Мудрые мысли

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев)

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев)

(5 (17) января 1863, Москва — 7 августа 1938)

Русский театральный режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Народный артист СССР (1936). В 1898 году, совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный Театр, на базе которого создал театральную школу и направление в сценическом искусстве, которое нашло теоретическое выражение в *системе Станиславского*.

Цитата: 18 - 34 из 70

  Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет…
Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести.
Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
— В чём счастье на земле?
В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет.
А успех? Бренность.


  Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.


  Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист.


  Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.


  Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом. - (Аркадий Николаевич Торцов) (*Работа актера над собой*)


  Жить - это значит действовать.


  Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале - то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования.


  Искренность и простота — дорогие свойства таланта.


  Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные.


  Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.


  Когда играешь злого, ищи, где он добрый.


  Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло придти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах?.. Фантазия, как и воображение, необходима художнику.


  ...красиво не то, что по театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, т. е. чувства и мысли артистов и зрителей.


  Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?


  Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.


  Мы ненавидим театральность в театре, не любим сценичное на сцене. Это огромная разница.


  Мы, артисты, так привыкли на сцене дополнять факты подробностями собственного воображения, что эти привычки переносятся нами со сцены в жизнь. Здесь они, конечно, лишние, но в театре необходимы. Вы думаете, легко сочинять так, чтобы вас слушали с затаенным дыханием? Это тоже творчество, которое создается магическими *если бы*, *предлагаемыми обстоятельствами* и хорошо развитым воображением. Про гениев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смотрят на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы, смертные, видят жизнь. Можно ли осуждать их за то, что воображение подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то черные стекла? И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут очки н начнут смотреть как на действительность, так и на художесгвенный вымысел ничем не заслоненными глазами, трезво, видя только то, что дает повседневность? - (Аркадий Николаевич Торцов) (*Работа актера над собой*)