Мудрые мысли

Саади (Муслитхаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин, Саади — выбранный самостоятельно псевдоним)

Саади (Муслитхаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин, Саади — выбранный самостоятельно псевдоним)

(ок. 1181...1210, Шираз - ок. 1291...1292, Шираз)

Шейх ширазский, персидский мыслитель, поэт-моралист Персии, представитель практического, житейского суфизма. Воспевал наслаждение жизнью, божью благодать, милость *сильных*. Свыше 20 лет странствовал в одежде дервиша. Автор поэмы *Бустан* (1256 - 1257) и книги притчей в прозе и стихах *Гулистан* (1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи.

Цитата: 52 - 68 из 131

  Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками.


  Максима 21

Все то, что делается быстро, не может долговечным быть.

В Китае, слышал я, должно пройти дней сорок,
Чтоб глина стала чашей из фарфора.
В Багдаде делают по сотне чашек в день,
Да вот цена низка на эту дребедень.
(пер. И. Бугаева)


  Максима 22

Терпение в делах ведет к успеху, а опрометчивого неудача ждет.

Не раз в пустыне мне случалось увидать,
Как может быстрого неспешный обогнать.
Скакун, что мчался вихрем, вдруг падет,
А вот верблюд спокойно движется вперед.
(пер. И. Бугаева)


  Максима 51

Лишенный храбрости мужчина – это баба, но смелость алчная – бандит с большой дороги.

О ты, одежды белые надевший напоказ,
Зря ждешь ты одобрения, ведь книга дел черна.
Должна держаться вдалеке от мира этого рука,
Тогда не важно, какова у рукава длина.
(пер. И. Бугаева)


  Максима 52

Сердца двоих печаль не покидает, погружены они в трясину разногласий: купец у судна, потерпевшего крушенье, и юноша, меж каландарами сидящий.

Бывает, дервиши сочтут возможным даже кровь пролить,
Коль к достоянью твоему, не могут доступ получить.
Держись подальше от друзей, что голубой одели плащ,
Или с имуществом своим сумей проститься, и не плачь.
Когда с погонщиком слонов случится дружбу завести,
Тебе понадобится дом, в который может слон войти.
(пер. И. Бугаева)


  Максима 71

Всевышний видит все грехи, но он молчит, сосед их и не видит, да кричит.

Да будет нам защитою Аллах!
Оставят ли кого-нибудь в покое люди,
Коль слабость наша им известна будет? (пер. И. Бугаева)


  Максима 75

Три шестерки нужны игроку, только вышли ему три туза.

Приятней выпас, чем дорожка круговая,
Но выбор скакуну никто не предлагает.
(пер. И. Бугаева)


  Максима 79

Людям зубы горе разъедает, у кази их разъедает сладость.

Пятью огурцами подкупишь кази,
И десять бахчей, он докажет, – твои.
(пер. И. Бугаева)


  Максима 80

Что остается делать старой шлюхе? Да только целомудренностью клясться. И дряхлый стражник тоже заявляет, что никогда он никого не притеснял.

Только юный, что в углу сидит – рыцарь на Божественном пути,
Ведь старик сидит в своем углу просто потому, что встать не может.
Юноша, чтоб похоть победить, должен силу духа обрести,
Старый и хотел бы вспомнить страсть, только у него уж встать не может.
(пер. И. Бугаева)


  Миловать злых - значит притеснять добрых, а прощать притеснителей - значит угнетать притесненных.


  Мир — это бытие между двумя небытиями.


  Молчаливо сидящий в углу, прикусивши язык,
Лучше тех, кто язык за зубами держать не привык.


  Мудрец подобен лотку москательщика: молчаливо показывает он свои совершенства; а глупец, как походный барабан: обладает громким голосом, а внутри пуст и ничтожен.


  Мужество — не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество — в том, чтобы владеть собой и быть справедливым.


  Мужество — не в силе руки, а в том, чтобы владеть собой и быть справедливым.


  Мускус — то, что обладает ароматом, а не то, о чем москательщик говорит, что это мускус.


  Мы не того мужчиною зовем,
Кто яростью сравнится со слоном.
Кто в сильном гневе чепухи не мелет,
*Вот он мужчина*, - говорим о нем.