Мудрые мысли

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales)

(1601, Бельмонте, Арагон — 6 декабря 1658, Тарасона, Арагон)

Испанский прозаик, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Цитата: 154 - 170 из 527

Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек — от края, в котором родится.


Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек — от края, в котором родится. Одни обязаны родине больше, нежели другие, ибо родились под более благосклонным небом. Каждому народу, даже весьма просвещенному, свойственен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом либо со злорадством. Вытравить или хотя бы прикрыть эти родимые пятна — немалое искусство: такой человек прославится как исключение среди своих земляков — а что редко, то дорого. Бывают еще недостатки фамильные, сословные, должностные, возрастные, и если все они сойдутся и не будет человек стараться от них избавиться, то чудищем станет несносным.


Избегай тех, в чьем обществе проигрываешь, — то ли потому, что слишком хороши, то ли — что слишком дурны.


Избегать обстоятельств — одно из первейших правил благоразумия. Великие способности ставят перед собой цели великие и далекие; долог путь к ним, и люди часто так и застревают на полпути, слишком поздно берясь за главное. От обязательств легче уклониться, чем выйти из них с честью. Они — соблазн разума: тут лучше бежать, чем побеждать. Одно обязательство влечет за собой другое, большее, и вот ты окончательно завяз! Есть люди горячие по нраву и даже по крови, такие легко берут на себя обязательства; но тот, чей путь озарен разумом, проходит мимо искушений. Он полагает большей доблестью не ввязываться, чем победить, и там, где один глупец уже попался, не желает стать вторым.


Избегать общедоступности. Особенно во вкусе. О, великий был мудрец, огорчившийся, когда его творения нравились многим! Всеобщая хвала претит разумному. Как хамелеоны питаются воздухом, так иные люди упиваются поклонением толпы, и грубое ее дыхание им приятнее сладчайшего дыхания Аполлонова. Также в понимании: не дивись чудесам, изумляющим или пугающим невежд: толпа глупа, мыслить трезво дано лишь немногим.


Избегать обязательств. Одно из первейших правил благоразумия. Великие способности ставят перед собой цели великие и далекие; долог путь к ним, и люди часто так и застревают на полпути, слишком поздно берясь за главное. От обязательств легче уклониться, чем выйти из них с честью.


Избегать побед над вышестоящим. Победить — значит вызвать неприязнь, победить же своего господина — неразумно, а то и опасно. Превосходство ненавистно, тем паче особам превосходительным. Свои преимущества при старании можно скрыть, как красоту — небрежностью наряда. Многие, особенно же сильные мира сего, охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любых дарованиях, кроме ума: ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму — оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить и в самом высоком. Их превосходительствам угодна помощь, но не превосходство; им угодно, чтобы совет казался всего лишь напоминанием о том, что забыто, а не объяснением того, что им непонятно. Наглядный урок дают нам звезды: светозарные дети солнца, они никогда не дерзают затмить его сияние.


Изнашивается и старится даже совершенное; помни, что слава твоя как новинка будет недолга — день-другой, и восторгам конец. Посему воспользуйся первиной восхищения и в разгаре успеха извлеки все, на что можешь притязать; пыл увлечения пройдет, страсти охладеют, и удовольствие от нового сменится досадой от прискучившего. Поверь, все имело свою пору — и все миновало.


Изощрённый ум искусно пользуется уподоблениями, дабы извлечь из них поучительную мораль; развернув уподобление со всеми его обстоятельствами... внушает нам некую истину.
(*ИЗОЩРЁННЫЙ РАЗУМ*)


Изощрённый ум, в отличие от рассудка, не довольствуется одной лишь истиной, но стремиться к красоте.
(*ИЗОЩРЁННЫЙ РАЗУМ*)


Имя - немалое подспорье для рассуждения; оно служит хорошей основой для установления соответствия или разности со свойствами предмета.
(*ИЗОЩРЁННЫЙ РАЗУМ*)


Имя собственное - источник многих остроумных мыслей... в уподоблениях оно служит основой для параллелей и аналогий.
(*ИЗОЩРЁННЫЙ РАЗУМ*)


Иногда утверждение умышленно опускается, на него только намекают, и, если толкование убедительно, читатель сам угадывает остроту...
(*ИЗОЩРЁННЫЙ РАЗУМ*)


Иные довольствуются тем, что правда на их стороне, но этого мало – правде надо деятельно помогать.
(«Карманный оракул. Критикон»)


Иные кажутся бог весть чем, пока их не узнаешь; близкое знакомство чаще вызывает разочарование, чем уважение.


Иные могли бы стать учеными, если бы не думали, что уже стали ими.


Искать преданной любви. Даже верховная первопричина в величайших своих делах предусматривает ее и предписывает. Через чувство любовь проникает в убеждение. Иной, полагаясь на свои достоинства, не стремится ее завоевать, но благоразумие знает, сколь долгий путь надобно пройти заслугам, коль не поможет благорасположенность. Все облегчит, всем одарит преданная любовь; награждает не всегда за достоинства, чаще сама их воображает — доблесть, благородство, ученость, даже ум; недостатков не видит, ибо видеть не хочет. Порождает ее обычно общность жизни материальной — нрав, сословие, родство, родина, занятие. Для общности же духовной требуется более высокое — дарования, обязательность, репутация, заслуги. Вся трудность в том, чтобы такую преданность завоевать, сохранить же ее легко. Обрести ее можно — и надо учиться ею пользоваться.