Говорят дети


  - У меня развязнулся шнурок.
- У мамы коса расплетнулась!
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Особенно выразительно звучит у детей суффикс ну в тех глаголах, в которые он не допускается взрослыми. Это видно из такого, например, диалога:
Кира: - Мама, Лена кривляется!
Лена: - Неправда!
Кира: - А кто сейчас кривнулся?
Или вспомним такие слова, как *ихинная*, *кавонина*, *ктойтина*, *сумасошлатая* и т.д.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Стоит тольковнимательнее приглядеться к языковому развитию детей, чтобы стало ясно, чтоподражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала,который предлагают им взрослые:
- Кочегарка - жена кочегара?
- Судак - это которого судят?
- Начальная школа - это где начальники учатся?
- Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны тушенники!
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Какой ребенок уже на четвертом году не приставал к своей матери с такими вопросами, в которых заключается самая строгая и даже придирчивая критика *взрослых* речений:
- Почему сверчок? Он сверкает?
- Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.
- Почему ты говоришь: тополь? Ведь он же не топает.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  - Почему ты говоришь: ногти! Ногти у нас на ногах. А которые на руках
- это рукти.
- Почему ты говоришь: рыба клюет? Никакого клюва у ней нет.
- Почему разливательная ложка? Надо бы наливательная.
- Почему перочинный нож? Надо бы оточительный. Никакие перья я им не чиню.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  О.И.Капица рассказывает о пятилетнем мальчике, который говорил про художника, сделавшего иллюстрацию в книжке:
- Он совсем не художник: он очень хорошо нарисовал.
Смастерив какую-то картинку, этот же мальчик воскликнул:
- Посмотрите, какой я хорошник.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Мать рассердилась и сказала трехлетнему Ване:
- Ты мне всю душу вымотал!
Вечером пришла соседка. Мать, разговаривая с нею, пожаловалась:
- У меня душа болит.
Ваня, игравший в углу, рассудительно поправил ее:
- Ты сама сказала, что я у тебя всю душу вымотал. Значит, у тебя души нету и болеть нечему.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Проезжая в Крыму по степи, я назвал эту степь пустыней. Но моя четырехлетняя спутница указала на кусты:
- Это не пустыня, а кустыня.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Четырехлетний Вадик с удивлением увидел, что взрослые наливают в молочник не молоко, а вино.
- Теперь это не молочник, а виновник.
(К.Чуковский. От 2 до 5)


  Требуя, чтобы в конструкции каждого слова была самая прямолинейная логика, ребенок сурово бракует слова, логика которых не удовлетворяет его:
- Это не синяк, а красняк.
- Корова не бодает, а рогает.
(К.Чуковский. От 2 до 5)