Притчи


  Токусан и старуха
   (Дзэнская притча)
   Пока Токусан не преодолел препятствия, он был жаждущим и устремлённым, у него была цель, он шёл на юг, чтобы развенчать *особую передачу истины за пределами сутр*. Добравшись до Рёйсю, он попросил у пожилой женщины немного еды, чтобы *подкрепить ум* (перекусить между приёмами пищи, чтобы ум расслабился). Старуха спросила у него:
- Ваша милость, какие писания вы с собой несёте?
- Это мои заметки и комментарии на Алмазную сутру! - ответил Токусан.
- В этой сутре есть слова: *Проявления ума, или разновидности мышления, будь они прошлыми, настоящими или будущими, в равной мере иллюзорны*. Какие из этих проявлений ваша милость собирается подкреплять? - спросила женщина.
Вопрос застал Токусана врасплох. Но, не впадая в отчаяние, он всё же спросил у женщины:
- Живёт ли где-нибудь поблизости дзэнский мастер?
- В пяти ли отсюда живет Рютан, - ответила старуха.
Токусан прибыл к Рютану совсем уставшим.


  Язык Божественного
   (Ведическая притча)
   Изучавший санскрит учёный был очарован тем, как Мастер мелодично напевает стихи на санскрите.
- Я всегда знал, что нет на земле языка, более подходящего для выражения Божественного, чем санскрит!
- Не будь глупцом! - сказал ему Мастер. - Язык Божественного - не санскрит, а Безмолвие.


  Спор византийцев с китайцами
   (Суфийская притча от Руми)
   Как-то заспорили китайцы и византийцы о том, кто из них искуснее в живописи. Спор этот был беспредметным, и слушавший его царь сказал:
- К чему пустые слова? Пусть каждый из вас на деле покажет, каково его умение.
Спорящих разместили в просторном покое, разделённом непрозрачной перегородкой на две мастерские. Китайцы, заняв одну из них, сразу же потребовали себе красок и холстов, и их просьба была немедленно выполнена. Византийцы же сразу заперлись в своей мастерской, сказав, что им ничего не нужно.
Началось соревнование. Китайцы искусно покрывали холсты различными узорами, а византийцы у себя, выбрав одну из стен, полировали её одним из известных им способов. Через некоторое время работы были закончены, и китайцы громким боем барабана призвали к себе царя, чтобы он взглянул на результаты их труда. Властелин был изумлён красотой и многоцветьем созданных китайцами узоров и, побыв около их картин, решил посмотреть работу византийцев. Те при нём сняли покров со стены, отполированной до зеркального блеска, и на ней вместо жалкого творения рук человеческих он увидел отражение иного мира - мира Истины.
Созданное византийцами зеркало можно было сравнить только с сердцем чистого и праведного человека, отражающим беспредельность духа.


  Профессор для школы
   (Деловая притча от Тадао Ямагучи)
   Однажды Учитель вместе с несколькими учениками посетил интересовавшую его лекцию в местном университете. По окончании лекции ученики, заинтересовавшись, спросили Учителя:
- Что ты скажешь об этом профессоре, Учитель? Понравилось ли тебе то, как он владеет материалом и как объясняет его?
- На мой взгляд, - сказал Учитель, - ему надо бы преподавать не в университете, а в школе или даже, может быть, в детском саду.
Когда Учитель произнёс эти слова, кто-то, стоявший недалеко от них, развернулся и решительными шагами пошел прочь. Один из учеников воскликнул:
- Учитель! Это тот самый профессор.
Учитель всмотрелся в спину уходящего, улыбнулся и сказал:
- Кто-нибудь, пожалуйста, догоните его... и скажите, что я ошибся: только школа!


  Задержка посла
   (Притча от Пауло Коэльо)
   В далёкую страну был отправлен посол с мирным соглашением, которое должно было быть подписано. Но посол решил получить выгоду от того, что ещё никто не знает о том, что две страны собираются подписать мирное соглашение. Он рассказал своим друзьям о цели своей поездки, а те, в свою очередь, попросили его не торопиться с поездкой. Они, воспользовавшись этой информацией, изменили свою коммерческую стратегию и заключили выгодные сделки.
Когда, наконец, посол отправился в поездку, было уже слишком поздно для того соглашения, которое он должен был доставить. Разразилась война, которая разрушила как планы его государства, так и планы тех людей, которые задержали посла.
Учитель сказал: *В нашей жизни есть только одна важная вещь - это жить своей собственной судьбой - миссией, которая нам суждена. Но мы всегда нагружаем себя ненужными заботами, которые разрушают наши планы*.


  Райское яблоко
   (Притча про Насреддина)
   Насреддин находился в кругу своих учеников, когда один из них спросил его о взаимосвязи этого мира с вещами, относящимися к другому измерению. Насреддин сказал:
- Ты должен понимать аллегории.
Ученик ответил:
- Покажи мне что-нибудь практически, например райское яблоко.
Насреддин поднял яблоко и дал этому человеку. Тот сказал:
- Но это яблоко наполовину гнилое, а небесное яблоко непременно было бы совершенным.
- Небесное яблоко действительно, должно быть совершенным, - ответил Насреддин, - но, учитывая твои нынешние способности вообще и способности судить о небесном яблоке в частности, а также то, что ты, как и все мы, находишься в этом обиталище разложения, можешь считать, что ты всё равно не увидел бы райское яблоко в ином виде.


  Отшельник и его гости
   (Притча неизвестного происхождения)
   Три мыши приблизились к отшельнику, привлечённые его неподвижностью.
Он сказал каждой из них:
- Ты поселилась в муке. Хотя запасов её хватит на весь род твой, но от того ты не стала добрее.
- Ты избрала местожительство в книгах и перегрызла немало их, но не стала образованнее.
- Ты поместилась среди священных предметов, но не стала возвышеннее.
Право, мыши, вы можете стать людьми. Как люди, вы посрамляете данные сокровища.
Три льва пришли к отшельнику. Он сказал каждому:
- Ты только что умертвил путника, спешившего к семье.
- Ты похитил единственную овцу у слепой.
- Ты уничтожил коня у вестника важного.
Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну.
Не удивляйтесь, что люди окажутся более жестокими, нежели вы.
Три голубя прилетели к отшельнику. Он сказал каждому:
- Ты склевал чужое зерно и счёл его своим.
- Ты вытащил целебное растение и почитаешься священной птицей.
- Ты прилепился к чужому храму и во имя суеверия заставил кормить себя.
Право, голуби, пора вам стать людьми. Суеверие и ханжество славно прокормят вас.