Мудрые мысли

Хун Цзычен (Hong Zicheng)

Хун Цзычен (Hong Zicheng)

(XVII в)

Китайский писатель, поэт и философ.

Цитата: 154 - 170 из 441

Заслышав громкие звуки музыки и разгульные песни, бегу от них прочь, прикрываясь рукавом. Завидую прозревшему человеку, которому нипочем страсти мира. На исходе суток, в полночный час брожу без устали в темноте, сокрушаясь о том, что род людской ввергнут в океан страданий.


Злоба крадется за добротой, как тень за телом. Поэтому, вместо того чтобы заботиться о своей доброй славе, забудь и о доброте, и о злобе. Ненависть появляется там, где есть милосердие. Поэтому, вместо того чтобы стараться прослыть милосердным, отринь и ненависть, и милосердие.


Злопыхатели и клеветники - словно облачко, набежавшее на солнце: надолго затмить добродетель они не могут. Льстецы и подхалимы - словно дуновение легкого ветерка: не замечаешь их исчезновения.


Знатного вельможу встреча со старцем, живущем в горах, сделает возвышеннее. Рыбаков или дровосеков встреча с именитым царедворцем сделает суетнее. Надобно знать: пышное не одолеет скромное; низменное не поднимется до возвышенного.


Золото добывают из руды. Яшму извлекают из камней. Не будь обманчивой видимости, было бы невозможно искать правду. Истину находят в кувшине с вином, блаженных встречают среди полевых цветов . Даже самое возвышенное нельзя отделить от обыденного.


Зрение и слух - внешние разбойники. Желания и замыслы - разбойники внутренние. Нужно, чтобы Хозяин не позволял себя усыпить и покойно восседал в главном зале дома. Тогда разбойники превратятся в слуг.


Из высокого окна можно видеть, как облачная дымка кутает голубые горы и изумрудные потоки; так постигаешь совершенство мира. В бамбуковой роще можно слышать, как пение птиц приветствует и провожает времена года; так познаешь взаимное забытье себя и мира.


Из неудачи нередко можно извлечь полезный урок, поэтому промахи - лучшее подспорье делу.


Изумляться редкостному, восхищаться необычайным - это не от большого ума. Изнурять себя благочестием, стараться превзойти всех в добродетели - это не от хорошего воспитания.


Истинная пустота не пуста. Доверяться видимым образам неправильно. Отворачиваться от видимых образов тоже неправильно. Как же, спрашивается, Учитель мира поведал истину? *Будучи в мире, будь вне его. Потворствовать желаниям - страдание. Пресекать желания - тоже страдание*. Эти наставления каждый из нас должен претворить в своей жизни.


Истинно благочестивые люди умеют ладить с другими и не позволяют вспыхнуть вражде. Люди, заслуженно почитаемые, умеют создать впечатление, что их добродетели принадлежат всем, и не позволят зависти завладеть своим сердцем.


Истину находят в кувшине с вином, блаженных встречают среди полевых цветов. Даже самое возвышенное нельзя отделить от обыденного.


Каждое совершенное нами дело наносит нам ущерб, оттого в Поднебесной неделание всегда почиталось за счастье. Когда-то один человек сказал в своих стихах: *Дав совет государю, не проси себе знатный титул. Победа в одном сражении дается ценою гибели тысяч людей*. Говорится также: *Если в Поднебесной царит вечный мир, не жаль, коли в ножнах заржавеют мечи*. Помните об этих словах, и тогда воинственные настроения в мире сами собой растают, как лед на солнце.


Как бы ни преуспевал ты в учении, если ты освободился от власти вещей, - значит, ты познал, что такое мудрость.


Каким бы великим делом ты ни был занят, если ты прогнал суетные мысли, - значит, ты достиг совершенства.


Каким бы великим делом ты ни был занят, если ты прогнал суетные мысли, - значит, ты достиг совершенства. Как бы ни преуспевал ты в учении, если ты освободился от власти вещей, - значит, ты познал, что такое мудрость.


Когда богатство, знатность и слава приобретаются добродетелью, они подобны лесным цветам, пышно цветущим на воле. Когда они приобретаются заслугами, они подобны цветам, выращенным на клумбе. Когда они приобретаются властью, они подобны цветам в вазе, отрезанным от корня и обреченным на увядание.