Притчи


  Духовность для бизнесмена
   (Притча неизвестного происхождения)
   Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? — спросил у Мастера бизнесмен.
   — Она поможет тебе стать ещё богаче, — ответил Мастер.
   — Но каким образом?
   — Научив меньше желать.


  Собака — первый учитель
   (Суфийская притча)
   Одного суфия спросили о том, кто был его первым учителем. Он ответил:
   — Собака. Однажды я наблюдал, как собака, испытывавшая сильную жажду, хотела напиться из озера. Она осторожно подкрадывалась к воде, наклоняла голову и в ужасе отскакивала. Но жажда была сильна — и всё повторялось сначала: каждый раз она заглядывала в воду и отскакивала.
   Я понял: она пугалась собственного отражения в воде. Наконец собака нашла выход. Она отошла подальше, разбежалась и прыгнула в воду, и там, подальше от края, начала жадно лакать.
   Так и мы, испытывая жажду духовной жизни, можем испугаться собственных страхов, самих себя, если подходим осторожно, не погружаясь. Собака научила меня, как нужно поступать со своими страхами.


  Человек создан, чтобы учиться
   (Суфийская притча от Газали)
   — Для чего создан человек? — спросили ученики аль-Газали.
   — Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться.


  И едят несовершенно, и спят неспокойно
   (Дзэнская притча)
   Как-то чаньский наставник Ю-юань пришёл к чаньскому мастеру Хуэйхаю за наставлениями о сути Чань и спросил:
   — Есть ли в пестовании Пути какие-то тайные наставления?
   — Есть! — ответил Хуэйхай.
   — А каковы эти тайные наставления?
   — Проголодался — поешь, устал — поспи!
   — А разве обычные люди не так поступают в своей жизни? Чем же тогда они отличаются от чаньских наставников? — не понял Ю-юань.
   — Обычные люди, когда едят, всё время думают о чём-то другом. Когда они спят, мысли их в хаосе, и они всё время о чём-то беспокоятся, — ответил Хуэйхай.


  Духовность для бизнесмена
   (Притча неизвестного происхождения)
   Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? — спросил у Мастера бизнесмен.
   — Она поможет тебе стать ещё богаче, — ответил Мастер.
   — Но каким образом?
   — Научив меньше желать.


  Нет лекарства против меча
   (Даосская притча)
   Один вельможа дорожил своим здоровьем и оказывал покровительство всем лекарям, знахарям и врачевателям, жившим в его владениях.
   — Какой недуг не под силу вылечить моим лекарям? — гордо спрашивал вельможа у своей свиты. — Какую болезнь не осилят мои знахари?
   Советники и доверенные лица лишь угодливо кланялись да поддакивали своему властелину, утверждая, что лекари всесильны.
   Однажды из окна своего дворца вельможа увидел одинокого странника,­ идущего по дороге, и велел слугам привести его к себе.
   — Слушай моё слово, путник, — начал свою речь вельможа. — Если ты сможешь назвать недуг, против которого бессильны снадобья моих знахарей, то я щедро тебя награжу, но если ты не знаешь такого недуга, я навеки заберу тебя в услужение.
   — Я бы мог назвать десятки и сотни недомоганий, против которых бессильны твои лекари, — не задумываясь ответил странник, — но я не буду утомлять твой слух перечислением, так как точно знаю, что у твоих врачевателей не найдётся лекарства от меча, перерубающего пополам.
   Услышав такой ответ, вельможа очень испугался, но не подал виду, а приказал щедро наградить странника и отпустить восвояси…


  Моё сердце может принять любой внешний вид
   (Суфийская притча)
   — Что вмещает твоё сердце, — спросили однажды ученики аль-Араби.
   — Моё сердце может принять любой внешний вид. Сердце меняется в соответствии с изменением сознания во мне. Оно может предстать в виде луга с газелями, монастыря, храма с идолом, Каабы, цели паломников, скрижалей Торы, дара листов Корана. Моя обязанность — вернуть долг Любви. Я свободно и с готовностью принимаю всякую ношу, возлагаемую на мои плечи. Любовь подобна любви влюблённых, с той разницей, что вместо любви к необычному, моя любовь — к Сущности. Такова моя религия, таков долг, такова вера. Назначение человеческой любви — явить любовь превышнюю, истинную. Именно эта любовь является сознательной. При той, другой, человек теряет осознание себя.