Мудрые мысли

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels)

(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон)

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Цитата: 69 - 85 из 204

  Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.
(Ф. Энгельс. Вере Ивановне Засулич в Женеву (6 марта 1884 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 106.)


  Как можно вообще порицать что нибудь, не имея намерения убедить других… в несовершенстве порицаемого, а значит, не намереваясь вызвать этим у них неудовлетворенность?


  Капитал… делится на первоначальный капитал и на прибыль, прирост капитала… хотя практика тотчас же снова присоединяет эту прибыль к капиталу и вместе с ним пускает в оборот.


  Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных.


  Когда не будет общественных классов, которые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за существование, коренящейся в современной анархии производства, когда будут устранены вытекающие отсюда столкновения и насилия, тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их узнанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественным производством, организованным по плану, рассчитанному на удовлетворение потребностей как целого общества, так и каждого его члена.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


  Кто борется за какое либо дело, тот не может не нажить себе врагов.


  …Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает…
(Энгельс — Фердинанду Лассалю в Берлин (18 мая 1859 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 29, с. 492.)


  Лишь только в вашей душе начинает чувствоваться потребность знания, лишь только мы ощущаем в себе стремление разрешить те из бесчисленных проблем, каждую минуту предлагаемых нам природой, которые нам ближе всего, - как беспокойство нашего духа напрягает все душевные силы, чтобы пробиться через трудности исследования, в надежде найти по ту сторону этих неясностей полный свет и нерушимое спокойствие. - Тщетная надежда! Новые сомнения охватывают нас, новые задачи разжигает наше стремление к знанию. И так нас зовет одна цель за другой; всегда возобновляется в нас тоска, которая никогда всецело не обманывается и никогда всецело не удовлетворяется, пока мы незаметно не очутимся в конце жизни, но не исследования. Это - судьба, общая всем искателям истины.


  Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т. е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен.


  Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя — свободными.


  Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали,— что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать.
(Ф. Энгельс. Вере Ивановне Засулич в Женеву (23 апреля 1885 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 263.)


  Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений.


  …Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану я осуждать грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть, а чувственность пытается возвести себя на пьедестал. Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике.


  Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике.


  …Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнём.
(Ф. Энгельс. Заметки о войне (конец июля 1870 г.— февраль 1871 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 17, с. 256.)


  Мы не должны забывать, что все наше экономическое, политическое и умственное развитие вытекло из такого предварительного состояния, при котором рабство было настолько же необходимо, как и общепризнано. В этом смысле мы имеем право сказать, что без античного рабства не было бы и современного социализма.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)