Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

(21 октября 1790, Макон — 28 февраля 1869, Париж)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)


  Альфонс де Ламартин в нашем цитатнике


«Ламартин у Отеля-Де-Вилль отвергает красный флаг» 25 февраля 1818 г. Картина Феликса-Эмманюэля-Анри Филиппото . Ламартин говорил, что красный флаг символизирует революционное насилие и должен быть немедленно убран после окончания борьбы.

«Ламартин у Отеля-Де-Вилль отвергает красный флаг» 25 февраля 1818 г. Картина Феликса-Эмманюэля-Анри Филиппото . Ламартин говорил, что красный флаг символизирует революционное насилие и должен быть немедленно убран после окончания борьбы.


Анри Декен (Henri Decaisne). Портрет Альфонса де Ламартина, 1830.

Анри Декен (Henri Decaisne). Портрет Альфонса де Ламартина, 1830.


Издание: Oeuvres completes de Lamartine, publiees et inedites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860–1863 (общий вид томов и титульный лист тома 37).

Издание: Oeuvres completes de Lamartine, publiees et inedites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860–1863 (общий вид томов и титульный лист тома 37).


Издание: Oeuvres completes de Lamartine, publiees et inedites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860–1863 (общий вид томов и титульный лист тома 37).

Издание: Oeuvres completes de Lamartine, publiees et inedites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860–1863 (общий вид томов и титульный лист тома 37).


Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)


Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)


Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)


Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)


Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)


Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Альфонс де Ламартин (фр. Alphonse Marie Louis de Prat de Lamartine)

Биография (Г.Рабинович)

После того как разум, любимец просветителей, сделал свое дело — воспитал умы и наточил клинки, сокрушившие Бастилию, он был взят под серьезное подозрение, а кое-где даже предай анафеме. Часть врагов не могла ему простить горестной судьбы старой Бастилии, другая часть опасалась, что он проявит непочтительность к поднявшемуся над развалинами рухнувшей крепости храму коммерции, на решетчатом фасаде которого из-под вывески «Биржа» уже почти не проступали слова «Свобода. Равенство. Братство». Среди его гонителей были и такие, которые не без оснований считали себя обманутыми: обещанное просветителями блистательное царство разума не наступило, зато воцарилась подлейшая власть чистогана.

В начале XIX столетия появились писатели и поэты, провозгласившие себя служителями нового кумира — этим кумиром было чувство. В числе самых ревностных его жрецов оказался Альфонс де Ламартин.

Ламартин происходил из обедневшей дворянской семьи; и отец его, и мать, убежденные роялисты и католики, постарались передать свои взгляды сыну. Первой его книгой для чтения была библия, первым воспитателем — аббат Дюмон, а вслед за аббатом — отцы-иезуиты из коллежа в Белле. Подобно своим родителям он чтил религию, проклинал революцию и ненавидел Наполеона; с первых дней Реставрации Ламартин верно служил Бурбонам — сначала в личной гвардии Людовика XVIII, позже — на дипломатическом поприще.

Дипломатическая карьера Ламартина развивалась вполне успешно — он довольно быстро прошел путь от секретаря посольства до чрезвычайного и полномочного посланника. Что же касается его литературной карьеры, то она была просто ослепительна и живо напоминала фейерверк.

В 1820 году он опубликовал свою первую книгу стихов — «Поэтические раздумья», а три года спустя — «Новые раздумья». Обе книги имели невероятный успех и сразу сделали автора одним из знаменитейших поэтов Европы. Впоследствии Ламартин уверял, что вовсе не предназначал этих стихов для печати, а писал их как своего рода поэтический дневник: «Я выражал себя самого для самого себя... Эти «Раздумья» были вырваны у меня, почти вопреки моей воле, друзьями, которым я прочитал несколько отрывков в Париже», — говорил он в предисловии к первой книге. Не важно, соответствовало ли это утверждение действительности; важно другое: сугубо личный, интимный характер этих стихов, больше всего напоминавших поэтическую исповедь, вырвавшееся из сердца признание («Эти стихи были стоном или криком души»,— писал в том же предисловии Ламартин), был воспринят читателями как поразительное поэтическое открытие.

В самом деле, ведь и XVII век — век классицизма, и XVIII — век Просвещения чуждались лирической поэзии: рационализм и лирика были несовместимы. Ламартин оказался, быть может, сам того не зная, первым французским поэтом XIX века, возродившим лирический жанр,— в этом и заключался секрет шумного успеха его «Поэтических раздумий». Стихотворения Ламартина представляли собой как бы богатейшую коллекцию человеческих чувств и переживаний: неясное стремление, робкая надежда, печальная любовь, грустное воспоминание, мгновенная умиротворенность и, конечно же, тоска — целое море тоски... Тоска по безвозвратному прошлому, по утраченному счастью, по неуловимому идеалу, по неосуществимой мечте... Но это еще не все. Те, кто читал эти стихи, делались свидетелями удивительной метаморфозы.

Колеблющаяся и переливающаяся дымка ставшего почти материальным в своей реальности и конкретности чувства вставала полупрозрачной завесой между поэтом и вещественным миром — и за этой завесой материальный мир поразительным образом утрачивал свою материальность: он становился зыбким, расплывчатым, призрачным и несущественным перед лицом зримой и требовательной существенности чувства. Для французского читателя начала прошлого столетия были настоящим откровением такие, например, строки:

Моn coeur est en repos, mon ame est en silence;
Le bruit lointain du monde expire en arrivant,
Comme un son eloigne qu'affaiblit la distance,
A l'oreille incertaine apporte par le vent.
D'ici je vois la vie a travers un nuage
S'evanouir pour moi dans l'ombre du passe;
L'amour seul est reste, comme une grande image
Survit seul au reveil dans un songe efface .
(«Le vallon») (1)
1. Сердце мое спокойно, душа моя безмолвна;
Отдаленный шум мира замирает, долетая сюда,
Словно далекий звук, ослабленный расстоянием,
Прилетевший вместе с ветром и едва доступный неверному слуху.
Отсюда я вижу жизнь сквозь легкое облако,
Она исчезает от меня в тени минувшего;
Осталась лишь любовь, словно величественный образ,
Который один уцелел после пробуждения от забытого сна.
(«Долина»)

Многие читатели восторгались стихами Ламартина. Но отнюдь не вое литературные критики ограничились восторгами. Иные отметили монотонность и растянутость этих стихов, бедность их содержания во всем, что не касается чувства, обилие прозаизмов и языковых небрежностей. Стихи Ламартина — это почти всегда более или менее удачные импровизации; стоит иссякнуть породившему их чувству — и они становятся скучной декламацией, потому что Ламартин редко умеет вовремя остановиться. Вероятно, именно это имел в виду Пушкин, когда он писал о «тощем и вялом однообразии Ламартина», и Чернышевский, отмечавший «сентиментальную высокопарность» и «вычурность» французского поэта.

К этим замечаниям можно прибавить, что лирическому герою Ламартина была свойственна полнейшая пассивность и бездеятельность: он меланхолически созерцал окружающий его мир, меланхолически восхищался красотами природы, меланхолически размышлял о господе боге,— религиозные мотивы занимали почетное место в «Поэтических раздумьях», как и во всем творчестве поэта. Покорность судьбе и в конечном счете примирение с судьбой — вот что коренным образом отличает ламартиновского героя от героев-бунтарей Байрона, Шелли или Гюго.

То, что было изменено в «Поэтических раздумьях», еще более отчетливо дает себя знать в последующем творчестве Ламартина. Накануне июльской революции 1830 года, когда вся Франция бурлила, готовясь сбросить с себя ненавистную власть Бурбонов, когда Гюго создал свою знаменитую драму «Эрнани», а Беранже — не менее знаменитые песни «Красный человечек» и «Четырнадцатое июля» — произведения, проникнутые духом непримиримой ненависти к тирании, духом протеста и борьбы,— в это самое время Ламартин опубликовал свои «Поэтические и религиозные созвучия». Безмятежным спокойствием аркадской идиллии дышат эти стихи, воспевающие ласкового бога и кроткое стадо господне:

De labeur en labeur l'heure a l'heure enchatnee
Vous porte sans secousse au bout de la journee;
Le jour plein et leger tombe, et voila le soir:
Sur le tronc d'un vieux orme au seuil on vient s'asseoir;
On voit passer des chars d'herbe verte et tramante,
Dont la main des glaneurs suit la route odorante;
On voit le chevrier qui ramene des bois
Ses chevres dont les pis s'allongent sous leur poids,
Le mendiant, charge des dons de la vallee,
Rentrer le col pliant sous sa besace enflee.
(«Benediction de Dieu») (1)
1. От одной работы к другой час, плывущий вслед за часом,
Приводит вас без потрясений к концу дня;
Минует обильный делами, быстролетный день — и вот наступает вечер.
Тогда садишься у порога на ствол старого вяза;
Видишь, как проезжают возы с волочащейся зеленой травой,
По благоуханному следу которой поспешают сборщики колосьев;
Видишь пастуха, который ведет из леса
Своих коз — их вымя вытягивается от собственной тяжести,
Видишь нищего, нагруженного дарами долины,—
Он возвращается, сгибаясь под бременем переполненной сумы...
(«Благословение господне»)

Эти строки были написаны летом 1829 года; читая их, отчетливо видишь, что так называемая аполитичность искусства — это не что иное, как разновидность политической тенденциозности.

После падения Бурбонов вчерашний легитимист Ламартин довольно быстро перекочевывает на позиции буржуазного либерализма и благополучно продолжает свою политическую карьеру в качестве депутата парламента. На новом поприще он прославился красноречием; коллеги-парламентарии охотно выслушивали эффектные речи поэта, восхищаясь их риторическими красотами; но так как эти речи обычно парили в высях и редко опускались на грешную землю, они мало влияли на исход голосования...

Политические заботы почти не оставляли времени для поэзии, поэтому задуманная Ламартином грандиозная спиритуалистическая эпопея о судьбах человечества, для которого земная жизнь — это лишь приготовление к встрече с божеством, осталась неосуществленной. В эти годы он пишет две поэмы религиозно-философского содержания: «Жослен» и «Падение ангела». В первой из них рассказана история жизни католического священника, непрерывно жертвующего собой и своим счастьем ради ближних; эту поэму пронизывает идея всепрощения и всеобщего примирения, — как выразился французский литературовед Лансон, своего рода «неизлечимый оптимизм». Во второй — падший ангел, полюбивший смертную женщину, проходит через испытания земной жизни, чтобы очистить себя страданием. Обе поэмы крайне растянуты и скучны. На этом, в сущности, кончается история жизни Ламартина-поэта: кроме малозначительного сборника «Поэтическое созерцание» (1839), он больше почти ничего не создает в области поэзии. Но о Ламартине-политике следует сказать еще несколько слов. Мы имеем в виду роль, сыгранную им в дни революции 1848 года.

Революционная волна высоко вознесла Ламартина: он стал министром иностранных дел и фактическим главой Временного правительства в 1848 году. Неудержимым потоком полились его многочисленные речи; содержание этих речей великолепно охарактеризовали Маркс и Энгельс: «Никогда еще революционное движение не открывалось такой елейной увертюрой, как революционное движение 1848 г. Папа дал ему церковное благословение, эолова арфа Ламартина напевала нежные филантропические мотивы, в тексте которых говорилось о «fraternite», о братстве членов общества и целых народов. [...] Не было события более филантропического, гуманного и слабого, чем февральская и мартовская революции; ничто не сравнится по жестокости с необходимыми следствиями этого гуманизма слабости» (1).

[1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 6, стр. 158.]

В то время, когда Ламартин произносил сладкие речи (Салтыков-Щедрин называл эти речи «Ламартиновским словесным распутством»), возглавляемое им правительство своим бездействием и нерешительностью дало возможность силам контрреволюции объединиться и победить. В трагической судьбе февральской революции 1848 года есть немалая доля вины Ламартина. Последние годы его жизни были жалкими. Растратив на прихоти свое немалое состояние, вечно нуждаясь в деньгах, он стал торговать своим именем, выпуская бездарные исторические компиляции или устраивал лотереи в свою пользу. Более того — за два года до смерти он принял денежную подачку от Наполеона III, чем навлек на себя всеобщее презрение... Пожалуй, старость Ламартина лучше всего охарактеризовать одной единственной строчкой из его «Последней песни паломничества Чайльд-Гарольда»: Monument ecroule, que l'echo seul habile... (2)

2. Рухнувший памятник, в котором обитает одно лишь эхо. При использовании материалов сайта гиперссылка на наш ресурс www.biografia.ru обязательна.

Биография

Альфонс Мари Луи де Ламартин – знаменитый французский поэт эпохи романтизма, известный также своей активной политической деятельностью, родился 21 октября 1790 года в Маконе в семье мелких дворян. Его детство прошло в деревне Милли, родовом владении Ламартинов.

Родители Альфонса были верующими католиками и монархистами. От них ему передалась глубокая религиозность и неприязнь к Наполеону Бонапарту, который, несмотря на весь блеск своей славы, в семье Ламартинов всегда воспринимался не иначе как «узурпатор». В 1811 году, дабы Альфонс избежал службы в наполеоновской армии, родители даже заплатили за «ремпласанта» (так назывался человек, заменявший другого на военной службе). А в 1814 году, во время ссылки Наполеона на остров Эльба и возвращения на французский престол представителя королевской династии Бурбонов, Людовика XVIII, Альфонс был принят в королевскую гвардию. Впрочем, на королевской службе Ламартин пробыл недолго: во время Ста дней Наполеона ему пришлось укрыться в Швейцарии, а после очередного, уже окончательного, поражения Бонапарта, Альфонс предпочел уйти в отставку и вернуться в Милли. Будучи единственным наследником мужского пола (кроме Альфонса в семье было пять дочерей), Ламартин унаследовал три родовых поместья: Милли, Монсо и Сен-Пуэн. Впрочем, обладание поместьями приносило Ламартину больше расходов, нежели прибыли, поскольку он, желая оказать поддержку своим сестрам, всю жизнь выплачивал им ренту с родовых владений.

В 1816 году Альфонс де Ламартин познакомился с Жюли Шарль, супругой известного физика и изобретателя Жака Шарля. Несмотря на то, что Жюли была замужем и старше Ламартина на 6 лет, между ними завязался роман. Однако в 1817 году Жюли Шарль умерла от чахотки. Ламартин был глубоко удручен её смертью. В память о возлюбленной он создал цикл элегий, где Жюли упоминалась под именем Эльвиры. Тоска по Жюли пронизывает одно из самых известных стихотворений Ламартина «Озеро»:

«Она безвременно похищена могилой!..
Я мнил блаженствовать в волшебной сей стране,
Мечтал... но все прошло! одно осталось мне
Воспоминание о милой!
Места священные! свидетели безмолвны
Любови, радостей и горестей моих,
Скалы кремнистые брегов пустынных сих
И вы, пенящиеся волны!
Вы будьте памятник моей Эльвиры нежной!»

В 1820 году из печати вышел первый сборник стихов Ламартина «Поэтические размышления», который принес ему огромный успех: всего за два года сборник выдержал девять переизданий. В том же 1820 году Альфонс женился на англичанке Мэри Берч и получил должность атташе французского посольства в Неаполе, после чего супружеская чета отправилась в Италию.

Следующие несколько лет Альфонс де Ламартин провел в путешествиях по Италии, Англии и Франции, опубликовав ещё несколько литературных произведений, которые также имели большой успех: «Новые поэтические размышления», «Смерть Сократа», «Последняя песня паломничества Чайльд-Гарольда».

Получив назначение на должность посольского секретаря во Флоренции, Ламартин начал работать здесь над сборником «Поэтические и религиозные созвучия», который, выйдя из печати в 1830 году, закрепил за ним статус одного из самых значимых французских поэтов.

Поддержав июльскую революцию 1830 года, приведшую к свержению Карла X и возведению на королевский престол герцога Орлеанского, Луи-Филиппа, Альфонс де Ламартин баллотировался в депутаты парламента, но провалился. После чего он, вместе с женой и маленькой дочерью Жюли, отправился в длительное путешествие на Восток, которое было описано им в путевых заметках. Это путешествие должно было стать своеобразным паломничеством поэта и его семьи в святые земли (Палестину и Иерусалим), но было омрачено смертью десятилетней Жюли, произошедшей в Бейруте. Горечь этой потери находит отражение в дневнике Ламартина:

«Теперь все мертво в моем пустом доме, её плачущие глаза всегда передо мной, я иду, не зная куда, я жду, не знаю чего, я раскрываю свои объятья, чтобы заключить её в них, но нахожу лишь пустоту. Все мои дни и ночи стали бесцветны».

В 1833 году, по возвращении во Францию, Ламартин добился своего избрания в парламент, после чего оставался на депутатском посту вплоть до 1851 года.

С начала сороковых годов политические взгляды Ламартина начали сильно «леветь». Ранее объявлявший себя консерватором, он стал в оппозицию Франсуа Гизо (министру иностранных дел Франции, одному из влиятельнейших политических фигур до революции 1848 года и лидеру консервативного направления). Увлечение Ламартина революционными идеями нашло выход в его книге «История жирондистов», вышедшей в свет в 1847 году и имевшей оглушительный успех.

В 1848 году, когда во Франции разразилась очередная революция, Ламартин поддержал её, войдя в состав временного правительства. Здесь он показал себя приверженцем крайне умеренной политики, преследуя цель не нагнетать страсти и не допускать эксцессов и кровопролитий. Однако, несмотря на стремление временного правительства к мирному развитию событий, июньское восстание, вызванное закрытием Национальных мастерских, созданных для безработных после революции, вынудило власти прибегнуть к силовым мерам.

Восстание было подавлено, наиболее радикальные клубы, газеты и организации - закрыты, начавшиеся преобразования – свернуты. Эти меры привели к резкому падению популярности временного правительства среди населения.

В декабре 1848 года последовали президентские выборы. Баллотировавшийся на президентский пост Ламартин набрал всего 0,28% голосов, победителем же стал племянник Наполеона Бонапарта, Луи Бонапарт.

Перестав играть сколько-нибудь заметную политическую роль, Ламартин предпочел вернуться к литературной деятельности. Однако его поздние сочинения не приносили того успеха, который сопутствовал ему прежде. У поэта начались острые финансовые проблемы, приведшие к тому, что в конце 60-х годов он был вынужден продать свои родовые владения, содержать которые был уже не в состоянии.

В 1867 году в результате апоплексического удара, Ламартин был парализован. В декабре того же года французское правительство назначило ему пожизненную пенсию.

28 февраля 1879 года в Париже Альфонс де Ламартин скончался. Проститься с умирающим поэтом пришло лишь несколько его друзей и племянница.

Биография (С. И. Великовский.)

Альфонс Мари Луи де Ламартин (Lamartine) (21.10.1790, Макон, департамент Сона и Луара, - 28.2.1869, Париж), французский поэт-романтик, политический деятель, историк; член Французской академии (1829). Дворянин по происхождению. Воспитывался в иезуитском коллеже; в 1820 году избрал карьеру дипломата. Первые же книги Ламартина ("Поэтические раздумья", 1820, "Новые поэтические раздумья", 1823) принесли ему славу зачинателя романтической лирики во Франции. В дальнейшем, однако, элегическое раскрытие душевных тайн всё заметнее вытесняется у него молитвенной одой ("Поэтические и религиозные гармонии", 1830), метафизико-спиритуалистическим проповедничеством (отрывки мистической эпопеи "Жоселен", 1836, и "Падение ангела", 1838), слегка сдобренным филантропической морализацией ("Поэтические созерцания", 1839).

Ламартин-политик сначала выступил как представитель консервативного дворянства. Избранный при Июльской монархии в палату депутатов (1833), он на первых порах примкнул к роялистской оппозиции, однако с 1840 года перешёл на сторону буржуазных либералов. Речи в палате, апология жирондистов и отрицательная характеристика якобинцев в "Истории жирондистов" (1847, русский перевод 1871-1872), а также деятельность Ламартина во время Февральсой революции 1848 года, когда он был министр иностранных дел и играл большую роль во Временном правительстве, сделали его "...классическим героем этой эпохи, когда под поэтическими цветами и риторической мишурой скрывалась измена народу" (Ф. Энгельс). Потерпев поражение на президентских выборах в декабре 1848 года, он занялся составлением исторических компиляций ("История России", 1855, и др.), опубликовал "Общедоступный курс литературы" (1856), а также воспоминания, имитирующие романтическую повесть ("Грациэлла", 1852, и др.).

В России стихи Ламартина переводили Тютчев, А. И. Полежаев, Фет, П. А. Козлов, Брюсов, Б. К. Лившиц.

Соч.: Ceuvres poetiques completes. Texte etabli, annote et presente par M.-. Guyard, (., 1963); в рус. пер. — (Стихи), в кн.: французские стихи в пер. рус. поэтов. XIX—XX вв. (Составление, вступит. статья и комментарии Е. Эткинда), М., 1969.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1957, с. 463, 474—81; Шахов А., Очерки литературного движения в первую половину XIX в., СПБ, 1894; Обломиевский Д., французский романтизм. Очерки, М., 1947; Рабинович Г., А. де Л, в кн.: Писатели сост. Е. Г. Эткинд, М., 1964; Корбе Ш., Л и Россия, в кн.: Русско-европейские литературные связи, М. — Л., 1966; Guillemin Н., Lamartine, l"homme et l"ceuvre, ., (1940); его же, Lamartine en 1848, ., 1948; Guyard M.-., A. de Lamartine, ., (1956); его же, Etat present des etudes lamartiniennes, "L"information litteraire", 1961, № 3; Actes des Congres des Journees europeennes lamartiniennes, v1—3, Macon, 1961—69; Lamartine. Le livre du centenaire. Etudes recueillies et pres. par . Viallaneix, ., (1971).

Биография (Энциклопедия "Кругосвет")

Альфонс Мари Луи де Ламартин (Alphonse Marie Louis de Lamartine) (1790-1869), французский поэт и государственный деятель. Родился 21 октября 1790 года в Маконе. Детство и юность Ламартина прошли преимущественно в сельской местности. Его лирический сборник "Поэтические раздумья" (1820) имел огромный успех. Именно в этой книге впервые находят поэтическое выражение те настроения, что передавали в прозе Руссо, Ж. Бернарден де Сен-Пьер, Шатобриан, - смутная грусть, возвышенная любовь, острая тоска, религиозный восторг, слияние с природой. Более искусно, но менее непосредственно Ламартин развивал эти темы в "Смерти Сократа" (1823) и "Новых поэтических раздумьях" (1823). В 1830 году появились его "Поэтические и религиозные гармонии", проникнутые духом пантеизма.

Посвятивший многие годы дипломатической службе, Ламартин оставил ее после революции 1830 года. Его заочно избрали в палату депутатов. Своей "Историей жирондистов" (1847) Ламартин способствовал формированию общественных настроений, которые привели к Февральской революции 1848 года. Он ненадолго становится министром иностранных дел и главой Временного правительства. Переворот Луи Бонапарта положил конец политической карьере Ламартина.

Писать же он не переставал никогда. Ему принадлежат поэмы "Жоселен" (1836) и "Падение ангела" (1838), автобиографические романы "Рафаэль" (1849) и "Грациелла" (1852), книги воспоминаний, труды по истории и литературе.

Альфонс Мари Луи де Ламартин умер в Париже 28 февраля 1869 года.

Биография

Альфонс Мари Луи де Ламартин (1790-1869), французский поэт, историк и политический деятель. Родился 21 октября 1790 года в Маконе в обедневшей дворянской семье, придерживавшейся монархических убеждений, что, как и воспитание в Иезуитском коллеже, сделало его в начале жизни приверженцем Бурбонов и противником Наполеона. Он выбрал дипломатическую карьеру, которую успешно сочетал с литературной деятельностью.

Первые же книги Ламартина ("Поэтические раздумья", 1820, "Новые поэтические раздумья", 1823) принесли ему славу зачинателя романтической лирики во Франции. Лирический сборник "Поэтические раздумья" имел огромный успех. Именно в этой книге впервые находят поэтическое выражение те настроения, что передавали в прозе Руссо, Ж. Бернарден де Сен-Пьер, Шатобриан, - смутная грусть, возвышенная любовь, острая тоска, религиозный восторг, слияние с природой. Более искусно, но менее непосредственно Ламартин развивал эти темы в "Смерти Сократа" (1823) и "Новых поэтических раздумьях" (1823). В 1830 году появились его "Поэтические и религиозные гармонии", проникнутые духом пантеизма.

Философско-эстетическая позиция Ламартина весьма четко сформулирована в поэме «Человек» (1820), где бунту противопоставлено христианское смирение, байронической поэзии — гимны богу-творцу. Эта концепция человека сказалась и в интимной лирике Ламартина. Она воссоздает внутренний мир личности, охваченной томлением, тоской, ощущением своей потерянности, одиночества, воспоминаниями о невозвратимой утрате любимой женщины. Поэт как бы отталкивается от жизни, готовый устремиться в миры иные. Соответственна этому настрою и художественная система, в которой решающую роль играют музыкальность, переливы красок, смена света и тени. Во многих стихотворениях сборника «Поэтические размышления» воссозданы картины природы, по это всегда также и «пейзаж души».

Ранняя лирика Ламартина вписывается в программу поэтического новаторства, намеченного Шатобрианом еще в «Гении христианства», где говорится, что в отличие от древних современный поэт может передать «зыбкость страстей», т. е. брожение подавляемых страстей и одновременно поднимающейся в душе человека горечи. В «Поэтических размышлениях», безусловно, есть лирическая медитация на эту тему. Но поэту больше удавались стихотворения, которые открывали читателю начала 20-х годов XIX в. мир чувств, опыт души. Он создавал верные впечатления-картины, близкие скорее живописи, чем рисунку, исполненные трепета, движения, звуков. Необычайная музыкальность стиха Ламартина неотделима от этого новаторства. И хотя поэт в 1829 г. заявил, что опасается «романтизма на манер Гюго», объективно лучшими сторонами своего творчества он служил литературной реформе, сокрушившей авторитет эпигонов классицизма.

Посвятивший многие годы дипломатической службе, Ламартин оставил ее после революции 1830 года. Его заочно избрали в палату депутатов. Своей "Историей жирондистов" (1847) Ламартин способствовал формированию общественных настроений, которые привели к Февральской революции 1848 года. Он ненадолго становится министром иностранных дел и главой Временного правительства. Переворот Луи Бонапарта положил конец политической карьере Ламартина.

Писать же он не переставал никогда. Ему принадлежат поэмы "Жоселен" (1836) и "Падение ангела" (1838), автобиографические романы "Рафаэль" (1849) и "Грациелла" (1852), книги воспоминаний, труды по истории и литературе.

С 1856 по 1869 г. Ламартин работает над «Общедоступным курсом литературы», разделы которого печатались ежемесячно и высылались по подписке. Для него, помимо критических статей и эссе, был написан один из его шедевров — поэма «Виноградник и дом» (1857). Был там и отзыв — весьма пренебрежительный — о русской литературе. Личная жизнь найдет отражение в общей грустной тональности его лирических стихотворений: это романтическая любовь к Жюли Шарль, спасенной им на озере Бурже и трагически погибшей в 1827 г.; женитьба на англичанке Мэри Энн Бирш, тяжелые переживания, связанные со смертью дочери и сына. Деятельность Ламартина как дипломата была отмечена в 1825 г. орденом Почетного легиона, а в 1829 г. он как поэт был избран в члены Французской академии.

Умер Ламартин в Париже 28 февраля 1869 года.

В России стихи Ламартина переводили Тютчев, А. И. Полежаев, Фет, П. А. Козлов, Брюсов, Б. К. Лившиц.

"История жирондистов" (1847, русский перевод 1871-1872) была попыткой создания беллетризированной истории, высоко оцененной современниками (в Англии в этом жанре писал Карлейль). В русском переводе вышли только два тома – первый и четвертый (так что напрасно я искала в библиотеке остальные и сделала вывод, что их сьели мыши). Все симпатии Ламартина, разумеется, на стороне жирондистов. Но книга Ламартина, по моему мнению, сильно отличается в лучшую сторону от книги Карлейля. Там не встретишь таких «шедевров», как «зеленолицый Робеспьер» и «трусливый Сен-Жюст». В том, что касается Сен-Жюста, Ламартин является создателем образа «Ангела смерти», андрогинного инфернального существа, который получит дальнейшее развитие в труде о Революции Жюля Мишле.

Ламартин: «Этот юноша, молчаливый как оракул, афористичный как аксиома, казалось, отрешился от всех человеческих, чувств и стал воплощением холодного рассудка и беспощадного порыва Революции. У него не было ни глаз, ни ушей, ни сердца для того, кто казался ему помехой в деле создания всемирной республики. Все, что преграждало ему путь к этой цели: короли, троны, кровные узы, женщины, дети, народы, – исчезало или должно было исчезнуть. Эта страсть обратила его сердце в камень.(…) Он возвышался над трибуной - неподвижный, холодный как идея; длинные светлые волосы двумя волнами ниспадали на плечи; на лице с почти женственными чертами отражалась спокойная убежденность.»

Говоря о Робеспьере, Ламартин все же пытается понять его: «Он был самый убежденный человек во всей Революции; вот почему он долго был ее безвестным слугой, потом любимцем, потом тираном, потом жертвой».

Шедевром Ламартина является «Озеро». Это грустное раздумье о быстротечности счастья, о неумолимом беге времени и о вечной жизни природы, которая в душе своей может сохранить то, что уносит жестокое время. Все стихотворение построено как обращение к озеру, которое видело былое счастье лирического героя: его и любимую им женщину.

Стихотворение создает ощущение присутствия возлюбленной, ибо сама природа хранит о ней память. Только Ламартин в своей поэзии сумел так слить жизнь души с природой, передать «вибрацию» чувств с помощью рассказа о неизменности и вместе с тем вечной обновляемости гор, леса, скал, самого озера. Природа живет у Ламартина и отвечает на его призыв: возвращает то, что унесло время.

Биография (Вл. А. Луков)

Ламартин (Lamartine) Альфонс Мари Луи де (21.10.1790, Макон, деп. Сена и Луара — 28.02.1869, Париж) — французский поэт, публицист, общественный деятель, основоположник французской романтической поэзии (сб. «Поэтические раздумья» — «Meditations poetiques», 1820). Не порывая, с формами классического стиха, Ламартин в жанре элегии, а позже в молитвенной оде (см. сборник «Поэтические и религиозные гармонии» — «Harmonies poetiques et religieuses», 1830) раскрыл новую, романтическую концепцию мира, человека и искусства.

В поэзии Ламартин утрачивается свойственная классицизму соразмерность мира лирическому герою, он ощущает себя песчинкой в бесконечности мироздания, готов раствориться в природе («Долина»), теряется перед открывающимся ему в природе лицом вечности («Вечность») и бесконечности («Долина»). Его охватывает глубокая меланхолия («Уединение»). Квинтэссенцией поэтического восприятия Ламартина стала элегия «Озеро». Утрата возлюбленной погружает лирического героя в меланхолически-созерцательное состояние. Убаюкивающий ритм стиха перекликается с образом ночи, плеском волн, лунной зыбью на поверхности озера. Все: деревья и скалы, волны и лунный свет — напоминает герою о невозвратимых мгновениях свидания с возлюбленной. Д. Д. Обломиевский писал об элегиях поэта: «Человек у Ламартина не соразмерен окружающему миру: он пассивен, остро ощущает свою ущербность и неполноценность, никогда не чувствует себя на земле хозяином, нуждается постоянно в помощи. В этом проявляется религиозный характер поэзии Ламартина: в ней намечается идея бога». Эта идея, подкрепленная растворением образов материального мира в бестелесности божественной субстанции, находит отражение в одах Ламартина «Молитва», «Вера», «Бог».

Эстетические взгляды Ламартина раскрыты в его «предуведомлениях» к поэмам и сборникам стихов. В «Предуведомлении» к поэме «Смерть Сократа» («La Mort de Socrate», 1823) поэзия предстает как откровение иного мира, «язык богов», чем определяется ее совершенно особое место в жизни человека. Ламартин устанавливает две важнейшие связи: поэзии и музыки (отсюда особое внимание к разработке понятия «гармония», к музыкально-поэтическому ритму, а также свойственному обоим видам искусства взлету чувств, в котором Ламартину видится божественное начало) и поэзии и философии (для Ламартина поэзия и философия — сестры, они неразделимы). Философичность и лирический характер поэзии выступают как свойства романтического искусства. Вот почему Ламартин, говоря о поэме Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда», считает, что даже сама идея этой поэмы не могла бы возникнуть в классической поэзии («Предуведомление» к переводу 4-й песни поэмы Байрона, сделанному Ламартином в 1825 г.). В этой работе представляет интерес раскрытие связи романтического поэта (Байрона) и его героя (Чайлд-Гарольда), которое оказалось созвучным пушкинскому отзыву о Байроне. Ламартин разрабатывал и вопросы, связанные с читательским восприятием поэзии. Свои стихи он адресует не читателю вообще, а «единственному» сердцу, читателю романтического склада, живущему устремлением к «иному», идеальному миру, о чем поэт пишет в «Предуведомлении» к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии».

В 1830 г. Ламартин был принят во Французскую Академию. Речь его при вступлении в Академию отличалась резко выраженным монархизмом, была более изящным комплиментом предшественнику по академическому креслу, чем эстетическим манифестом. Тем не менее, в ней содержится важная мысль о связи судьбы человека с эпохой, в которую он живет. Однако романтик Ламартин определяет эту связь как обратно пропорциональную: наибольший расцвет личности, ее талантов связан с наибольшей ничтожностью общественных связей. Человек не формируется эпохой, а «брошен на сцену мира» и лишь проявляется эпохой.

Ламартин сочетал творчество с политической деятельностью. В результате событий 1848 г. он стал фактическим главой французского правительства, способствовал уничтожению республиканских форм правления.

В России поэзию Ламартина высоко ценили, ее переводили Ф. Тютчев, А. Фет, П. Козлов, В. Брюсов, Б. Лифшиц. П. Вяземский написал статью «О Ламартине и современной французской поэзии». Пушкин невысоко оценил первый сборник Ламартина, однако во втором — «Новые поэтические раздумья» («Nouvelles meditations poetiques», 1823) выделил два стихотворения — «Умирающий поэт» и «Наполеон». В целом Пушкин не воспринимал Ламартина как романтика, его «Религиозные и поэтические гармонии» считал однообразными и вялыми.

Соч.: Oeuvres completes de Lamartine, publiees et inedites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860–1863; в рус. пер. — Судьбы поэзии. Из путешествий по Востоку // Телескоп. 1834. Ч. 20. № 15 и 16; Шарлотта Корде (из истории жирондистов) // Современник. 1847 № III; Признание // Современник. 1849. Т. XIV–XV; 1850. Т. XXIII–XXIV; Рафаэль. Страницы из двадцатых годов жизни // Библиотека для чтения. 1849. Ч. 94 и 95; Антониэлла: Роман. СПб., 1868; То же. СПб., 1875; История жирондистов: 4 т. СПб., 1902; Жанна д’Арк (Орлеанская дева) // СПб.: Изд. Суворина, б. г. («Дешевая б-ка»); Одиночество. Озеро // Европейская поэзия XIX века. М., 1977; Стихи // Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985.

Лит.: Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947; Его же. Французский символизм. М., 1973; Корбе Ш. Ламартин и Россия // Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966; Луков Вл. А. Ламартин // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003.

Биография

Ламартин (Alphonse de Prat de Lamartine) — знаменитый французский поэт и политический деятель; род. в Маконе в 1790 г., умер в 1869 г. Отец его воспитал в преданности законной монархии; мать его была ревностная католичка. Детство и юношеские годы Л. провел в обществе матери и пяти сестер; это, вместе с рано развившейся любовью к природе, породило в нем особую мягкость характера и склонность к сентиментальной мечтательности.

С детства любимым чтением Л. было Евангелие, а из французских поэтов — Расин. Школьное воспитание Л. получил сначала в Лионе, потом в иезуитской школе в Беллэ. Вернувшись на родину, он изучал классических авторов, восхищался Руссо и Бернардом де-Сен-Пьером и с увлечением воспринимал новые литературные веяния. Его юношеские увлечения составляют сюжет многочисленных поэм, где, в рассказах об Эльвире, Леноре, Грациэле, переданы истинные эпизоды из жизни поэта, лишь слегка прикрашенные вымыслом. Особенную роль в жизни Л. играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвиры; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на поэзию Л. печать меланхолии и заставили его искать утешения в Боге. Он много путешествовал, жил в Италии, пробовал счастья на дипломатической карьере.

В 1820 г. вышел его первый сборник стихов: "Meditations", имевший сразу громадный успех; за ним последовали "Nouv elles Meditations" (1823), "Harmonies" (1835), "Jocelyn" (1835), "Chute d'un Ange" (1838), "Recueillements poe tiques" (1839). В 1829г. Л. избран был членом французской акад.; в 1832 г. он совершил большое путешествие по Востоку и описал его в "Voyage en Orient" (1835). Время с 1839 по 1849 г. — расцвет политической деятельности и Л. (см. ниже).Последние двадцать лет жизни Л. полны были лишений и страданий. Литературное значение Л. основано главным образом на его первых стихотворных сборниках. Французская критика единогласно признает автора "Meditations" одним из величайших поэтов Франции.

Его талант во многих отношениях не уступает В. Гюго, но по своему артистическому темпераменту Л.— не глава школы; это отличает его от Гюго и определяет его положение относительно романтизма. Он стоял вне литературных распрей своего времени, не имел литературного самолюбия (его физическая красота и элегантная аристократическая осанка более удовлетворяли его, чем литературный успех) и сам называл себя дилетантом-"curiosus litte r arum", вроде друзей Горация и Виргилия. В своих первых стихотворениях Л. подражал Вольтеру, Парни и шуточному жанру Грессэ. Большие философские его поэмы в александринских стихах ("L'homme", "La Priere", "L'Immortalite "), его оды (например, "Enthousiasme") и некоторые стансы повторяют манеру Ж. Б. Руссо и других поэтов XVIII в. Шатобриан, Гете, m-me де Сталь приобщили его к духу времени; под их влиянием окреп лирический талант Л., искавший только рамок для отражения своего внутреннего мира.

Темой его поэзии, субъективной и отчасти ораторской, сделалась намеченная уже до него m-me де Сталь "загадочность человеческой судьбы"; ее главное содержание — "грустно созерцательное настроение, уединение лесов, беспредельность горизонта, звездное небо, вечность и бесконечность, таящиеся в душе христианина". Шатобриан внес идею христианства в художественную прозу, Л. внес глубокое христианское настроение в поэзию; эти черты объединяют двух велик. представителей романтизма. Но Шатобриан, поэт страсти и ярких красок, вводит в религию элемент любви и страсти, его христианство полно чувственности и жизнерадостности; Л., в котором вера — дело природного инстинкта и воспитания, воспевает любовь, очищенную и одухотворенную скорбью и близостью надвигающейся или уже наступившей смерти.

Это — та личная нотка, которую Л. внес в романтическую поэзию: он создал элегию. "Lac", "Isolement", "A Elvire", "Le Vallon", "Crucifix" и др. составляют вечные памятники его славы и дышат неподдельным, искренним чувством, гораздо более, чем длинные поэмы — "Jocelyn", "Chute d'un Ange", где поэтические красоты чередуются с риторической декламацией. В поэзии Л. женщина является посредницей между земной жизнью и высшим, божественным миром; скорбь при мысли об утраченной возлюбленной окрашивается глубокой верой в бессмертие. Сочетание поэтической меланхолии с инстинктивной верой составляет главное обаяние поэзии Ламартина, не отличающейся новизной замысла. Вce дело в непосредственности чувства, которым дышит, напр., "Lac", где старая мысль о бренности земного счастья облечена в неподражаемо трогательную форму. В лирических сборниках, явившихся после первых "Meditations", религиозное настроение все более усиливается и выливается в гимны, проникнутые христианским смирением. "Harmonies" более музыкальны по языку, но уступают "Meditations" по нежности формы.

См. Ch. de Pomerols, "Lamartine" (П., 1889); Felix Reyssi e, "La jeunesse de L." (П., 1892); Chamboran de Perissat, "Lamartine inconnu"; E. Deschanel, "Lamartine" (П., 1893); F. Bruneti ere, "Evolution de la poesie lyrique en France"; E. Faguet, "Etudes sur le XIX s."

В молодости Л. служил в королевской гвардии, с 1823 по 1829 г. был секретарем посольства в Неаполе и во Флоренции. Кн. Полиньяк предложил ему место главного секретаря мин. иностр. дел, но Л. отказался, так как не разделял реакционных взглядов этого кабинета. В том же 1829 г. он был назначен посланником при герцоге Леопольде Саксен-Кобург-Готском. Узнав об июльской революции, Л. подал в отставку. Избранный, в 1833 г., в палату депутатов, он в первой же речи объявил себя независимым консерватором. В политике он, прежде всего, моралист, в социальных вопросах — проповедник прогресса и религиозной терпимости, защитник свободы и пролетариата. Блестящие его речи волновали палату и с жадностью читались.

Определенных политических планов у Л. не было; он поддерживал консервативный кабинет Моле, а когда приверженцы последнего предложили ему председательство в палате, Л. отказался, заявив, что он прогрессист, а они — консерваторы. В 1840 г., противодействуя политике Тьера по вост. вопросу, Л. высказался за уничтожение Турецкой империи, предложив отдать Константинополь — России, Египет — Англии, а Сирию — Франции. С 1843 г. он становится решительным противником консервативного направления Гизо. Слава Л. достигла своего апогея в 1847 г., когда он выпустил в свет "Историю жирондистов". Впечатление получилось громадное. В этой увлекательно написанной книге Л. дает блестящую апологию жирондистов. Научного здесь очень мало; это — ряд блестящих портретов и описаний, проникнутых республиканским настроением.

После отречения Людовика-Филиппа (24 февраля 1848 г.) Л. решительно восстал в палате против регентства герцогини Орлеанской и произнес горячую речь, предлагая учредить временное правительство и созвать национальное собрание. В качестве члена временного правительства Л. взял на себя портфель министра иностранных дел. Только под напором обстоятельств решился Л. немедленно провозгласить республику, в которой он, благодаря таланту и красноречию, явился посредником между консерваторами и крайними. В эти бурные дни Л. обнаружил большое мужество и такт. 25 февраля, когда временному правительству угрожала опасность быть разогнанным народной толпой, Л. произнес знаменитую речь, где красноречиво описал ужасы революции и воспел трехцветное знамя (в противоположность красному).

4-го марта Л. отправил к европейским дворам манифест в миролюбивом духе. Ряд народных манифестаций (в марте и апреле) заставил Л. прибегать к вооруженной силе. Спокойствие восстановлялось, но популярность Л. падала. Выбранный в 10-ти департаментах депутатом в учредительное собрание, Л. был выбран собранием в члены исполнительной комиссии. Восстание 15 мая было подавлено, благодаря распорядительности Л. Это был последний день его славы. Желая всех примирить, он никого не удовлетворял. Собрание отвергло предложение Л. о недопущении в его среду Луи-Бонапарта, а сближение Л. с Ледрю-Ролленом и ген. Кавеньяком оттолкнуло от него и консерваторов, и радикалов. Июньские дни положили конец его участию в управлении. В вопросе о выборе президента республики Л. разошелся с Греви, предлагавшем предоставить избрание президента республики не народу, а палате. На выборах в президенты Л. получил очень мало голосов. Даже в законодательное собрание 1849 г. он не был выбран, хотя выступил кандидатом в 10-ти департаментах.

Возвратясь к литературной деятельности, он основал и редактировал политический журнал "Conseiller du peuple". В его "Civilisateur" (1851) интересны биографии великих людей, особенно Цезаря — сатира против Наполеона. В 1848 г. Л. написал "Trois mois au pouvoir", в 1849 г. — "Histoire de la revolution de fevrier". В "Histoire de la Russie" (1855), "Histoire de la Turquie", "Histoire des Constituants" выразился упадок таланта Л. В его "Histoire de la Restauration" (1851—63) много драматических страниц и художественных очерков, но научного значения она также не имеет.

По-русски переведена "История жирондистов" (СПб. 1871, первые 2 тома).

Биография (A. Певзнер)

ЛАМАРТИН Альфонс [Alphonse Lamartine, 1790—1869] — французский поэт. Р. в Маконе в обедневшей дворянской семье. Образование получил в иезуитской коллегии в Беллэ. В 1820 выпустил первый сборник стихотворений под названием «Поэтические и религиозные размышления» (Meditations poetiques et religieuses). Следующие книжки стихов — 2-й т. «Размышлений» и сборник «Созвучия» (Les Harmonies) — вышли в свет в 1823 и в 1830. Так. обр. основным периодом творчества Л., когда он создал наиболее прославившие его произведения, следует считать 20-е гг. В 1830 избран в члены Французской академии. Около этого же времени стал депутатом палаты и отдался преимущественно политике. Л. был членом партии легитимистов — немногочисленных сторонников прежней династии, крайней правой во время июльской монархии. В 30-х гг. написал поэмы «Жоселен» (Jocelyn, 1836) и «Падение ангела» (La chute d’un ange, 1838), к-рые являются частями задуманной грандиозной эпопеи в 10 видениях о падшем ангеле Элоиме. Л. написал только эти 2 части. Во время революции 1848 занял пост президента временного правительства, несмотря на то, что представлял дворянскую партию. Дело в том, что «легимисты и орлеанисты и те вначале осмеливались выступать лишь под республиканской маской. Только во имя республики можно было начать борьбу против пролетариата» (К. Маркс, Борьба классов во Франции). Роль Л. кончилась с июньским восстанием рабочих. Подготовив диктатуру Кавеньяка, Ламартин отходит от политики, пишет «Историю жирондистов» [1848], «Историю реставрации» [1851—1853], романы «Рафаэль» и «Граумэла». Из этих произведений Ламартина наиболее интересна «История жирондистов».

Л. — представитель французского консервативного романтизма. В начале XIX в. дворянство оттесняется с общественной арены растущей и крепнущей буржуазией. Хотя в 20-е гг. у власти и находится старая династия, однако аристократия обречена. Реставрация Бурбонов была по сути дела компромиссом остатков старого дворянства с верхами буржуазии — компромиссом, к-рый не мог спасти дворянство. На этой почве расцветает пышным цветом консервативный романтизм, с его уходом в чистую лирику, отрицанием цивилизации и идеализацией абстрактной природы. Л. — типичный выразитель этих умонастроений. Его три сборника стихотворений написаны на отвлеченные темы. Содержание стихов туманно и ограничено интимным «я» поэта. Это содержание подчинено форме, которая кажется самодовлеющей. Такое соотношение формы и содержания характерно для нисходящего, обреченного на гибель класса, когда этот класс уже перестал играть какую-либо общественно-полезную роль в экономическом и политическом развитии общества, но когда его писатели сохраняют еще формальное мастерство. Впрочем и это последнее не было у Ламартина в достаточной степени высоким.

Основные мотивы лирики Л. — любовь и философски-религиозные думы. В области философии Л. примыкает к той идеалистичоской реакции против материализма, к-рая характерна для эпохи реставрации Бурбонов. Дворянству была враждебна философия материалистов XVIII века и оно выбрало своим духовным вождем идеалиста-мистика Жозефа де Местра. Идеи Жозефа де Местра оказали большое влияние на Л. Свои философские взгляды Л. излагает в речи «О судьбах поэзии»: «Эпоха Империи была воплощением материалистической философии XVIII в. Геометры, к-рые имели право голоса, давили на молодежь всей тяжестью своей наглядной тирании. Они боялись, как бы поэзия не воскресла вместе со свободой, и с корнем уничтожали ее ростки в своих школах, лицеях и в особенности в своих корпусах и политехникумах».

Идеалистические воззрения Л. находят свое завершение в религиозности. Он созерцает бога, растворенного во всей природе, как то животворящее духовное начало, к-рое всем повелевает и к-рому человечество должно поклоняться. В думе V он пишет: «Ты помнишь ли тот край, где с первого взгляда зародилась наша любовь? Ты часто говорила мне: „природа — это храм, в котором скрыт бог... мир — его отражение, день — его взор, красота — его улыбка...“ Так говорила ты, и наш дух возносился к этому неведомому богу, и наши восхищенные взоры созерцали землю, место нашего изгнания, и небеса, его царство». Его религиозность окрашена глубоким пессимизмом. Тот же пессимизм разлит и в его любовной лирике. В стихотворении «Одиночество» Л. жалуется: «Реки, скалы, леса, вы, некогда столь дорогие моему сердцу! Нет с вами только одного существа, и целый мир превратился для меня в пустыню. Я похож на увядший лист, пусть же дыхание бури умчит меня».

Индивидуализм Л., его пессимизм, утонченная чувствительность, религиозно-мистические воззрения, уход в идеализированную абстрактную природу, преобладание мелодии стиха над конкретным содержанием — характерны для французского дворянского романтизма. У Л. эти черты выявлены наиболее ярко по сравнению с другими представителями консервативного романтизма (Шатобриан, Виньи и др.), и именно поэтому его поэзия так бескровна. Если у его предшественников и есть известный публицистический пафос, то поэзия Л. совершенно беспредметна; из его стихов как бы вытравлены всякие социальные элементы.

Изгнанных Бурбонов сменяет июльская монархия, царство крупной буржуазии. Роялисты, к которым принадлежал также и Ламартин, становятся в оппозицию. Они добиваются свержения буржуазной монархии.

Маркс говорит: «Провозглашение республики 48-го года уничтожило господство буржуазии. Все роялисты превратились в то время в республиканцев» («Борьба классов во Франции»). Перемена общественной ситуации повлияла и на творчество Л.: в его поэзию начинают вплетаться социальные мотивы. Он пишет поэму «Жоселен», где развернуты те же темы, что и в лирике, но уже на конкретном материале. В центре — образ католического священника Жоселена, жизнь к-рого — апофеоз самоотречения. Жоселен учится в духовной семинарии. Во время революции семинария разгромлена бунтующей толпой. Жоселен принужден уйти на лоно природы, которую он предпочитает развращенным городам. Вскоре после этого он все же сталкивается с цивилизованным обществом, и единственным содержанием его жизни среди культурных людей является самоотречение во имя духовных идеалов. В этой поэме ярко сказалась обреченность дворянства: Л. видит лишь один путь — самопожертвование до конца. Выхода нет. Можно только уйти от цивилизации к диким племенам, которых Л. хочет противопоставить буржуазному государству. Эта тема развертывается в поэме «Падение ангела». Путь спасения человечества лишь в максимальной близости к природе и в непротивлении злу, во всепрощении, говорит Л. Но и тут город может настигнуть беглецов и погубить их. Для обреченного дворянства спасения нет; сознание безнадежности его положения Л. воплотил и в этом характерном для него произведении.

Своеобразна историческая работа Л. «История жирондистов», написанная на основании редких документов. В ней Л., как и следовало ожидать, окружает ореолом мученичества аристократию, восхищается жирондистами и негодует на якобинцев. Работа до такой степени субъективна, настолько искажает факты, что никакого научного значения не имеет, представляя собой один из бесчисленных образцов дворянского очернения Великой революции 1789—1794.

Библиография:

I. На русский язык перев.: Судьбы поэзии. Из путешествий по Востоку, «Телескоп», ч. 20, 1834, №№ 15 и 16; Шарлотта Корде (из истории жирондистов), «Современник», 1847, III; Признание, «Современник», 1849, тт. XIV—XV, 1850, тт. XXIII, XXIV; Рафаэль. Страницы из двадцатых годов жизни, «Библиотека для чтения», 1849, чч. 94 и 95; Антониэлла, Роман, СПБ, 1868 и СПБ, 1875; История жирондистов, 4 тт., СПБ, 1902; Жанна д’Арк (Орлеанская дева), изд. Суворина, б. г. («Дешевая биб-ка»); ?uvres, 40 vv., Hachette, 1860—1863.
II. Полонский Л., На досуге, сб. статей, СПБ, 1884; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX в., М., 1895; Брандес Г., Литература XIX века в ее главных проявлениях. Французская литература, СПБ, 1895; Пти де Жюльвиль, Иллюстрированная история новейшей французской литературы, М., 1908; Ла Барт Ф., де, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Коган П. С., Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., изд. 2-е, М., 1923; Покровский М. Н., Ламартин, Кавеньяк и Николай I, в сб. «К 75-летию революции 1848 г.», М., 1923; Луначарский А. В., История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, ч. 2, Гиз, 1924 (и нов. изд., 1930); Ла Барт, де, Альфонс Ламартин, история западно-европейской литературы, под ред. Ф. Батюшкова, кн. V, изд. «Мир», б. г.; Лансон Г., История французской литературы, том III, перевод П. Морозова, СПБ, 1897;
Фаге Э., История французской литературы. XIX в., СПБ, 1901; Brunnetiere, La poesie de Lamartine, «Revue des Deux Mondes», 15 aout, 1886; Domvile M., Life of Lamartine, 1888; Deschanel E., Lamartine, 1893; Zyromski E., Lamartine, 1897; Masson P. M., Lamartine, 1911; Doumic R., Lamartine, 1912; Whitehouse H. R., Life of Lamartine, 2 vv., 1918; Lebey A., Lamartine dans ses horizons, P., 1929.

Биография (ru.wikipedia.org)

Ламартин, французский романист, родился в Маконе. Его родители были обедневшими дворянами. Отец его воспитал в преданности законной монархии; мать его была ревностная католичка. Детство и юношеские годы Ламартин провёл в обществе матери и пяти сестер; что, вместе с рано развившейся любовью к природе, породило в нём особую мягкость характера и склонность к сентиментальной мечтательности.

С детства любимым чтением Л. было Евангелие, а из французских поэтов — Расин. Школьное воспитание Ламартин получил сначала в Лионе, потом в иезуитской школе в Беллэ. Вернувшись на родину, он изучал классических авторов, восхищался Руссо и Бернардом де-Сен-Пьером и с увлечением воспринимал новые литературные веяния. Его юношеские увлечения составляют сюжет многочисленных поэм, где, в рассказах об Эльвире, Леноре, Грациэле, переданы истинные эпизоды из жизни поэта, лишь слегка прикрашенные вымыслом. Особенную роль в жизни Л. играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвиры; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на поэзию Л. печать меланхолии и заставили его искать утешения в Боге. Он много путешествовал, жил в Италии, пробовал счастья в дипломатической карьере.

В честь Эльвиры Ламартина назван астероид (277) Эльвира, открытый в 1888 году французским астрономом Огюстом Шарлуа в обсерватории Ниццы.

Творчество

В 1820 г. вышел его первый сборник стихов: «Meditations», имевший сразу громадный успех; за ним последовали «Nouvelles Meditations» (1823), «Harmonies» (1835), «Jocelyn» (1835), «Chute d’un Ange» (1838), «Recueillements poetiques» (1839). В 1829 г. Ламартин избран был членом французской Академии; в 1832 г. он совершил большое путешествие по Востоку и описал его в «Voyage en Orient» (1835). Время с 1839 по 1849 г. — расцвет политической деятельности Ламартина (см. ниже). Последние двадцать лет жизни Ламартина полны были лишений и страданий. Литературное значение Ламартина основано главным образом на его первых стихотворных сборниках. Французская критика единогласно признает автора «Meditations» одним из величайших поэтов Франции.

Его талант во многих отношениях не уступает В. Гюго, но по своему артистическому темпераменту Ламартин — не глава школы; это отличает его от Гюго и определяет его положение относительно романтизма. Он стоял вне литературных распрей своего времени, не имел литературного самолюбия (его физическая красота и элегантная аристократическая осанка более удовлетворяли его, чем литературный успех) и сам называл себя дилетантом -«curiosus litterarum», вроде друзей Горация и Виргилия. В своих первых стихотворениях Ламартин подражал Вольтеру, Парни и шуточному жанру Грессэ. Большие философские его поэмы в александрийских стихах («L’homme», «La Priere», «L’Immortalite»), его оды (например, «Enthousiasme») и некоторые стансы повторяют манеру Ж.-Б. Руссо и других поэтов XVIII в. Шатобриан, Гете, мадам де Сталь приобщили его к духу времени; под их влиянием окреп лирический талант Ламартина, искавший только рамок для отражения своего внутреннего мира.

Темой его поэзии, субъективной и отчасти ораторской, стала намеченная уже до него мадам де Сталь «загадочность человеческой судьбы»; её главное содержание — «грустно созерцательное настроение, уединение лесов, беспредельность горизонта, звездное небо, вечность и бесконечность, таящиеся в душе христианина». Шатобриан внес идею христианства в художественную прозу, Ламартин внес глубокое христианское настроение в поэзию; эти черты объединяют двух великих представителей романтизма. Но Шатобриан, поэт страсти и ярких красок, вводит в религию элемент любви и страсти, его христианство полно чувственности и жизнерадостности; Ламартин, в котором вера — дело природного инстинкта и воспитания, воспевает любовь, очищенную и одухотворенную скорбью и близостью надвигающейся или уже наступившей смерти.

Это — та личная нотка, которую Ламартин внес в романтическую поэзию: он создал элегию. «Lac», «Isolement», «A Elvire», «Le Vallon», «Crucifix» и др. составляют вечные памятники его славы и дышат неподдельным, искренним чувством, гораздо более, чем длинные поэмы — «Jocelyn», «Chute d’un Ange», где поэтические красоты чередуются с риторической декламацией. В поэзии Л. женщина является посредницей между земной жизнью и высшим, божественным миром; скорбь при мысли об утраченной возлюбленной окрашивается глубокой верой в бессмертие. Сочетание поэтической меланхолии с инстинктивной верой составляет главное обаяние поэзии Ламартина, не отличающейся новизной замысла. Bce дело в непосредственности чувства, которым дышит, например, «Lac», где старая мысль о бренности земного счастья облечена в неподражаемо трогательную форму. В лирических сборниках, явившихся после первых «Meditations», религиозное настроение все более усиливается и выливается в гимны, проникнутые христианским смирением. «Harmonies» более музыкальны по языку, но уступают «Meditations» по нежности формы.

Политическая деятельность

В молодости Ламартин служил в королевской гвардии, с 1823 по 1829 г. был секретарём посольства в Неаполе и во Флоренции. Кн. Полиньяк предложил ему место главного секретаря мин. иностр. дел, но Ламартин отказался, так как не разделял реакционных взглядов этого кабинета. В том же 1829 г. он был назначен посланником при герцоге Леопольде Саксен-Кобург-Готском. Узнав об июльской революции, Ламартин подал в отставку. Избранный, в 1833 г., в палату депутатов, он в первой же речи объявил себя независимым консерватором. В политике он, прежде всего, моралист, в социальных вопросах — проповедник прогресса и религиозной терпимости, защитник свободы и пролетариата. Блестящие его речи волновали палату и с жадностью читались.

Определенных политических планов у Л. не было; он поддерживал консервативный кабинет Моле, а когда приверженцы последнего предложили ему председательство в палате, Л. отказался, заявив, что он прогрессист, а они — консерваторы. В 1840 г., противодействуя политике Тьера по восточному вопросу, Ламартин высказался за уничтожение Турецкой империи, предложив отдать Константинополь — России, Египет — Англии, а Сирию — Франции. С 1843 г. он становится решительным противником консервативного направления Гизо. Слава Л. достигла своего апогея в 1847 г., когда он выпустил в свет «Историю жирондистов». Впечатление получилось громадное. В этой увлекательно написанной книге Л. дает блестящую апологию жирондистов. Научного здесь очень мало; это — ряд блестящих портретов и описаний, проникнутых республиканским настроением.

После отречения Людовика-Филиппа (24 февраля 1848 г.) Л. решительно восстал в палате против регентства герцогини Орлеанской и произнес горячую речь, предлагая учредить временное правительство и созвать национальное собрание. В качестве члена временного правительства Ламартин взял на себя портфель министра иностранных дел. Только под напором обстоятельств решился Ламартин немедленно провозгласить республику, в которой он, благодаря таланту и красноречию, явился посредником между консерваторами и крайними. В эти бурные дни Ламартин обнаружил большое мужество и такт. 25 февраля, когда временному правительству угрожала опасность быть разогнанным народной толпой, Ламартин произнес знаменитую речь, где красноречиво описал ужасы революции и воспел трёхцветное знамя(в противоположность красному).

«Ламартин у Отеля-Де-Вилль отвергает красный флаг» 25 февраля 1818 г. Картина Феликса-Эмманюэля-Анри Филиппото . Ламартин говорил, что красный флаг символизирует революционное насилие и должен быть немедленно убран после окончания борьбы.

4-го марта Ламартин отправил к европейским дворам манифест в миролюбивом духе. Ряд народных манифестаций (в марте и апреле) заставил Л. прибегать к вооружённой силе. Спокойствие восстановилось, но популярность Л. падала. Выбранный в 10 департаментах депутатом в учредительное собрание, Ламартин был выбран собранием в члены исполнительной комиссии. Восстание 15 мая было подавлено, благодаря распорядительности Л. Это был последний день его славы. Желая всех примирить, он никого не удовлетворял. Собрание отвергло предложение Л. о недопущении в его среду Луи-Бонапарта, а сближение Л. с Ледрю-Ролленом и ген. Кавеньяком оттолкнуло от него и консерваторов, и радикалов. Июньские дни положили конец его участию в управлении. В вопросе о выборе президента республики Ламартин разошелся с Греви, предлагавшем предоставить избрание президента республики не народу, а палате. На выборах в президенты Ламартин получил очень мало голосов. Даже в законодательное собрание 1849 г. он не был выбран, хотя выступил кандидатом в 10 департаментах.

Возвратясь к литературной деятельности, он основал и редактировал политический журнал «Conseiller du peuple». В его «Civilisateur» (1851) интересны биографии великих людей, особенно Цезаря — сатира против Наполеона. В 1848 г. Л. написал «Trois mois au pouvoir», в 1849 г. — «Histoire de la revolution de fevrier». В «Histoire de la Russie» (1855), «Histoire de la Turquie», «Histoire des Constituants» выразился упадок таланта Л. В его «Histoire de la Restauration» (1851—63) много драматических страниц и художественных очерков, но научного значения она также не имеет.

На русский переведена «История жирондистов» (СПб. 1871, первые 2 тома).

Дата публикации на сайте: 9 ноября 2012.