Притчи


  Просто идите своим путем
   Один из учеников спросил Будду:
   — Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
   Будда ответил:
   — Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?
   Ученик сказал:
   — Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
   Будда сказал:
   — Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.
   (буддийская притча)


  Прошлое Будды
   Будда поведал об одном из своих воплощений. Он говорил:
   *В своем предыдущем воплощении я был невежественным человеком. Один мудрец достиг просветления, поэтому я отправился к нему. С почтительным поклоном я припал к его ногам. Но, выпрямившись, с удивлением увидел, как старик склонился в поклоне передо мной.
   — Что вы делаете? — воскликнул я. — То, что я касаюсь ваших ног, абсолютно правильно, но я не заслужил поклонов.
   Мудрец ответил:
   — Будет величайшей ошибкой, если ты коснешься моих ног, а я твоих — нет. Потому что я — не кто иной, как часть тебя, но немного ушедшая вперед. Склоняясь к твоим стопам, я лишь напоминаю тебе, что ты сделал правильно, поклонившись мне. Но не заблуждайся, считая, что мы два разных человека. Было бы заблуждением считать, будто я мудрец, а ты — невежда. Это вопрос времени. Подожди немного, и ты тоже достигнешь просветления. Когда правая нога ступает вперед, левая следует за ней, на самом деле левая остается позади только для того, чтобы правая могла шагнуть вперед*.
   (буддийская притча)


  Эликсир жизни
   Александр Македонский всю свою жизнь искал эликсир жизни, дающий бессмертие, и, говорят, нашел его в Аравийской пустыне. Эликсир был найден в пещере. Какая радость! Александр танцевал от радости.
   Он отправился туда один, не взяв с собой даже своих ближайших друзей. Войдя в пещеру, он увидел родник, сочившийся из-под огромного кристалла, который светился всеми цветами радуги. Завороженный, он смотрел на это чудо и уже хотел напиться, как вдруг услышал карканье. Александр вздрогнул. Оглянувшись, он увидел древнего старика с бородой до земли. Рядом с ним сидел ворон.
   Старик сказал:
   - Прежде, чем напиться, подумай хорошенько. Я выпил этой воды и живу уже несколько веков. Если бы ты знал, как я устал! Я в отчаянии. Я хочу умереть и не могу. Я пресытился жизнью, у меня нет желаний. Жизнь должна обновляться, а обновляться она может только через смерть.
   Говорят, на Александра так подействовали эти слова, что он выбежал из пещеры, вскочил на коня и, не оглядываясь, скакал, пока не село солнце.
   (историческая притча)


  Мы — туристы
   Ни чему не принадлежать — один из величайших опытов жизни. Быть совершенно посторонним, никогда и нигде не чувствовать себя частью - это великий опыт трансценденции.
   Американский турист приехал к суфийскому Мастеру. Давно он слышал о нем, глубоко влюбился в его слова. И вот он, наконец, собрался и приехал к нему. Когда он вошел в комнату, то был удивлен: комната была абсолютно пуста! Там только сидел Мастер, и не было никакой мебели. Американец не мог себе представить жилого помещения без всякой мебели. Он спросил:
   — Где твоя мебель, господин?
   Старый суфий рассмеялся и сказал?
   — А где твоя?
   — Но я же турист. Я не могу привезти с собой мебель!
   — Вот и я турист, приехавший на несколько дней. Потом меня не станет, точно так же, как не станет и тебя.
   Этот мир — только паломничество, огромной важности паломничество, но не место, к которому можно принадлежать, не место, в котором можно стать частью.
   (притча в изложении Ошо)


  Рука Будды
   Один ученик попросил Будду:
   — Вырази кратко, с чем сравнимо твое учение?
   Будда ответил:
   — Смотри на этот лес. Как он открыт! Ничего не спрятано. Я так же открыт, как этот лес.
   Он показал кулак и сказал:
   — Сейчас мой кулак закрыт, ты не сможешь увидеть листья, которые в нем.
   Потом Будда открыл свою руку, листья упали, и он сказал:
   — Но рука Будды не похожа на кулак, она открыта, и если ты чего-то не понимаешь, то причина — в тебе.
   (буддийская притча)


  Чем можно владеть?
   Ограждающий спросил у своих помощников:
   — Могу ли обрести путь и им владеть?
   — Собственным телом не владеешь, как же можешь обрести путь и им владеть? — ответили ему.
   — Если я не владею собственным телом, то кто им владеет?
   — Это скопление формы во вселенной. Жизнью своей ты не владеешь, ибо она — соединение частей неба и земли. Своими качествами и жизнью ты не владеешь, ибо это — случайное скопление во вселенной; своими сыновьями и внуками ты не владеешь, ибо они — скопление сброшенной, как у змеи кожи во вселенной. Поэтому ты идешь, не зная куда, стоишь, не зная на чем, ешь, не зная почему. Во вселенной сильнее всего воздух и сила тепла. Как же можешь ты обрести их и ими владеть?
   (даосская притча)


  Слепая вера
   Будда разрушал авторитеты, с горькой иронией бичевал он книжную премудрость, как пустой вздор или же дерзкое сумасбродство; к кастовому высокомерию брахманов он относился с не меньшей строгостью: *Кто, повторяя песни и изречения древних мудрецов, вообразит себя таким же, как они, мудрым, тот уподобляется простолюдину или рабу. Ученик верит в то, во что верит учитель; учитель верит в то, что он узнал от предшествующих учителей. Речь брахмана похожа на вереницу слепых: стоящий впереди ничего не видит, стоящий посредине ничего не видит, стоящий позади ничего не видит. Как же тут быть? Разве при таких условиях вера брахманов чего-нибудь стоит?*.
   (буддийская притча)