•
Молодой человек
(суфийская притча)
Суфийский мастер Джунайд работал с одним юношей. Джунайд жил настолько обычной жизнью, что нужно было быть очень проницательным, чтобы понять, что рядом просветленный. Во всем он был совершенно обычным.
Юноша, который с ним работал, постоянно показывал свою осведомленность, и что бы Джунайд ни делал, он говорил:
— Неправильно. Это нужно делать так. Так будет лучше.
В конце концов Джунайд засмеялся и сказал:
— Молодой человек, я не настолько молод, чтобы знать так много.
•
Столпы религии
(притча неизвестного происхождения)
В одной стране начались преследования верующих за их религиозные убеждения. И тогда три Столпа Религии — Святое Писание, Поклонение и Благотворительность — направились к Богу, испугавшись, что религия будет уничтожена, и сами они перестанут существовать.
— Вам нечего беспокоиться, — ответил Бог. — Я собираюсь послать на землю кое-кого более могущественного, чем вы все вместе взятые.
— Как же зовут этого Владыку?
— Самопознание. Его свершения будут более значительными, чем любое из ваших деяний, — ответил Бог.
•
Высшее мастерство
(современная притча)
Однажды к старому Учителю китайских боевых искусств пришел ученик-европеец и спросил:
— Учитель, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему еще вы могли бы научить меня?
Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал:
— Представь себе, что, гуляя по городу, ты случайно забредаешь на улицу, где поджидают несколько громил, мечтающих ограбить тебя и переломать тебе ребра. Так вот, я научу тебя не гулять по таким улицам.
•
Полюбивший слепой
(современная притча)
Один человек стал резко терять зрение. Он боролся со своим недугом всеми известными способами. Когда стало ясно, что лекарства не помогают, он стал бороться с помощью чувств. Совсем непросто было сказать себе: *А ты полюби свою слепоту*.
Поначалу его положение казалось безвыходным. Когда он начал разговаривать со своей слепотой, его речь была горькой. Но он продолжал, пока горечь не уступила место смирению, терпеливости, покорности судьбе, приятию, а однажды, к его великому изумлению, — дружбе и любви. Затем наступил день, когда он обнял рукой свою слепоту и сказал:
— Я люблю тебя.
В этот день близкие опять увидели на его лице улыбку. Конечно, зрение он потерял навсегда. Но каким прекрасным стало его лицо!
•
Мудрая Свинья о морали
(даосская притча)
Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:
— У каждого племени, клана и даже семьи, если на ее подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами.
Высказав все это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина.
•
Два меча
(дзэнская притча)
Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают свою жизнь.
Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья.
Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассеченными на две части. Меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.
•
Ради Торы
(еврейская притча)
Р. Акиба подарил своей жене золотое запястье. Увидала это жена рабан Гамлиеля и, мучимая завистью, пришла и рассказала о запястье своему мужу.
— Друг мой, — заметил ей рабан Гамлиель, — а подражала ли ты жене р. Акиба в то время, когда она косы свои отрезала и продавала, чтобы дать возможность мужу спокойно заниматься изучением Торы?