Притчи


  Рыба на Луне
   (Суфийская притча)
    Шейху Бахауддину Накшбанди задали такой вопрос:
- Отчего вы всегда говорите, что невозможно постигнуть суфизм самостоятельно и что тот, кто думает о себе как о преуспевшем на Пути более других вообще не идёт в счёт?
Тот ответил:
- Мой повседневный опыт подсказывает, что те, кто думает о возможности изучать суфизм самостоятельно, на самом деле неспособны к этому - они слишком эгоцентричны. Те, кто думает, что неспособен двигаться по Пути самостоятельно, на самом деле могут это сделать. Подлинный наставник наблюдает за самостоятельным продвижением таких учеников, непрестанно отслеживая их внутреннее состояние. В целом всё упирается в тщеславие ученика. Всякий, кто считает, что преуспел в знании более других, близок к полному неведению и не способен обучаться. Он угодил в замкнутый круг, в *сатанинские кишки* своего невежества. Дело в том, что опыт подлинного знания совершенно отличен от работы мышления, вот почему один преуспевает, другой - нет.
Вы видели, что я никогда не беру в ученики тех, в ком вижу самонадеянность, поскольку такой человек - вне зависимости от того, что он сам думает по этому поводу, - воспринимает мою критику как желание обучать его. Вот почему таких людей я отсылаю прочь. Всегда есть надежда, что они всё же отыщут Учителя, который не станет пестовать их тщеславные ожидания, хотя это подобно надеждам на то, что на Луне есть рыба.


  Обещание
   (Суфийская притча)
    Суфии говорят, что большинство людей большую часть своей жизни не способны к восприятию глубоких вещей. Это происходит оттого, что они неверно интерпретируют то, чему их учат. Две слабости, которые всплывают снова и снова - понимать слова слишком буквально и интерпретировать их слишком поверхностно.
Эта история показывает эти две тенденции: ученик первую, его друг - вторую.
Дервиш сказал ученику:
- Пообещай мне одну вещь, и я сделаю для тебя всё.
Ученик согласился.
- Пообещай мне ни о чём меня не просить - и я сделаю для тебя всё!
Однажды друг ученика спросил его:
- Ну, чему тебя учит дервиш?
- Он научил меня ни о чём его не просить.
- Это не учитель, это скряга!


  Три представления о счастье
   (Притча неизвестного происхождения)
    Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье - это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье - семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
- Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
- Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
- А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное - новых людей.


  Две спички
   (Притча от Роберта Стивенсона)
    Некий путешественник оказался в лесах Калифорнии, когда настал сезон засухи и подул сильный ветер. Он проделал долгий путь, он устал и проголодался; он спустился с коня, чтобы раскурить трубку. Но когда он сунул руку в карман, то обнаружил там только две спички. Он чиркнул первой, но она не загорелась.
- Весёленькое дельце! - сказал путешественник. - До смерти хочется курить; осталась всего одна спичка; и так не хватает огня! Бывают ли на свете такие неудачники?
*И всё же, - подумал путешественник, - полагаю, я смогу зажечь эту спичку, раскурю свою трубку и вытряхну пепел в траву - трава может загореться, поскольку здесь ужасно сухо; и пока я буду затаптывать огонь спереди, он может увернуться, укрыться у меня за спиной и ухватиться вон за тот куст; прежде чем я смогу туда добежать, он вспыхнет; за кустарником я вижу сосну, поросшую мхом; она тоже в мгновение ока будет охвачена огнём от ствола до верхних ветвей; и огонь этого длинного факела... Как может подхватить его и разнести по всему лесу сильный ветер! Я слышу, как эта лощина в несколько мгновений заполняется единым эхом ветра и огня; вижу, как я скачу изо всех сил, а огонь мчится по моим следам за холмы; вижу, как этот чудесный лес много дней горит, и рогатый скот поджаривается, и ручьи пересыхают, и фермеры разоряются, и дети их идут по миру. Как будет ужасен мир после этого!*
Подумав так, он чиркнул спичкой, и она не загорелась.
- Слава Богу! - сказал путешественник и засунул трубку в карман.


  Коварный замысел
   (Суфийская притча)
    Некий правитель возненавидел одного из своих воинов. И он спросил у царедворца:
- Нет ли у тебя человека, который мог бы убить такого-то воина?
- Я сам убью его хоть сейчас же, - ответил царедворец.
Но правитель ему ответил:
- Нет, это мне не подходит. Ведь я хочу, после того, как убийство будет совершено, привлечь убийцу к ответственности и осудить его на смертную казнь, как того требует закон.


  Чудодейственный бульон
   (Хасидская притча)
    Как-то раз Баал Шем Тов проходил через город, в котором жил один человек, тяжело заболевший. Известие о прибытии Бешта распространилось быстро, и врач, лечивший этого больного, попросил знаменитого целителя посетить пациента.
Зайдя к больному, Бешт в течение нескольких секунд на него смотрел и затем, обратившись к его жене, велел приготовить для мужа куриный бульон. Больной отхлебнул немного густого навара и, сразу оживившись, заговорил. Бешт побыл с ним несколько часов, и за это время к человеку вернулись силы.
Когда Бешт собрался уходить, врач попросил уделить ему несколько минут.
- Этот человек был на пороге смерти, - сказал врач, - я ничем не мог ему помочь, и уж тем более не мог его исцелить какой-то куриный бульон. Как вам это удалось?
- Болезнь проявляется в теле, но зарождается в духе, - ответил Бешт.
- Вы лечили тело, а я заглянул в душу. Если человек использует своё тело безбожно: если он безрассуден в действиях, груб в словах, нарушает мицвос (божьи заповеди) и дерек эрец (благодеяния), - его дух страдает и не может поддерживать тело как следует. Именно это произошло с вашим пациентом. Но я обратился к его душе и побудил её уклониться от себялюбия и обратиться к бескорыстию. Душа согласилась, и тело вновь обрело здоровье.
- А что же бульон? - спросил доктор.
Бешт улыбнулся и, пожав плечами, удалился.


  Грязные гнёзда
   (Восточная притча)
    Один голубь постоянно менял гнёзда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнёзд, был невыносим для него.
Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот всё выслушивал его и кивал головой, но, наконец, сказал:
- Посмотри внимательно - оттого, что ты постоянно меняешь гнёзда, ничего не меняется. Запах, который тебе мешает, идёт не от гнёзд, а от тебя самого.