Говорят дети


  Услышав, что женщина упала в обморок, ребенок саркастически спрашивает:
- А кто ее оттудова вынул?
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  - И почему кормилица? Надо поилица. Ведь не котлетами же будет она нашего Зёзьку кормить!
- И почему перчатки? Надо пальчатки.
- Мама, вот ты говоришь, что сосульки нельзя сосать. Зачем же их назвали сосульками?
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Иногда ребенок протестует не против смысла, а против фонетики данного слова. Писатель Н.Прянишников сообщает мне из Уральска про тамошнюю четырехлетнюю девочку, которая с возмущением узнала, что имя нарисованного в книжке человека - Шекспир. Она даже отказалась повторить это имя:
- Так дядей не зовут, а только службу!
Должно быть, слово Шекспир прозвучало для нее как Сельмаш, Мосгаз, Детгиз и т.д.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  - Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. - Там на экзамене ребят режут.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...
- А я тогда не выйду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Четырехлетняя Оля, привезенная матерью к тетке в Москву, долго смотрела на нее и на дядю и наконец, во время чаепития, разочарованно и очень громко воскликнула:
- Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле.
К сожалению, осталось неизвестным, что сказала при этой оказии мать.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Свежесть реакций ребенка на взрослую речь сказывается именно в том, что каждую нашу идиому дети воспринимают буквально.
- С тобой голову потеряешь, ей-богу! - говорит, например, сердитая мать.
- Со мною не потеряешь: найду - подниму.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Четырехлетняя девочка не выговаривает звука *р*. Дядя, дразня, говорит ей:
- Наденька, скажи слово *рыба*.
- Окунь, - отвечает она.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Характерный пример неумения детей дифференцировать качества:
четырехлетняя Лида Григорян, для которой сплели венок из одуванчиков, увидела такой же венок на подружке:
- У нас венки одинаковые, желтого размера!
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Мой трехлетний сын впервые познакомился с сосновыми шишками, когда они валялись на земле под деревьями. И лишь через месяца два увидел их на ветках сосны с верхнего этажа нашей дачи:
- Шишки на дерево полезли как-то.
(К.Чуковский. От 2 до 5)