Мудрые мысли

Пауль Йоханнес Тиллих (нем. Paul Johannes Tillich)

Пауль Йоханнес Тиллих (нем. Paul Johannes Tillich)

(20 августа 1886, Штарцеддель, Пруссия, Германская империя — 22 октября 1965, Чикаго, США)

Немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии. В отличие от Карла Барта и др., стремился к созданию универсальной «теологии культуры».

Цитата: 1 - 17 из 17

Бытие человека не только дано ему, но также требуется от него. Он ответственен за него; в самом буквальном смысле, он должен отвечать, если его спросят, что он сделал из себя. Тот, кто спрашивает его, – его судья, и это не кто иной, как он сам. Данная ситуация вызывает его тревогу, которая в относительных терминах есть тревога вины, в абсолютных тревога самоотвергания, или самоосуждения.


В логических системах мысли часто говорится о превращении возможности в реальность. Но фактически все обстоит не так просто. Между первым и вторым лежит один решающий момент. Это – тревога...


Витальность, способная выстоять перед бездной отсутствия смысла, осознает присутствие скрытого смысла внутри разрушения смысла.


Власти заинтересованы в деятельности церкви как в способе удовлетворения психологических нужд, которые иначе могли бы представлять опасность для политической структуры.


Жизненный процесс исполнен тем большей силы, чем больше небытия он способен включить, утверждая себя, но не подвергаясь при этом разрушению.


Невроз - это способ избежать не-существования, избегая существования.


Ожидание небытия перед лицом смерти придает человеческому существованию экзистенциальный характер. Сартр включает в небытие не только “ничто”, но и бессмысленность. В экзистенциализме не существует пути преодоления этой угрозы. Единственно возможное отношение к угрозе – мужество принять ее на себя: мужество!


Самоутверждение человека тем сильнее, чем больше небытия он может вместить в себя.


Тот, кто способен вынести и выразить бессмысленность, показывает, что он уже переживает встречу со смыслом в своей пустыне бессмысленности.


Тревога - это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия.


Тревога вины возникает потому, что бытие человека не только дано ему, но и предъявлено как требование. Человек несет ответственность за свое бытие. Он обязан дать ответ на вопрос, что он из себя сделал, по крайней мере самому себе.


Тревога отсутствия смысла возникает как в силу сомнения, так и тогда, когда прежние убеждения, идеи и ценности утрачивают способность выражать человеческую ситуацию и отвечать на экзистенциальные вопросы человека (например, потому что изменились исторические условия).


Церковь тоже принадлежит миру и подлежит суду, которым она судит этот мир. Церковь, которая пытается исключить себя из такого суда, теряет право судить мир и справедливо осуждается миром.


Человек - это не ответ. Человек - это вопрос.


Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения.