Мудрые мысли

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

(28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Русский филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.

Цитата: 52 - 68 из 100

  Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


  Нелепо сравнивать культуры *по росту* - кто выше, а кто ниже. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


  Нельзя безразлично относиться к своему будущему. («Мысли о России»)


  Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу! (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


  Ни в одной стране мира с самого начала ее возникновения литература не играла такой огромной государственной и общественной роли, как у восточных славян. («Русская культура»)


  О библиотекарях: «Вы — главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще всё идёт напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы — библиотекари».


  Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека. Невежество и полузнайство - это почти болезнь.


  Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


  Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.


  Отношение природы и человека — это отношение двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником.


  Память противостоит уничтожающей силе времени.


  По особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


  Подделка под старое убивает старое.


  Преподавание истории, литературы, искусств, пения призвано расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь. («Ценности культуры»)


  Прожив большую жизнь от самого начала века до его приближающегося конца, я имею не книжные, а самые непосредственные впечатления от русской истории: впечатления „на собственной коже“. Для меня, например, памятны Николай II, Александра Федоровна, наследник-цецаревич, великие княжны, стары дореволюционный Петербург — его мастеровые, балерины. Революция и пулеметные очереди у стен Петропавловской крепости со стороны Артиллерийского музея, а затем выстрелы из наганов на кладбище Соловков, видения прячущихся в мороз в Ленинграде 32-го года по парадным крестьянок с детьми, проработки плачущих от стыда и бессилия ученых в стенах университета и Пушкинского дома, ужасы блокады — все это в моей зрительной и слуховой памяти. («Размышления о русской истории»)


  Произведения искусства существуют вне времени. Но для того, чтобы ощутить их вневременность, необходимо понять их исторически. Исторический подход делает произведения искусства вечными, выводит за пределы своей эпохи, делает их понятными и действенными в наше время. Это — на грани парадокса. («Непрофессионально об искусстве»)


  … Пусть всё погибнет, останутся только библиотеки — и тогда сохранится жизнь и сохраниться культура.