Биография -> Уильям Оккам (англ. William of Ockham) (цитаты)



Уильям Оккам (англ. William of Ockham)

Уильям Оккам (англ. William of Ockham)


(ок. 1285, Оккам, графство Суррей — 1349, Мюнхен)


ru.wikipedia.org

Биография

Учение

Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку — интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «чтойности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки — это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям — условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция — это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV—XVI веках).

Литература

- Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.
- Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Оккам. — М.: Мысль, 1978. — (Мыслители прошлого).
- Столяров А. А. Номинализм Оккама / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. — М.: Греко-латинский кабинет, 1995. — с.373-374.




Биография

Жизнь Оккама

Вильям Оккам родился в 1288 году в небольшой деревушке на юго-востоке Англии. Ничего не известно о его родителях или о его юности. Известно только, что он учился в Оксфорде, но так и не получил степень магистра. Когда позже он стал известен, его называли «более чем утонченным Доктором», хотя он и не обладал докторской степенью, и «почтенным недоучкой». Его называли также «непобедимым учителем». И на то были причины. Этот «недоучка», наряду с Дунсом Скоттом, Фомой Аквинским, и Ахмадом ибн Рашидом (Аверроизом), вошел в пятерку самых влиятельных умов средневековья. Можно сказать, что благодаря этим нескольким именам, средневековье, несмотря на то, что это время навсегда будет ассоциироваться с мракобесием и невежеством, всё же не было абсолютно потерянным для человечества, хотя по справедливости называется «темными веками». Оккам был одной из немногих звезд во тьме этих самых «темных веков».

Оккам ушел из Оксфорда в 1321 году. Вскоре, он присоединился к ордену францисканцев, и ввязался в полемику своего времени. 13 век был временем, когда ветер перемен с новой силой начинал дуть в Европе. Это была вторая волна ветра перемен, вскормленного еще кровью альбигойцев в 12 веке. Его труды очень быстро привлекли к себе внимание, и уже в 1324 году он был вызван на слушания в папскую резиденцию в Авиньене. Его обвиняли в ереси.

Отлучение Оккама

В чем состояла «ересь» Оккама? Будучи францисканцем, он был бессеребренником. Францисканцы, следуя учению св. Франциска, проповедовали бедность и самоограничение. Они часто являлись авторами статей, сравнивающих бедность Иисуса и апостолов, с роскошью папской власти. На встрече с Папой Иоанном XXII, он имел возможность выслушать обвинения в свой адрес и получить объяснение необходимости роскоши папского двора. Это «объяснения» убедили Оккама в том, что Папа Римский — сам является еретиком. Ему пришлось бежать из Авиньена, опасаясь преследования, и укрыться при дворе Луи IV Баварского, который был сам в конфликте со «святым престолом». За бегство из Авиньена, Оккам был отлучен от церкви. Он продолжал зарабатывать на жизнь как писатель политических и философских трудов, до его смерти в 1348 году.

Бритва Оккама


Бритва Оккама

Бритва Оккама


Но Оккам вошел в историю не потому, что критиковал сребролюбие церкви. В своих философских трудах, он разработал законы мышления и познания. Его законы оказались так важны для современной науки, что некоторые историки и философы называют его отцом современной эпистемологии (науки и познании). Виллем Оккам разработал такие принципы, которые позволяют исследователю создавать теории, объясняющие неизученные факты и феномены таким образом, чтобы выбирать наиболее логичное объяснение, и отсеивать нелогичные.

В лице Оккама в философии окончательно победил номинализм. Средневековый богословский спор между номинализмом и универсализмом — был продолжением спора между Платоном и Аристотелем. Суть спора сводилась к тому, является ли все, что мы видим, лишь отражением какой-то более великой реальности (универсализм), или же каждая вещь существует сама в себе (номинализм). Следуя Дунсу Скотту и Фоме Аквинскому, Оккам поставил точку в этом вопросе. Все свойства предметов, все абстракции и обобщения — являются производными от конкретных предметов, и не существуют сами по себе. Это было ударом по «миру совершенных идей» Платона, и в конечном итоге, позволило отказаться от бога как носителя «идеалов», от которого происходили бы отдельные сущности мира.

Также, Оккам был одним из отцов «естественной философии». Он сделал большой шаг в этом предмете благодаря своему открытию, которое многие считают самым важным из всего, что он сделал. Оккам открыл закон мышления, закон познания, который был позже назван в его честь «бритвой Оккама». В философии, этот закон называется еще законом «онтологической скупости». Его смысл в том, что когда исследователь стремится объяснить тот или иной факт, феномен, или явление, то самым логичным объяснением будет такое, в котором не будет лишних сущностей. Другими словами, всё, что не нужно на самом деле для объяснения факта, должно отсекаться. Как бритва сбривает лишнее, таки «бритва Оккама» выбрасывает и научной теории все то, что не нужно для ее объяснения.

Монах, обривший бога

Вся наука — это один большой пример «бритвы Оккама». Раньше люди придумывали духов, для того, чтобы объяснить любые феномены. Дождь, гром, молнию, болезни — чем страшнее был феномен, тем сильнее казались его боги. Христианская мифология пришла к тому, что одного бога достаточно, если у него в помощниках есть другие духи — злые и добрые ангелы, а так же святые. Позже, наука смогла объяснить многие природные явления исчерпывающим образом, не привлекая к этому вообще никаких потусторонних сил, а только при помощи естественных фактов и законов природы. Поэтому, Оккам и назван отцом «естественной философии».

Для нас, Оккам важен потому, что еще в начале 14 века он бросил вызов нашему солипсизму и суеверности. Он показал, что неправильно придумывать «потусторонние» объяснения. Вместо этого, нужно искать логичное и естественное объяснение, настоящее объяснение. И чем оно проще и элегантнее — тем больше вероятности, что оно окажется истинным. Вера в бога или богов, в потусторонние силы — это на самом деле очень неудачное объяснение. Ему приходится придумывать целую новую реальность, новое «потустороннее» измерение, которое бы потом могло служить «затычкой», и губителем любого поиска истины. «Откуда произошел мир?» - Бог создал. «Почему мой сосед заболел и умер?» - Бог призвал. «Почему началась гроза?» - Бог негодует на маловерных, открывает окна небесные, мечет молнию, гремит своим голосом. Такие ответы не только не способны ничего объяснить, но они также отталкивают человека от поиска настоящих ответов. Они «замыкают» его сознание. Дают ответ, который на самом деле ни на что не отвечает и ничего не объясняет. Долгое время, такие невежественные ответы считались допустимыми. До Оккама. Оккам разоблачил их нелогичность, и поставил науку на рельсы более продуктивной методики познания. Он стал монахом, обрившим религию.




Бритва Оккама


Уильям Оккам (англ. William of Ockham)

Уильям Оккам (англ. William of Ockham)


Классическая формулировка

"Не изобретать сущностей сверх необходимого."

Это изречение приписывают древнему философу Оккаму и называется "Бритвой Оккама". Другие идеи этого философа размыты в тумане веков, но Бритва надолго пережила своего автора и остается полезным правилом и в наше время. Смысл "бритвы" заключается в том, что во всяком рассуждении следует избегать придумывания новых понятий, терминов, слов, и тому подобного, если без них можно обойтись.

Возьмем, к примеру, свойство рычага.

Чем длиннее плечо рычага, тем меньшее усилие требуется к нему приложить.

Мы коротко сформулировали общеизвестное свойство. А теперь сформулируем его иначе.

Плечо рычага воплощает варр. Варр может бублить мощнее или слабее. Чем длиннее плечо рычага, тем мощнее бублит варр. Мощь варра вступает в грылизм с вашим усилием, дополняя его. Таким образом вам приходится напрягаться меньше, ибо грылизм бублящего варра помогает вам.

В общем-то сказано тоже самое, но насколько длиннее! Эта длинная фраза не является ошибочной: просто были "изобретены" лишние сущности: варр, бублить, грылизм. Человек, знакомый с механикой, может даже понять, что прячется под этими словами: варр - длина плеча рычага, грылизм - умножение, бублить - вычислять вращающий момент. Несмотря на то, что фраза не противоречит обычной физике, она гораздо труднее для понимания. Если можно обойтись меньшим числом сущностей, не нужно запутывать объяснение, вводя лишние. Даже если они не выдуманные.

Бритва Оккама - хорошее психологическое средство, помогающее унять безудержное словоблудие некоторых не в меру говорливых людей. Обычная (и естественная) защитная реакция: сказать, что Бритва Оккама в данном случае неприменима. Что ж, тогда мы сейчас докажем ее, чтобы было понятно, когда она применима, а когда нет.

Доказательство

Доказательство проведем в терминах логики высказываний. Слева будет текст, а справа - соответствующая формула. Смотря кому что понятнее.

Исходное утверждение - простое повторение (тавтология); считаем его за аксиому:

"Нужно столько, сколько нужно" A = A

Здесь буквой A обозначено количество чего-то, что нам "нужно".

Две части равенства одинаковы по смыслу, но разные по написанию. Обозначим их как A и B для большей наглядности, помня, что A = B (равны, но тоже по-разному написаны).

"Нужно столько, сколько нужно" A = B

Теперь сделаем два раза отрицание утверждения:

"Не не нужно столько, сколько нужно" ~(~(A = B))

не (A равно B) - все равно, что A не равно B:

"Не нужно не столько, сколько нужно" ~(A ? B)

Теперь рассмотрим утверждение неравенства: оно означает, что A меньше или больше B:

"Не нужно больше или меньше, чем нужно" ~(A > B A < B )

Раскорем скобки по правилу Де Моргана (булева алгебра):

"Не нужно больше, чем нужно и не нужно меньше, чем нужно" ~(A > B) & ~(A < B)

Утверждение X & Y, то каждое из утверждений X и Y тоже верно. В нашем случае X = ~(A > B), а Y = ~(A < B). Оставим пока в стороне случай Y (мы его рассмотрим позднее). Тем самым мы будем рассматривать только одну из возможных ситуаций, как говорится "частный случай".

"Не нужно больше, чем нужно" ~(A > B)

До сих пор мы рассматривали количество чего-то неопределенного. Это могли быть деньги, слова или мамонты. Например понятно, что для покупки арбуза не нужно денег больше, чем нужно денег для покупки арбуза. В утверждении есть место, куда можно вставить любое слово, которое можно сравнивать на больше или меньше. Это место отметим символом *:

"Не нужно * больше, чем нужно *" ~(A > B)

Логическая формула, как видите, не изменилась. И далее она не изменится, поскольку мы теперь будем выполнять не математические преобразования, а простые замены одних слов на другие, означающие совершенно то же самое (по крайней мере в этой фразе). Теперь заменим слово "больше" на слово "сверх":

"Не нужно * сверх того, сколько нужно *" ~(A > B)

Звучит чуть более напыщенно, но по смыслу то же самое. Теперь применим обычный прием естественного языка: уберем вторую звездочку (когда слово повторяется его обычно опускают):

"Не нужно * сверх того, сколько нужно" ~(A > B)

Теперь заменим "нужно" на "необходимо":

"Не нужно * сверх того, сколько необходимо" ~(A > B)

Теперь заменим одну форму слова на другую, не меняя смысл:

"Не нужно * сверх необходимого" ~(A > B)

Осталось подставить вместо * слова "изобретать сущностей". Это можно сделать, когда количество сущностей можно сравнить (как в примере выше).

"Не нужно изобретать сущностей сверх необходимого" ~(A > B)

Если теперь заменить констатацию факта "Не нужно изобретать" на лозунг "не изобретать", то мы прийдем к утверждению Оккама. Что и требовалось доказать.

Из этого доказательства выясняется, какие на самом деле ограничения у такого правила. Во-первых количество изобретенных сущностей должно поддаваться сравнению. Во-вторых, мы должны знать арифметику хотя бы на уровне первого класса, чтобы сравнивать числа на больше-меньше J. Первое условие - единственное сколько-нибудь серьезное.

Например, невозможно сравнить по сложности две теории, которые относятся к разным отраслям знания. Поэтому для такого сравнения Бритва Оккама неприменима. Например, нет смысла ругать физику за то, что в ней больше специальных терминов, чем в музыке (или наоборот).

А когда имеется два варианта решения одной проблемы, и оба из них достаточно хорошо служат своей цели, то лучше тот, который проще. И никакие отговорки о "применимости" - не оправдание.

Также можно обратить внимание на последний шаг доказательства, где происходит переход от простого утверждения к лозунгу-призыву. Бритва Оккама - это все-таки именно лозунг. Ему вполне можно и не следовать, но при этом мы неизбежно будем иметь чего-то больше, чем сами хотели.

Еще одно условие: не всегда можно сравнить два варианта точно, как в математике. Например, можно сформулировать правило рычага чуть по-другому, чуть-чуть короче. Что ж - разумно не тратить на упрощение времени сверх необходимого. Заметили, как последняя фраза похожа на Бритву Оккама? Об этом - читайте дальше!

Еще несколько "бритв"

В процессе доказательства мы дважды перешли от более общего случая к более узкому. Первый раз - когда оставили в стороне случай "меньше". Второй раз - когда выбрали конкретную измеряемую величину вместо символа *.

Если рассмотреть случай "меньше", то, выполнив все рассуждения точно по аналогии, получим брата-близнеца Бритвы Оккама:

"Не изобретать сущностей меньше необходимого."

Понятно, почему такой вариант не столь популярен. Он не вызывает особых сомнений. Если взять денег меньше, чем стоит арбуз, арбуз не купишь. Если построить теорию, которая объясняет меньше, чем хотелось,- она бесполезна. Не нужно изобретать сущностей сверх необходимого (лишние сложности), но не нужно изобретать и меньше, чем необходимо (а то вообще не будет работать).

Далее, если вместо * подставлять разные другие слова и выражения, то получим множество других "бритвоподобных правил". Не нужно тратить денег больше, необходимого. Не нужно спать меньше, чем необходимо. И так далее. Можно даже заменить слово "нужно" на что-то другое и получить правила вроде: неохота спать больше, чем хочется.

И последнее. В условиях, когда нельзя точно сравнить два варианта, небольшое (но именно небольшое!) нарушение Бритвы Оккама неизбежно. То ли мы потратим чуть-чуть больше ресурсов "про запас" (больше, чем необходимо), то ли пожертвуем чем-то несущественным (меньше, чем необходимо). Относитесь к этому так же спокойно, как к тому, что в магазине вам не взвешивают арбузы с точностью до миллиграмма.




Бритва Оккама

"Бритва Оккама" (Закон достаточного основания) - методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285-1349), в упрощенном виде гласящий: "Не следует множить сущее без необходимости" (либо "Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости"). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.

В издании "Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and Translated by Philotheus Boehner" (New York, 1957) специалист по истории средневековой философии Филотеус Бёнер сообщает, что чаще всего "Бритва Оккама" даётся автором в такой формулировке: "Без необходимости не следует утверждать многое" (lang-la | Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Более определённо Оккам выразился так: "...множественность никогда не следует полагать без необходимости... link все, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, - это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания".

Порой принцип выражается в словах "То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего" (lang-la | Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая историками формулировка "сущности не следует умножать без необходимости" (lang-la | Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается.

Однако то, что называют "Бритвой Оккама", не было сформулировано Оккамом, он всего лишь озвучил принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название "закон достаточного основания". "Бритва Оккама" - это лишь название принципа, а не его аттрибуция (указание на авторство).

Примеры

В числе известнейших примеров применения этого принципа служит ответ, который создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас дал императору Наполеону. Наполеон, якобы, спросил (полушутя, полусерьёзно): "Что-то я не вижу в Вашей теории места для Бога". На что Лаплас, якобы, ответил: "Сир, у меня не было нужды в этой гипотезе".

Когда ученики Платона попросили дать определение человека, величайший философ сказал: "Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев". Услышав это, Диоген поймал петуха, ощипал его, и принеся в Академию, объявил: "Вот платоновский человек!". После чего Платон вынужден был добавить к своему определению: "И с широкими ногтями".

Переформулированный на языке теории информации принцип "бритвы Оккама" гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной длины.

Альберт Эйнштейн переформулировал принцип «Лезвия Оккама» следующим образом: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

baku.ru




Бритва Оккама

В XIV веке Уильям Оккам был одним из самых известных философов своего времени, но сегодня мы знаем его лишь как автора принципа простоты, который он сформулировал в одной из своих книг, предложив «сбривать» лишнюю сложность в аргументации. Этот принцип получил название «бритва Оккама»* и звучал приблизительно так: «Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem», что означает: «Не нужно множить сущности без необходимости». Это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые.

Допустим, кто-то увидел яркий и необычный свет в ночном небе — неопознанный летающий объект. Конечно, можно предположить, что это огни космического корабля, управляемого инопланетянами. Однако такое объяснение требует множества излишних, по Оккаму, «допущений» — что существуют инопланетяне, что они умеют управлять межпланетными кораблями, что они проявляют интерес к планете Земля, что они не могут пролететь незамеченными (несмотря на свои передовые технологии) и т. п. Но для огней на небе существует множество других, более простых, объяснений — что это был самолет, или планета Венера (причина номер один «появления» всяческих НЛО), или пресловутые погодные зонды и т. п. Каждое из этих объяснений требует относительно небольшого количества допущений. И хотя никто не может доказать, что свет исходил не от инопланетного космического корабля, большинство из нас (сознательно или бессознательно) воспользуется бритвой Оккама и отвергнет это предположение.

Должен сказать, что, хотя ученые часто говорят о бритве Оккама и даже используют ее, когда речь идет о таких псевдонаучных вещах, как НЛО, я не припомню, чтобы к ней прибегали во время серьезных научных дискуссий. Причина, я думаю, в том, что ученые чувствуют себя неуютно, когда им приходится использовать философские аргументы, а имея под рукой надежные экспериментальные данные, незачем прибегать к общим соображениям. Иными словами, выбирая между теориями А и В, ученый будет полагаться на наблюдения и экспериментальные данные, а не на философские принципы вроде бритвы Оккама. В этом отношении бритва Оккама подобна критерию красоты — ученым удобно, что они существуют, они даже не сомневаются в их правильности, но редко используют их в работе.

* Любопытно, что в авторитетнейшем Словаре научных биографий в статье об Оккаме, занимающей несколько страниц, ни разу не упоминается его «бритва». — Прим. автора.

elementy.ru/trefil/34




Бритва Оккама



Под изголовье Фудзиямы
Несу я боль свою, как дань.
И алым кончиком катаны
Рисую трепетную лань.

И принимая боль, смеется
Вулкана красный полусвет.
Лишь кровь стихами отзовется:
«Я не убийца, я поэт…».

Когда взорвется сталь Оккама,
И боль сойдет из сети ран,
Мне скажет тихо Фудзияма:
«Я не убийца… Я вулкан…»
Руслан Галеев. Бритва Оккама

Что такое «Бритва Оккама»

«Бритва Оккама» (Закон достаточного основания) – методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285 – 1349), в упрощенном виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии, или принципом простоты.

В издании «Ockam. Philosophical Writings. A Selection Edited and Translated by Philotheus Boehner» (New York, 1957) специалист по истории средневековой философии Филотеус Бенер сообщает, что чаще всего «Бритва Оккама» дается автором в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (лат. Pluralitas non est ponenda sine necessitate).

Более определенно Оккам выразился так: «…множественность никогда не следует полагать без необходимости… [но] всё, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, – это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания».

Иногда принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (лат. Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается.

То, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, – он всего лишь озвучил принцип, известный еще со времен Аристотеля и в логике носящий название «Закон достаточного основания».

Упрощенно смысл «бритвы Оккама» иногда объясняют так: во всякой теории (гипотезе, рассуждении) следует избегать создания новых понятий, терминов, определений и т.п. сущностей, если без них можно обойтись.

Почему в названии слово «бритва»? Потому что срезает лишнее!

Примеры

• В числе известнейших примеров применения этого принципа служит ответ, который создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас дал императору Наполеону. Наполеон, якобы, спросил (полушутя, полусерьезно): «Что-то я не вижу в Вашей теории места для Бога». На что Лаплас, якобы, ответил: «Сир, у меня не было нужды в этой гипотезе».
• Когда ученики Платона попросили дать определение человека, величайший философ сказал: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». Услышав это, Диоген поймал петуха, ощипал его, и принеся в Академию, объявил: «Вот платоновский человек!». После чего Платон вынужден был добавить к своему определению: «И с широкими ногтями».
• Переформулированный на языке теории информации принцип «бритвы Оккама» гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной длины.

Кто такой Оккам

ОККАМ (Ockham, Occam) Уильям (ок. 1285, г. Оккам, графство Суррей, Англия – ок. 1349, Мюнхен, Бавария), английский философ и теолог, францисканский монах, церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV в., один из последних видных представителей схоластики.

Еще во время обучения в Оксфорде вступил во францисканский орден. После окончания образования философ остается в Оксфорде преподавать теологию и философию. Активно поддерживал главу францисканского ордена Михаила из Цезены в его споре с папой. В 1323 г. в связи с обвинением в ереси (за высказывания о примате светской власти над властью папы) был вызван папой Иоанном XXII и заточен в тюрьму в Авиньоне, где находился в течение 4-х лет. В 1328 г. ему удалось бежать в Германию к врагу папы, императору Людовику IV Баварскому, которому, по преданию, сказал: «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером!». Был отлучен от церкви. Обосновавшись в Мюнхене, Оккам оставался там до самой смерти.

Как политический писатель Оккам выступал против претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и светской власти; отстаивал принцип «евангелической бедности», предвосхитив во многом идеи Реформации.

Оккам был одним из крупнейших логиков средневековья, виднейшим представителем номинализма. Благодаря виртуозному владению искусством диалектики он получил от учеников прозвище «Doctor Invincibilis» (Непобедимый Учитель).

Ему принадлежит идея о том, что значение термина всецело определяется его функцией в высказывании; в разработанной им теории консеквенции он фактически различал материальную и формальную импликацию, сформулировал принцип двойственности для конъюнкции и дизъюнкции. Первичным познанием, по Оккаму, является интуитивное, которое включает внешние восприятия и интроспекцию. Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: «сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, позже получивший название «бритва Оккама», сыграл важную роль в борьбе против ср.-век. реализма, теории «скрытых качеств», ненаблюдаемых «сущностей» и т.п.

«Бритва Оккама» может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок «принципа простоты», требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений. Принцип простоты проходит через всю историю естественных наук. Многие крупнейшие естествоиспытатели указывали, что он неоднократно играл руководящую роль в их исследованиях. В частности, Ньютон выдвигал особое методологическое требование «не излишествовать» в причинах при объяснении явлений. Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (простота в смысле удобства манипулирования, легкости изучения; простота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения; независимость таких допущений и т.д.). Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок непосредственно связано с повышением эмпирической надежности теоретического обобщения.

В логике стремление к «экономии исходных допущений» выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться из остальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода. С «бритвой Оккама» определенным образом связано и следующее обычное требование к доказательству: в числе его посылок не должно быть «лишних утверждений», т. е. утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого тезиса. Это требование «экономии посылок» не является, конечно, необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определение доказательства. Доказательство с «излишними» или чересчур сильными посылками в каком-то смысле несовершенно, но оно остается доказательством.

Оккам придерживался мнения, что «простейшие объяснения – самые лучшие». Опираясь на этот принцип, он приступил к решению проблемы универсалий, однако направил свои рассуждения в иное русло, чем его предшественники. В работах «Сумма всей логики», «Естественная философия», «Сумма логики» он доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них. Оккам ни в коем случае не отрицал полезности универсалий, однако он не признавал их реальность.

Следуя схоластическому методу, Оккам создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского и Дунса Скотта. По его мнению, мир состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Всякое истинное знание возможно получить только эмпирически, с помощью органов чувств. Ввиду того, что нет реально существующих универсалий, которые можно было бы созерцать в сознании, разум не может доказать ничего, опираясь только на свои собственные силы. Именно поэтому Оккам, в отличие от Ансельма Кентерберийского считает недопустимыми не только доказательства бытия Бога, но даже сами попытки познать Бога, опираясь только на разум. Следуя за Дунсом Скоттом, Оккам провозглашает, что Бог понимается не разумом (Фома Аквинский, Альберт Великий) и не освещением (Бонавентура), а только верой. Именно веру и интуитивное познание Оккам считает инструментами теологии, а разум может помочь лишь в поиске аргументов. Работы Оккама положили конец попыткам синтеза веры и разума. Разуму полагалось заниматься изучением природы, а вере – постигать Бога.

Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии, а также послужила исходным пунктом для развития современной динамики. Взгляды, которых придерживался Оккам, получили название «современного пути» по сравнению со «старым путем» Фомы Аквинского и Дунса Скотта. Оккам оказал значительное влияние на последующее развитие логики и философии, особенно на Ж. Буридана, Николая из Отрекура и Т. Гоббса. Именно на философии Оккама и были воспитаны Мартин Лютер и другие протестантские реформаторы.

(По материалам «Большой Советской Энциклопедии» и «Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия»)