Притчи


  Не твое дело
   (Деловая притча от Тадао Ямагучи)
   Однажды ученик спросил у Учителя:
   - Учитель, в моей фирме большинство ключевых постов занимают родственники директора. Для того, чтобы не ссориться с ними, директор, он же хозяин, часто принимает решения, которые мешают бизнесу. Порой доходит до того, что бизнес явно страдает из-за родственников.
   - Ты говорил с ним об этом? - спросил Учитель.
   - Когда-то давно, когда я только пришел в фирму, я пытался объяснить все это хозяину, но он... он сказал, что все и сам понимает и что это не мое дело.
   - Как он при этом выглядел? - Учитель внимательно посмотрел на ученика.
   Ученик задумался, вспоминая:
   - Пожалуй, так, как будто ему очень не хочется об этом говорить.
   - А знаешь, ведь это действительно не твое дело, - подумав, грустно сказал Учитель.


  Путешествие вокруг Солнца
   (Притча неизвестного происхождения)
   Ученик спросил у Мастера о значении одной фразы, которую он где-то слышал: *Просветленный человек путешествует, не двигаясь*. Мастер сказал на это:
   - Садись у окна каждый день и наблюдай за постоянно меняющимся видом за окном. Ведь Земля приглашает тебя в ежегодное путешествие вокруг Солнца.


  Просвещенный царь
   (Даосская притча от Чжуан-цзы)
   Ян Цзыцзюй пришел к Лао Даню и сказал:
   - Предположим, в мире появится человек чуткий, деятельный, знающий, наделенный ясным умом и не ведающий усталости в деле постижения Пути. Можно ли сравнить такого с просвещенными царями былых времен?
   - Для истинного мудреца все это - оковы и путы царской службы, они изнуряют наше тело и понапрасну волнуют сердце, - ответил Лао Дань. - К тому же красивый узор на шкуре тигра и леопарда привлекает охотника, а самую ловкую обезьяну и самого усердного пса первыми сажают на поводок. Разве можно сравнить такого человека с просвещенными царями?
   - Могу ли я узнать, как управляет просвещенный царь? - спросил Ян Цзыцзюй.
   Лао Дань ответил:
   - Когда правит просвещенный царь, его деяния распространяются на весь мир, но как бы не от него исходят, его власть передается всем вещам, но люди на нее не уповают. Он правит во славе, но никто не воздает ему хвалу. Он всем на свете дает жить в свое удовольствие. Он укореняется в Безмерном и пребывает в Отсутствующем.


  Большая душа
   (Притча неизвестного происхождения)
   Однажды ученик спросил учителя:
   - Скажи мне, что такое свобода?
   - Какая свобода? - спросил его учитель. - Первая свобода - это глупость. Она подобна коню, который с громким ржаньем сбрасывает седока. Но тем крепче хватку он потом почувствует. Вторая свобода - это раскаяние. Оно подобно штурману, который после кораблекрушения остается на обломках, вместо того, чтоб сесть в спасательную шлюпку. Третья свобода - это понимание. Оно приходит после глупости и после раскаяния. Оно подобно былинке, которая, качаясь на ветру, стоит, поскольку уступает там, где слаба.
   Ученик спросил:
   - И это все?
   На что учитель ответил:
   - Иные полагают, что сами ищут истину своей души. Но это думает с их помощью и ищет большая душа. Как природа, она может позволить себе огромное число ошибок, ибо она без устали меняет оплошавших игроков на новых. Однако тому, кто позволяет думать ей, она предоставляет иногда определенную свободу действий и, как река пловца, который с течением не спорит, выносит всеми силами на берег.


  Быть как ангел
   (Христианская притча)
   Брат Иоанн думал: *Я хочу быть похожим на ангелов. Они ничего не делают, кроме созерцания великолепия Бога*. И в ту же ночь он оставил монастырь в Сцете и отправился в пустыню.
   Неделю спустя он вернулся в монастырь. Брат в воротах услышал его стук, и спросил, кто это.
   - Это Брат Иоанн. Я голоден.
   - Этого не может быть, - сказал привратник. - Брат Иоанн в пустыне, он превращает себя в ангела. Он больше не чувствует голод, и ему больше не нужно работать, чтобы прокормить себя.
   - Прости мою гордость, - сказал брат Иоанн. - Ангелы помогают людям. Это их работа, и вот почему они созерцают великолепие Бога. Я могу созерцать то же великолепие в моей ежедневной работе.
   После этих слов смиренности брат открыл ворота.


  Приближение Наполеона
   (Историческая притча)
   Наполеон Наполеон I Бонапарт (итал. Napoleone Buonaparte, фр. Napoleon Bonaparte) бежал с Эльбы и высадился на побережье Франции. Одна столичная газета завопила:
   - Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан!
   Наполеон, собрав сторонников, взял первый город.
   - Людоед идет к Грассу! - предупредила газета.
   Наполеон продолжал успешно продвигаться. Газета известила:
   - Узурпатор вошел в Гренобль!
   Наполеон приближался к Парижу, а значит, и к редакции газеты:
   - Бонапарт занял Лион...
   Наполеон еще больше приблизился к газете:
   - Наполеон приближается к Фонтебло!
   И, наконец, когда до столицы осталось рукой подать, газета известила своих читателей:
   - Его Императорское Величество ожидается сегодня в своем верном Париже!


  Именитый господин и нищий в одном лице
   (Христианская притча)
   Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил:
   - Как это может быть?
   И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему:
   - Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
   Он отвечал:
   - Считаю себя великим и первым в городе.
   - Если же ты пойдешь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
   - Последним из тамошних вельмож.
   - Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
   - Там буду считать себя одним из простолюдинов.
   - Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
   - Почти нищим.
   - Вот так и святые, - сказал монах, - чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом.