Мудрые мысли

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

(30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя — 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя)

Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Цитата: 154 - 170 из 260

  Никакой наукой не составите общества, если нет благородного материала, живой и доброй воли, чтоб жить честно и любовно. Наука укажет выгоды и докажет только, что выгоднее всего быть честным.


  Никакой туман не устоит против лучей правды.


  Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы.


  Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.


  Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело — тем более тут эгоизма. Люби самого себя — вот одно правило, которое я признаю. Жизнь — коммерческая сделка…


  Новая философия, новый образ жизни не даются даром. Даются они ценой бесконечного терпения и огромных усилий.


  Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.


  О, ради бога, не считайте, что любить родину - значит ругать иностранцев. (*Зимние заметки о летних впечатлениях*, 1863)


  Общественных гражданских идеалов, не связанных органически с идеалами нравственными, не существовало никогда, да и не может существовать!


  Ограниченному обыкновенному человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.


  Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.


  Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточничества, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе.


  Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.


  Осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека.


  Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.


  Париж - это самый нравственный и самый добродетельный город на всем земном шаре. Что за порядок! Какое благоразумие, какие определенные и прочно установившиеся отношения; как все обеспечено и разлиновано; как все довольны, как все стараются уверить себя, что довольны и совершенно счастливы, и как все, наконец, до того достарались, что и действительно уверили себя, что довольны и совершенно счастливы, и... и... остановились на этом. Далее и дороги нет. (*Зимние заметки о летних впечатлениях*, 1863)


  Париж удивительный город. И что за комфорт, что за всевозможные удобства для тех, которые имеют право на удобства, и опять-таки какой порядок, какое, так сказать, затишье порядка. Я все возвращаюсь к порядку. Право, еще немного, и полуторамиллионный Париж обратится в какой-нибудь окаменелый, в затишье и порядке профессорский немецкий городок, вроде, например, какого-нибудь Гейдельберга. (*Зимние заметки о летних впечатлениях*, 1863)