Маарри, аль-Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Танухи, Абуль аля аль Маари, Ахмед бен Абдуллах бен Сулейман (Abu l-Ala al-Maarri)


Маарри, аль-Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Танухи, Абуль аля аль Маари, Ахмед бен Абдуллах бен Сулейман (Abu l-Ala al-Maarri)

Маарри, аль-Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Танухи, Абуль аля аль Маари, Ахмед бен Абдуллах бен Сулейман (Abu l-Ala al-Maarri)


(973, город Мааррет-эн-Нуман, Сирия — 1057 или 1058, там же)



   ru.wikipedia.org


   Биография


  Родился в семье филолога в сирийском городе Мааррат Ан-Нуман. Уже на третьем году жизни потерял зрение, что, однако, не помешало ему приобрети огромный запас филологических знаний и написать более 30 сочинений различного содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике, лексикографии и пр. Образование получил в местных культурных центрах Сирии; начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од, подражая стилю ал-Мутанабби, которого считал своим учителем. Эти оды составляют значительную часть первого сборника Маарри названного «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива», «Sakt al-Zand», издан в Булаке 1286 хиджры; Каире 1304 хиджры; Бейрут, 1884). Это был «обязательный» для начинающего в то время поэта «высокий» жанр; но карьера придворного поэта не отвечала личности Абу-ль Аля, впоследствии утверждавшего, что «никогда не хвалил людей с корыстной целью».


  С 1010 Абу-ль Аля повёл замкнутую жизнь, «затворившись в трёх тюрьмах: тела, слепоты и одиночества». Окружённый толпами учеников, всеобщим уважением, он жил очень скромно, на доходы от уроков. Излишки передавал нуждающимся.


  Абу-ль Аля подвергался нападкам за вольнодумство, но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений. Из наиболее видных философско-литературных произведений Абу-ль Аля необходимо отметить большое собрание стихов «Люзум ма ля йальзам» («Необходимость того, что не было необходимым», «Luzum ma la jalzam», издан Бомбей, 1313 хиджры, Каир, 1309) и «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»).


  В заглавии первого указано на правило рифмы, которому добровольно следовал поэт (тождество согласных в предшествующем рифме слоге), и ряд новых нравственных требований, выставленных в этих стихах. Произведение представляет собой сборник философских стихотворений, пользующихся на востоке громкой славой. В нём Маарри проповедует веротерпимость, бичует суеверия, властолюбие духовенства и преклонение перед авторитетом, проводит принципы самоотверженной морали, которые противополагает началу деятельности, и в своём презрении к миру доходит до отрицания брака.


  Во втором произведении он даёт фантастические и лукавые сведения (в стиле Лукиана) о жизни и разговорах в загробном мире джахилийских поэтов, якобы помилованных Аллахом «зиндиках» — вольнодумцах, еретиках, — их взглядах и учениях.


  По-видимому это была книга в форме коранических откровений, излагавшая его учение; как и следовало ожидать, такое архикощунственное произведение не сохранилось. Из остальных сочинений (около 60), кроме писем, почти ничего не осталось.


  Не слишком много известно нам о жизни величайшего арабского поэта Абу-ль-Аля аль-Маарри (973–1057). Он родился в Сирии в семье мусульманского богослова, в четыре года перенес оспу и ослеп. Однако слепота не помешала будущему поэту изучить Коран и Сунну, освоить тогдашнюю опытную науку, изучить греческую философию. Возможно, слепота не была полной, аль-Маарри что-то видел, краешком одного глаза, и имел представление о голубизне неба и древесной зелени. Еще в детстве он увлекся поэзией. В молодые годы поэт с отцом совершил несколько путешествий, но большую часть жизни провел, став «узником двойной тюрьмы» — слепоты и добровольного заточения. Жил в родном селении Мааррат, питаясь чечевичной кашей, инжиром и овощами, одеваясь во власяницу. Слава о мудрости незрячего аскета облетела города и страны, и дом аль-Маарри стал местом паломничества юношей, желавших стать учениками мудреца.


  Большинство произведений аль-Маарри утрачено, и все же, кроме прозаических его сочинений и книг ранних стихов, сохранился ставший знаменитым диван «Лузумийят» («Обязательность необязательного»). Пожалуй, нельзя лучше назвать книгу философской лирики. И в самом деле, незыблемый общий закон движет миром, проявление главной идеи ощутимо и в мельчайших деталях бытия, в том, что кажется «необязательным». Так из тонких нитей, первоначально кажущихся случайными, и создается живая ткань поэзии, ее узор, поражающий воображение.


  Гениальный поэт всегда писал о самом главном: о жизни и смерти, о царящей в земном мире несправедливости, о порочности человека, о развращенности общества. Аль-Маарри прошел тяжким путем сомнений, жизнь казалась ему бесконечной цепью страданий. Но любовь к людям, сострадание были спасительны. Бесконечная жалость заставляла поэта взывать к современникам и требовать от них преодоления пороков, нравственного совершенствования — для их же блага. Свою последнюю надежду он возлагал на помощь небес, на высшую инстанцию.




   Биография


  Маарри, аль-Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Тану-хи, арабский поэт и мыслитель, родился в 973 г. в городе Мааррет-эн-Нурмаи, в Сирии, в семье высокообразованного филолога.


  Ослеп в трехлетнем возрасте; в детстве проявил необычайные способности к языкам и поэзии. Увлекался стихами странствующего поэта аль-Мутанабби и считал себя его учеником (915—965). Мутанабби выдавал себя за пророка и завоевал громадную популярность во всем арабском мире благодаря патриотической направленности своей поэзии. Маарри, аль-Маарри написал комментарий к дивану его стихов под названием «Чудо Аллаха».


  В книге стихов «Обязательность необязательного» выступает как философ-гуманист и критик социальной несправедливости. При этом он считал, что несправедливость вообще свойственна бытию, так как она присуща деяниям бога-творца. Воспевал человеческий разум, как основу познания, он считал, что до конца постичь истину человек не может.


  аль-Маарри видел цель жизни в служении людям, активно проповедовал умеренность и воздержание. В прозаических сочинениях «Послание о прощении» (1033) и «Послание об ангелах» высмеивал идею бессмертия души и представления о загробной жизни, полагая, что Земля возникла в результате естественного процесса. Писал усложненным языком, часто обращаясь к игре слов. Умер в 1057 году.