Притчи


  Свет и любовь
   (Суфийская притча)
   — Почему истинно любящего можно уподобить свече? — спросили одного мастера.
   — Истинно любящий находит свет лишь, когда, подобно свече, он становится собственным топливом, расходуя себя самого.


  Замена Реальности
   (Притча неизвестного происхождения)
   Мастер предупреждал, что всегда существует опасность замены Реальности какой-нибудь концепцией или определением.
   Один учёный спросил Мастера:
   — Говоря о бытии, сэр, вы имеете в виду вечное, трансцендентальное бытие или преходящее, случайное?
   В задумчивости Мастер закрыл глаза. Затем он открыл их и обезоружил­ своим ответом:
   — Да!
   Позже он пояснил:
   — Как только вы даёте Реальности определение, она перестаёт быть Реальностью.
   — Даже когда вы называете её «Реальность»? — спросил дотошный ученик.
   — Даже тогда. Даже когда ты называешь её «она».


  Последняя ступень
   (Индийская притча)
   В Таиланде есть очень древний храм. В самом начале творения Бог разгневался на одного ангела. Ангел был обвинён в неповиновении, и это было так серьёзно, что Бог сбросил его на землю, и полетел тот жить невидимым змеем в этом храме.
   В храме была башня в сто ступеней, и каждый паломник, призванный войти в храм, должен был пройти эту башню. Это было частью паломничества. И
   Бог сказал ангелу:
   — Ты должен будешь жить на первой ступени башни и подниматься всякий раз вместе с паломниками, которые будут приходить сюда.
   В Таиланде сознание делится на сто ступеней, а змей мог подняться только до того уровня, на котором существовало сознание паломника.
   Если паломник достигал двадцатой ступени, то и змей мог следовать только до двадцатой. И Бог сказал ему:
   — Если ты трижды достигнешь последней ступени, то будешь освобождён от греха.
   Но только один раз змей смог подняться до последней ступени.
   Не меньше десяти тысяч паломников приходят ежедневно в древний храм.
   Прошли, минули тысячелетия — паломники и паломники. И змей следовал за каждым из них. Лишь только иногда, очень редко, он достигал двадцать пятой ступени, ещё реже — пятидесятой и лишь однажды — сотой. Он упал опять на первую ступень. Теперь даже змей стал очень и очень умным, по всей видимости, нет никакой надежды — ведь он должен трижды достичь последней ступени, ибо лишь тогда будет снят с него грех.


  Медведь и яблоки
   (Езидская притча)
   Как-то увидел медведь яблоньку, украшенную спелыми красивыми яблоками, и захотелось ему их отведать. Но, как он ни пытался залезть на дерево, у него так и не получилось добраться до верхушки, где висели самые красные и сладкие яблоки.
   Так и посматривал он на дерево, пока мимо не прошёл дровосек.
   — Что, косолапый, никак до яблок не доберёшься? — спросил он.
   — Да нужны они мне, мужик! Они же кислые.
   Но долго ещё потом медведя манили яблоки.


  Лис и верблюды
   (Суфийская притча)
   Лис убегал в ужасе. Кто-то спросил, что его встревожило. Лис ответил:
   — Верблюдов вербуют для принудительного труда.
   — Глупец, — сказали ему, — судьба верблюдов не имеет никакого отношения к тебе, ты даже отдалённо не похож на них.
   — Не скажи! — ответил лис. — Ибо если какой-нибудь интриган заявит, что я верблюд, кто станет хлопотать о моём освобождении?


  Беседа со стрелком
   (Эзотерическая притча)
   Однажды некий ученик заметил, что Учитель беседует с прохожим стрелком. Ученик после спросил в удивлении:
   — Какое значение могла иметь такая беседа?
   Учитель сказал:
   — Спрашивал его, как он делает прочный лук и как он попадает в цель.
   Всегда уместно рассуждать о крепости, о меткости, об умении.


  Поэт и врач
   (Суфийская притча)
   Поэт обратился за помощью к врачу.
   Он сказал ему:
   — У меня целый ряд ужасных симптомов. Я несчастен и не нахожу себе места, у меня ломит руки и ноги, и даже волосы.
   Врач спросил:
   — Может быть, вы ещё не обнародовали своё последнее сочинение?
   — Да, это так, — сказал поэт.
   — Отлично, — сказал врач. — Будьте так любезны прочитать его.
   Поэт стал читать и по требованию врача повторял свои строки снова и снова.
   Затем врач сказал:
   — Встаньте, вы излечены. То, что было внутри вас, поражало ваши внешние органы. Теперь, когда оно высвобождено, вы снова здоровы.