Мудрые мысли

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин)

(15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский писатель-сатирик. Гениальный художник и мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, талантливый журнальный редактор и организатор молодых творческих сил, был одним из самых ярких деятелей русского освободительного движения.

Цитата: 52 - 68 из 107

  Не к тому будь готов, чтобы исполнить то или другое, а к тому, чтобы претерпеть.


  Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка.


  Необщительный человек, не принимающий участия в попойках, непременно должен быть неблагонамеренным и злоумышляющим.


  Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


  Нет задачи более достойной истинного либерала, как с доверием ожидать дальнейших разъяснений.


  Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына.


  Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена - переходные.


  Никакому администратору, ясно понимающему пользу предпринимаемой меры, никогда не кажется, чтоб эта польза могла быть для кого-нибудь неясною или сомнительною. [...] Наконец, всякий администратор добивается, чтобы к нему питали доверие, а какой наилучший способ выразить это доверие, как не беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь? (*История одного города*, 1869-1870)


  Ничем не ограниченное воображение создает мнимую действительность.


  Ничто в такой степени не возбуждает умственную деятельность, не заставляет открывать новые стороны предметов и явлений, как сознательные симпатии или антипатии.


  Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех.


  Общественное значение писателя в том и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы, чтобы освежить всякого рода духоты веянием идеала.


  Общий признак, по которому можно отличать пестрых людей, состоит в том, что они совесть свою до дыр износили. А взамен совести выросло у них во рту по два языка, и оба лгут, иногда по очереди, а иногда - это еще постыднее - оба зараз. Жизнь их представляет перепутанную, бессвязную и не согретую внутренним смыслом театральную пьесу, содержание которой исключительно исчерпывается переодеванием...


  Одна литература изъята от законов тления, она одна не признает смерти.


  Одно остается небезрассудным — это жажда подвига. В этой жажде трепещет живое человеческое сердце, скрывается пытливый и никогда не успокаивающийся человеческий разум.


  Они (обыватели) и рады были не бунтовать, но никак не могли устроить это, ибо не знали, в чем заключается бунт. (*История одного города*, 1869-1870)


  Они сидели и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном не меняя.