергичный торговец и популярный памфлетист Фо превращается в известного первоклассного журналиста-новатора, прогрессивного публициста (который, правда, теряет прежний радикализм и более осторожно выражает свое отношение к той или другой неурядице в обществе), а впоследствии величайшего писателя Дефо, который стал гордостью английской литературы и дал начало множества разновидностей жанра романа (приключенческий, биографический, психологический, исторический, криминальный, воспитательный и роман-путешествие).


   В течение десяти лет, с 1704 по 1713 год, Даниель Дефо регулярно печатает статьи в газете "Ревю", которую он практически самостоятельно выдает. Его журнально-публицистическая наследство, что насчитывает около четырехсот названий, было разнообразным по тематике: политика и экономика, история и литература, религия и мораль. Дефо значительно развил отечественную журналистику, дал ей могучий толчок для последующего развития.


   Некоторое время Даниель Дефо жил в Эдинбурге, где он приобрел множество знакомых и стал очень популярным. Жизнь в Шотландии ему так понравилась, что он даже хотел остаться там навсегда. В то время, когда обсуждался вопрос об объединении Англии и Шотландии в шотландском парламенте, вышла его поэма "Каледония", которая была написана в честь Шотландии; в 1707 году, после заключительного утверждения акта об объединении, Дефо написал "Историю объединения двух королевств".


   Но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как выдающийся романист, автор бессмертного "Робинзона Крузо". Дефо было 59 лет, когда появилась первая часть этой выдающейся книги (1719). Замысел романа возник на основе реальной истории, которая случилась с шотландским моряком Александром Селькирком, который на протяжении четырех лет (1704 - 1708) прожил на безлюдном острове Хуан Фернандес в Тихом океане, пока не был подобран кораблем под командованием Вудса Роджерса. Дефо прочитал об этих событиях в книге Роджерса "Плавания вокруг мира" (1712) и в очерке Стиля "История Александра Селькирка".


   Эти факты в творческом сознании писателя трансформировались в масштабное художественное полотно, которое поэтически воспело романтику путешествий и приключений и, в то же время, было преисполнено глубокими социально-философскими общениями, богатым жизненным опытом и личными авторскими наблюдениями. Герой Дефо - Робинзон Крузо - двадцать восемь лет живет на безлюдном острове и не только выживает, но и создает свой личный мир. В образе Робинзона автор воплощает многовековую историю борьбы человечества за существование, особенно подчеркивая определяющую роль труда. Напряженный труд и творческая деятельность ума составляют, по мнению Дефо, первоисточники превращения мира и духовного возвеличивания человека.


Даниель Дефо

Даниель Дефо


   Роман "Робинзон Крузо" имел феноменальный успех у читателя, что побудило писателя на создание продолжения. Им стал роман "Последующие приключения Робинзона Крузо" (1719), а через год "Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его виденьем ангельского мира" (1720). Художественный уровень и идейное содержание этих двух романов оказался значительно ниже первого.


   Это не остановило творческого воодушевления Дефо, и после "Робинзона Крузо" он пишет много романов разнообразной жанровой окрашенности: авантюрные романы "Молль Флендерс" (1722), "Полковник Джек" (1722), "Роксана" (1724), морской приключенческий роман, "Капитан Синглтон" (1720), исторический роман "Дневник чумного года" (1722), романы-мемуары, "Мемуары кавалера" (1720), "Мемуары английского офицера, капитана Джорджа Карлтона" (1728). В центре всех этих произведений, как правило, изображена фигура главного героя, который всего достигает в жизни силой своего ума, усилиями воли, старательностью и смекалкой, как и сам автор. Поэтому можно говорить об автобиографичном характере большинства центральных персонажей Дефо. Этому также способствует форма мемуаров, дневника, когда рассказ ведется от первого лица.


   В 1726 году вышло его большое произведение в трех томах "Путешествия Англией и Шотландией", которые доныне считают ценным историческим и статистическим материалом.


   Последний год жизни Даниель Дефо был омрачен ужасной бедой. Он получил жестокое, хотя, возможно, и заслуженное наказание со стороны обманутого им издателя Города. Последний начал преследовать его, а однажды даже напал на него со шпагой в руке; на радость, Дефо смог обезоружить своего противника. Под воздействием этой постоянной угрозы и преследований полностью разбитый болезнью семидесятилетний старец обезумел. Перепуганный угрозой мести со стороны обманутого им человека, он убежал от семьи и скрывался под чужим именем в разных городах Англии, постоянно переезжая с одного места в другое. Наконец в 1731 году Дефо вернулся в Лондон, где поселился в одном из отдаленных кварталов Сети, в Мурфилде. Здесь 26 апреля 1731 года, совсем одинокий и старый (ему пошел 71 год), умер знаменитый автор "Робинзона", живое предание английской литературы. Никто из родственников не знал о его гибели, поэтому его похоронила квартирная хозяйка, и вещи, которые остались после него, были проданы на аукционе, чтобы погасить расходы на похороны.