Притчи


  Могущество пера
   Я слышал, что в Иране был такой обычай: когда Царь воевал, он имел часть войска, хорошо организованную и хорошо снабженную, одетую в черное платье. В тот момент, когда битва становилась ожесточенной, этой части войска приказывали выйти вперед всего войска и продолжать битву.
   Случилось, что из Туркестана пришло большое войско, около пятидесяти тысяч человек, и дело шло к войне. Этот царь горделиво воссел с несколькими своими приближенными. Ему хотелось отложить битву на другой день. Он потребовал пенал и перо и написал на куске бумаги: *Скажите, чтобы часть войска, одетая в черное, возвратилась*, — и послал это своему визирю.
   Визирь прочел, но это ему не понравилось. Он взял из своего сафьянового сапога пенал, достал перо и добавил к записке царя одну букву и одну точку. После этого написанное царем приобрело следующий вид: *Скажите, чтобы военачальники войска не возвращали*, и визирь отправил эту записку войскам. В войске прочли письмо, бросились вперед и разбили туркестанское войско. Поэтому в книге *Жизнеописания царей* написано, что одной точкой пера однажды было разбито пятьдесят тысяч сабель.
   (притча от Омара Хайяма)


  Сознание впереди
   Один молодой человек, изучавший дзэн под руководством Банкея, увлекался боевыми искусствами. Однажды, решив проверить силу духа наставника, он напал на Банкея с копьем, когда тот сидел, ничего не подозревая.
   Банкей спокойно отразил удар своими четками. Потом он сказал молодому человеку:
   — Техника ваша еще не совершенна; ваше сознание двинулось первым.
   (дзэнская притча)


  Солдаты человечества
   Однажды одна из дивизий японской армии участвовала в военных учениях, и несколько офицеров сочли необходимым разместиться в храме Гадзана.
   Гадзан сказал своему повару:
   — Давай офицерам такую же простую пищу, как и нам.
   Это очень рассердило вояк, так как они привыкли к очень почтительному отношению. Один из них отправился к Гадзану и сказал:
   — Как ты думаешь, кто мы? Мы — солдаты, жертвующие жизнями за свою страну. Почему ты не обращаешься с нами, как подобает?
   Гадзан сурово ответил:
   — А как ты думаешь, кто мы? Мы — солдаты человечества, наша цель — спасение всего сущего.
   (дзэнская притча)


  Подумай о гусенице
   Гусеница проводит большую часть своей жизни на земле, завидуя птицам и негодуя на свою судьбу и форму. *Я самое несчастное из всех созданий*, думает она. *Безобразное, отталкивающее, и осужденное ползать по земле*.
   Однажды, все же, Мать Природа попросила гусеницу сделать кокон. Гусеница изумилась, (она никогда не делала до этого коконов). Она подумала, что построит себе могилу и подготовится умереть. Хотя и несчастная в жизни, которую она провела до сих пор, она пожаловалась Богу: *Как только я привыкла к этому положению вещей, Господин, ты забираешь то немногое, что у меня есть*. В отчаяние, она завернулась в кокон и стала ждать конца.
   Несколько дней спустя, гусеница увидела, что превратилась в прекрасную бабочку. Она стала способна летать в небе и необычайно восхитилась этому.
   Она пришла в удивление от жизни и от замыслов Бога.
   (притча от Пауло Коэльо)


  Сильный ветер
   Путешественник обратился к отцу-настоятелю монастыря в Сцете.
   — Я хочу сделать мою жизнь лучше, — сказал он. — Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей.
   Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику:
   — Здесь немного жарко. Я буду благодарен, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесешь его сюда чтобы остудить комнату.
   — Это невозможно, — сказал странник.
   — Также невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу, — ответил монах. — Но если ты знаешь, как сказать нет искушению, они не причинят тебе никакого вреда.
   (притча от Пауло Коэльо)


  Пастух и саньясин
   Пастух увидел человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался задуматься, подражая человеку. Он начал пересчитывать своих баранов и взвешивать выгоду руна их.
   Оба сидели молча. Наконец, пастух спросил:
   — Господин, о чем думаешь ты?
   Тот сказал:
   — О Боге.
   Пастух спросил:
   — Знаешь ли, о чем думал я?
   — Тоже о Боге
   — Ошибаешься, о выгоде продажи руна.
   — Истинно, тоже о Боге. Только моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва сходить на базар. Но может быть, он на пути встретит разбойника, который поможет ему обратиться к этому дереву.
   (буддийская притча)


  Принять название
   (даосская притча)
   Муж по прозванию Филигранщик увиделся с Лао-Цзы и спросил:
   — Я слышал, что вы, учитель, мудрый человек, и поэтому пришел с вами повидаться. Меня не удержала и дальняя дорога. Прошел мимо сотни постоялых дворов, ноги покрылись мозолями, но не смел остановиться. Ныне же я увидел, что вы не мудрец: у мышиных нор остатки риса, бросать его как попало — не милосердно. У вас полно и сырого и вареного, а вы собираете и накапливаете без предела.
   Лао-Цзы с безразличным видом промолчал.
   На другой день Филигранщик снова увиделся с Лао-Цзы и сказал:
   — Вчера я над вами насмехался. Почему же сегодня мое сердце искренне от этого отказывается?
   — Я сам считал, что избавился от тех, кто ловко узнает проницательных и мудрых, — ответил Лао-Цзы. — Если бы вчера вы назвали меня волом, и я назвался бы волом; назвали бы меня конем, и я назвался бы конем. Если, встретив какую-то сущность, кто-то дает ей название, то, не приняв названия, примешь от такого беду. Я покорился не оттого, что был покорен, а покорился, не изменившись.
   Филигранщик пошел бочком, избегая его тени, вошел прямо в дом, не сняв обуви, и спросил:
   — Как же мне совершенствоваться?
   — Ведешь себя высокомерно, смотришь дерзко, — сказал Лао-Цзы. — Лоб у тебя высокий и простой, а рычишь, словно тигр, вид неестественный. Стоишь, будто конь на привязи. Умчался бы, а насильно себя удерживаешь. Кинешься — так стрелой, разбираешься — так в мелочах, прознал все хитрости, а смотришь безмятежно. Никто не найдет тебя достойным доверия. На окраинах бывают такие, и имя им — воры.