Мудрые мысли

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Цитата: 18 - 34 из 204

  …в способах производства и в формах обмена постепенно совершались изменения, настолько значительные, что им уже не соответствует общественный порядок, выкроенный по мерке старых экономических условий. Из сказанного ясно, что и средства для устранения сознанного зла должны заключаться - в более или менее развитом виде - в самих изменившихся условиях производства. Ум человеческий не может изобрести эти средства; он должен открыть их в данных материальных явлениях производства.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  В тот момент, когда я окажусь не в состоянии бороться, пусть дано мне будет право умереть.


  В это-то общество разъединенных товаропроизводителей вклинился новый способ производства. Среди естественно выросшего, без всякого плана сложившегося разделения труда между членами всего общества возникло разделение труда на фабриках, организованное по обдуманному плану; рядом с индивидуальным производством появилось общественное производство.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Вначале угнетенное сословие, обязанное платить оброк господствующему феодальному дворянству, пополняющее свои ряды выходцами из крепостных и других несвободных людей, буржуазия в беспрерывной борьбе с дворянством завоевывала у него один важный пост за другим, пока в наиболее развитых странах не стала на его место в качестве господствующего сословия …
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Во всяком движении существует известная категория путаных голов, которые чувствуют себя совсем хорошо только в мутной воде.


  Во всяком движении, во всякой идейной борьбе существует известная категория путаных голов, которые чувствуют себя совсем хорошо только в мутной воде.


  Воля определяется страстью или размышлением.


  Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия находятся в прямой зависимости от данной степени развития производства и средств сообщения. Не *свободное творчество ума* гениальных полководцев совершало перевороты в этой области, а изобретение лучшего оружия и изменение в составе армий …
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Воспитание освободит… от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку.


  Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные.


  Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.


  Все определения имеют, с научной точки зрения, ничтожное значение. … Но практически подобные определения очень удобны, а иногда даже необходимы; повредить они не могут, если только не забывать присущих им недостатков.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  …вся организация армии и способа борьбы, а вместе с ними победы и поражения оказываются зависящими от материальных, т. е. экономических, условий, от свойств людей и оружия, следовательно - от качества и количества населения и от развития техники.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  …Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг (сентябрь 1876 г.— июнь 1878 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 328.)


  Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.


  Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.


  Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости. ‹…› Свобода воли означает… не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определённому вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчинённость тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе.
(Ф. Энгельс. Анти-Дюринг (сентябрь 1876 г.— июнь 1878 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 116.)