Мудрые мысли

Саади (Муслитхаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин, Саади — выбранный самостоятельно псевдоним)

Саади (Муслитхаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин, Саади — выбранный самостоятельно псевдоним)

(ок. 1181...1210, Шираз - ок. 1291...1292, Шираз)

Шейх ширазский, персидский мыслитель, поэт-моралист Персии, представитель практического, житейского суфизма. Воспевал наслаждение жизнью, божью благодать, милость *сильных*. Свыше 20 лет странствовал в одежде дервиша. Автор поэмы *Бустан* (1256 - 1257) и книги притчей в прозе и стихах *Гулистан* (1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи.

Цитата: 18 - 34 из 131

  Должно ли жаловаться на прекрасный небесный свет только потому, что летучие мыши не могут выносить лучей солнца? Лучше пусть тысячи летучих мышей ослепнут, чем ослабнет из-за них солнечный свет.


  Достаточное количество пищи - тебя держит. Излишек же придется носить твоим ногам.


  Думать, что бессильный враг не может вредить, это думать, что искра не может произвести пожара.


  Если бы не власть желудка, ни одна птица не попала бы в силки охотника, да и сам охотник не ставил бы силков.


  Если бы осел, на котором ездил Иисус, был взят в Мекку, он вернулся бы оттуда по-прежнему ослом.


  Если в рай после смерти меня поведут без тебя, -
Я закрою глаза, чтобы светлого рая не видеть.
Ведь в раю без тебя мне придется сгорать, как в аду,
Нет, Аллах не захочет меня так жестоко обидеть!
(*Кыта*, пер. В. Державина)


  Если мудрец попадает к глупцам, не должен он ждать от них почета, а если глупец болтовней своей победит мудреца, то нет в этом ничего удивительного, ибо камнем можно расколоть алмаз.


  Если мудрецу среди невоспитанных людей не удастся сказать слова, не удивляйся: звук лютни не слышен во время грохота барабана, а аромат амбры пропадает от вони чеснока.


  Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.


  Знайте, что у безрадостного найдется во сто раз больше отвращения к умному, чем у умного нерасположения к безрассудному.


  Знать меру следует во всем, везде.
Знать меру надо в дружбе и вражде.


  Из всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого.


  Иных уж нет, а те далече.


  История 1

Дервиш так молился: “О, Господь, негодяям этим милости яви, ведь хорошим людям Ты уже помог, сделав их из милости достойными людьми”.
(пер. И. Бугаева)


  Каждому из нас суждено умереть - но не стоит класть голову в пасть льву.


  Коль вдруг муравьи сообща нападут,
Осилят и льва, как бы ни был он лют.


  Коль горе чужое тебя не заставит страдать,
Возможно ль тебя человеком тогда называть?