Притчи


  Ты слишком много оглядывался
   Пришел как-то к великому суфию Байязиду Бистами один человек и сказал:
   — Из-за твоего учения разрушена вся моя жизнь. Двадцать лет тому назад я пришел к тебе, и ты мне сказал, что если не просишь — богатства сами последуют за тобой; если не ищешь — все дано будет тебе; если не возжелаешь — придет самая прекрасная женщина. Потрачено целых двадцать лет! Хоть бы какая уродина пришла! А про богатства я вообще молчу! Я стал болен, ты разрушил всю мою жизнь. Ну а теперь, что ты мне скажешь?
   Байязид ответил:
   — Да, это все произошло бы, но ты слишком много оглядывался, смотрел вновь и вновь, идут ли они или нет. Было желание. Ты упустил все из-за желания, а не из-за меня. Ты все ждал: вот сейчас придет самая красивая женщина, чтобы постучать мне в дверь; сейчас придет ко мне богиня богатства. Ты не был молчалив. Ты не был в состоянии нежелания!
   (суфийская притча)


  Стоит ли зазнаваться?
   Случилось как-то Мулле Насреддину обратиться к каймакаму. Возмущенный чванливостью этой чиновной особы, Мулла Насреддин не стерпел:
   — С чего это, любезный, ты так зазнаешься, кто ты такой?
   — Будто не знаешь, я — каймакам!
   — Ну, хорошо, а потом кем станешь?
   — Губернатором!
   — Ну а дальше?
   — Министром.
   — А еще кем?
   — Садразамом.
   — А дальше?
   — Никем.
   — А я уже сейчас никто. И стоит ли так зазнаваться?
   (притча про Насреддина)


  Насреддин на дереве
   Насреддин рубил топором сук, сидя на его конце. Прохожий сказал ему:
   — Ты с ума сошел! Если ты отрубишь этот сук, то сам упадешь на Землю.
   Насреддин ответил:
   — Иди прочь! Что ты знаешь? — и продолжил рубить.
   Когда сук был перерублен, Насреддин вместе с ним упал на землю. Тут он вскочил и побежал вслед за прохожим, говоря:
   — Оказывается, этот человек гадальщик, надо спросить у него, сколько я проживу.
   (притча про Насреддина)


  Как обойти правило
   Если человек достаточно хитер, чтобы запомнить тридцать три тысячи правил, он и достаточно сообразителен, чтобы всегда найти способ их обойти. Если он не хочет делать определенную вещь, он найдет способ.
   Я слышал историю об одном христианском святом. Кто-то ударил его по лицу, потому что в этот день на утренней лекции он сказал: *Иисус говорит, что если кто-то ударит тебя по одной щеке, подставь другую*. И этот человек захотел это проверить и ударил его изо всех сил по щеке. Этот святой был действительно истинным верным своему слову: он подставил ему другую щеку. Но этот человек был тоже непрост: он ударил и по второй щеке, еще сильнее. Тогда его ждала неожиданность: этот святой набросился на него и стал бить его так сильно, что этот человек сказал:
   — Что ты делаешь? Ты же святой, и утром ты сказал, что если кто-то ударит тебя по одной щеке, подставь другую.
   Он сказал:
   — Да, но у меня нет третьей щеки. И Иисус на этом останавливается. Теперь я свободен. Теперь я буду делать, что мне хочется. Иисус не дает об этом больше никакой информации.
   (притча в изложении Ошо)


  Судьба кувшинчика
   Маленький глиняный кувшинчик для воды стоял на столе. В углу комнаты на кровати лежал больной, томимый жаждой. *Пить! Пить…* — поминутно просил он. Но родичи его ушли по делам, оставив его одного. Мольба больного была так жалобна, что даже кувшинчик не выдержал. Он переполнился состраданием и, прилагая невероятные усилия, подкатился к постели больного, остановившись возле самой его руки. Больной открыл глаза, и взгляд его упал на кувшинчик. От этого зрелища он исполнился изумления и облегчения. Собрав все свои силы, больной поднял кувшинчик и прижал его к горячим от жара губам, но только тут понял, что кувшин пуст! Последние силы больной потратил на то, чтобы швырнуть кувшинчик в стену. Тот разлетелся на бесполезные куски глины.
   Не уподобляйся больному — не превращай в куски глины тех, кто стремится тебе помочь. Даже если их попытки тщетны, оцени по достоинству их усилие.
   (суфийская притча)


  Была ли корысть?
   Цзэн-Цзы дважды служил, и чувства его дважды менялись. Он сказал:
   — Я служил при жизни родителей, получал лишь три фу, а сердце радовалось. Потом получал три тысячи чжуанов, но не посылал родителям, и сердце мое печалилось.
   Ученики спросили у Конфуция:
   — Можно ли такого, как Цзэн-Цзы, считать невиновным в корысти?
   — Была корысть. Разве свободный от корысти предавался бы печали? Такой смотрел бы на три фу или на три тысячи чжуанов, как пташка на пролетающего перед ней комара.
   (даосская притча)


  Апельсин
   История о первой встрече ламы Калу Ринпоче с дзэнским мастером Сеунгом Саном.
   Вошли два монаха в монашеских платьях — бордово-желтое у тибетца и строгое серо-черное у корейца, за ними следовала лысая свита монахов помоложе и переводчики. Тибетский лама сел неподвижно, одной рукой перебирая деревянные четки и непрерывно бормоча *Ом мани пеме хунг* в такт дыханию.
   Дзэнский мастер, славившийся своими методами забрасывания учеников вопросами до тех пор, пока они не вынуждены будут признать свое неведение, и затем оравший на них: *Ты не знаешь ум!*, пошарил в глубине своей робы и извлек оттуда апельсин.
   — Что это? — требовательно спросил он у ламы. — Что это такое? Это было типичным вступлением, и он был готов сразу наехать на любой ответ.
   Тибетец сидел, тихо мусоля свои четки, и ничего не отвечал.
   — Что это? — настаивал мастер Дзэна, держа апельсин перед носом тибетца.
   Калу Ринпоче очень медленно наклонился к тибетскому монаху, сидящему рядом в качестве переводчика, и они перешептывались несколько минут. Наконец переводчик огласил:
   — Ринпоче говорит: *Что с ним такое? У них там что, нет апельсинов?*
   (историческая притча)